Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Шмигирина Елена Алексеевна

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле; выяснение философских  проблем, которые ставит в своём произведении автор; формируется представление о платоновской « формуле жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект дистанционного урока литературы

в 7 классе

ПО ТЕМЕ: «ИЗ ЗЕРНА ДОБРА — ЦВЕТОК ДОБРОТЫ

              (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА)

               

                                           

 

Цели:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
  • осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
  • размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;
  • обучение умению анализировать текст художественного произведения;
  • выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
  • уметь работать со словарём;
  • познакомить учащуюся с текстом Нагорной проповеди из Евангелия.

Развивающие:

- включить ученицу в творческий процесс постижения платоновской прозы с параллельным  ее сопоставлением с текстами из Евангелия;

- развивать ассоциативное мышление.

Воспитывающие:

- Приобщать ученицу к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

-воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;

- попытаться донести до ученицы мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.»

- прививать охоту к чтению Евангелия и серьезной классической литературы;

- помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, Евангелие, высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

 (На экране  портрет писателя и тема урока). Слайд №1

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа «Юшка», который ты прочитала к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские  проблемы, которые ставит в своём произведении автор. А к концу урока мы попытаемся дополнить наше читательское представление о платоновской « формуле жизни».

На экране  - схема: ( 2 слайд)

Формула жизни по А.Платонову

 

3. Слово учителя.

 

А)

- Давай вспомним произведения  довольно самобытного писателя, которые ты читала в 6 классе?

 - Что ты помнишь о его жизни из автобиографии, с которой мы тоже знакомились в прошлом учебном году?

(называет в первую очередь такие произведения, как «Корова», в «Прекрасном и яростном мире», вспоминают народные сказки в переработке А.Платонова, например «Волшебное кольцо», «Финист – Ясный Сокол»).

Б) Учитель дополняет биографические сведения о писателе.

В) Перспективное задание ученику, работающему с карточкой, на которой  эпизоды из  жизни писателя.

Учитель.

«Родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой  любовью.

   Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем  железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим,  поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет.

Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе -      

литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию.

Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.

Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелёгкими, но в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах он был верен своему голосу художника, и , несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, её трагические стороны так, как он видел и считал правильным.

Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году.

С 1926 года работает над романом о революции «Чевенгур», который был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.)

Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.

3. Итоги 1 этапа урока.

Как  можно дополнить наше читательское представление о платоновской формуле жизни после знакомства с биографией писателя?

- Это и любовь к «потному труду».

4.Работа по теме урока.

А)

- «Величие простого сердца»... Как ты понимаешь эти слова?

        Вывод учителя.

Читая рассказ, вспоминаешь высказывание Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна».  За видимой «нагой простотой»  главного героя Юшки, за такой его понятностью для всех, с кем он рядом живёт, скрывается настоящая его сущность, непохожесть на других, наделённых «слепым сердцем». Вот мы и попытаемся выяснить, в чём же проявляется его «величие»?

Б)

- Посмотри на предложенные высказывания известных людей и попробуй выбрать в конце урока то, которое больше всего подходит к нашей  теме.  

На экране высказывания: ( Слайд №3)

Великое – не умирает.

И.В. Панфилов.

Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.

А. Франс.

Уважай в себе и других человеческую личность.

Д.И. Писарев.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль.

Великие души переносят страдания молча.

Ф.Шиллер.

 Гнев есть оружие бессилия.

С Сегюр.

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

 М Горький.

Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.

Д.И Писарев.

Нет величия там, где нет простоты, добра и  правды.

Л.Н.Толстой.

Из зерна добра — цветок доброты.

В)

Беседа учителя  по вопросам:

1.Давай попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают?

(Перед нами старый на вид человек,  слабый,  больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё,  что о нём знают.)

2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели?

(В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста.

Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)

2.Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

 Встреча Юшки с детьми.

Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них?

(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник  радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он верил , что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.)

 Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? (Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.

(Чтение отрывка из Евангелия от Матфея – Нагорная проповедь Христа.) Текст  и иллюстрация проецируются на экран. Слайд №5-6.

Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни?

(Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный»  на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.).

Работа с иллюстрацией к данному эпизоду.  (7 слайд)

Когда узнали имя Юшки (Ефим Дмитриевич)? Стало ли лучше жить людям без него?

Значение имени героя  не случайно.(Ефим – благочестивый, благожелательный; Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна , взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды) (Слайд №10)

Добро и  любовь, по Платонову, не уходят , не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды. Что подтверждает сказанное?

(Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям, утоляет чужое страдание и горе).

Какие чувства вызывает у тебя рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Работа со словарём. Значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие.  Запись в тетрадь (слайд №  8-9)

Выяснить сходство и различие в значениях.

 Составить словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека: радость — …; обида — …; ярость — …; блаженный — …; слепое сердце — …; недуг — …; терзать — …; потешиться — …; глумление — …; утолять страдание — … .

Как ты думаешь, в чём смысл жизни Юшки? (Слайд 11)

— Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?

(Нравственный человек  -  это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно,  потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек.

 Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.

- Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром», — сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.

Выбор эпиграфа к уроку (обращение к цитатам)  (13-16 слайды)

Добавляем формулу жизни по Платонову (любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце). Запись в тетрадь.

Итоги урока.

Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра «Из зерна дабра — цветок доброты» или «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».

2.Прочитать рассказ Платонова «Неизвестный цветок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")

Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить"  учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Дистанционный урок литературы по теме «Саша Чёрный. Юмористические рассказы". 5 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения со  ссылками  на информационные ресурсы. Предложен контрольный тест....

Дистанционный урок литературы по теме "Е. И. Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".7 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения: предложены ссылки на образовательные ресурсы, приложена проверочная работа в тестовом формате...