План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зарипова Фильсина Рафисовна
Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaripova_f.r._plan_uroka_po_e.nosovu_kak_patefon.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е.И. Носов.  Добро и доброта  в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

Цель: познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Е.И.Носова, оказавшими влияние на  формирование мировоззрения писателя;

выявить художественную идею рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»;

формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении;

развивать  навыки  работы с текстом, навыки лексической работы; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «жалостливый»,

воспитывать интерес к жизни и творчеству Е.И.Носова.

Обор.: текст рассказа.

Ход урока

I. Орг. момент.  Актуализация.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

II. Работа по теме урока.

1. Слово о писателе.

      Евгений Иванович Носов (1925-2002) родился в селе Толмачеве под Курском, краю, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…

Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела… Кажется, что просторно открытые дали с их тревожной тишиной проникнуты сюжетами произведений Е.Носова – от первой книги «На рыбачьей тропе» до повести «Усвятские шлемоносцы».

      Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артёмовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, по которой еще ребенком с матерью ходил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Е. Носов в одном из рассказов.  Отец его был мастеровым человеком. Дед кузнечил в свое время. Из семейных традиций пришло к писателю «глубочайшее уважение к труду».

     Детство пришлось на голодные и холодные 1930-е годы. Но мальчик был по природе оптимистом и романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.

Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

     В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.

Е.Носов закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска. Противотанковая артиллерия встречала врага первой. Не однажды смотрел смерти в глаза юный солдат Евгений Носов. Под Кенигсбергом был тяжело ранен.

     Первый рассказ – «Радуга» - Е.Носов опубликовал в Курском областном альманахе для детей, а первую книгу – «На рыбачьей тропе» - в 1958 году, в 1989 году вышла книга для младших школьников «Где просыпается солнце», в 1992 году – книга для старших школьников «Красное вино победы».  Советую прочитать рассказы Е.И.Носова «Трудный хлеб», «Белый гусь», «Кукла». Они не просто нравятся читателям, а трогают и волнуют душу.

Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.)

Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя? (Был чутким, внимательным, любил животных и птиц)

2. Знакомство с рассказом «Как патефон петуха от смерти спас».

3. Анализ рассказа Е.Носова «Как патефон петуха от смерти спас».

1) Назовите героев рассказа.

Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?

Где и когда происходит действие рассказа?

2) Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов «… и Витька засел дома на целую неделю».

Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Назовите изобразительные средства, передающие ощущения сильного холода. (Олицетворения, эпитеты. Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление: слово «морозище» образовано при помощи суффикса «-ищ-», имеющего увеличительное значение).

3) Исследовательская работа с текстом.

Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика «похолодела спина…».

Каково значение данного словосочетания?

Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой? («Стало жаль петуха», «Витька съёживался», «в горле заскребло», «глаза часто-часто замигали»

«юркнул в комнату и забился в угол».)

Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? («Сердчишко у тебя больно жалостливое».) Бабушка рада, что внук умеет жалеть, пытается помочь.

Подберите синоним и антоним к слову «жалостливое». (Чуткое, равнодушное.)

Как Витька отнесся к больному петуху?

Выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.

Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха. (Жалость, милосердие, сострадание, чуткость.)

4) Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Он был такой красивый и смелый…» до слов «… и громко и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку!».

Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

5) Лексическая работа.

Найдите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?

Как Витька пытается «утешить» петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?

Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?

Подберите синонимы и антонимы к слову «жалостливое».

Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.

Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.

6) Беседа.

Как бабушка отнеслась к петуху?

Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха? Как бабушка лечила петуха?

Найдите и прочитайте описание больного петуха.

При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? Расскажите об этом подробнее. Перескажите эпизод.

Что заставило петуха издать воинственный крик? Обратите внимание, как изменился петух.

Сделайте вывод, какие качества петуха вернули его к жизни?

Какое душевное качество бабушки спасло петуха. (Сочувствие.)

Как отнесся к петуху отец Витьки?

Мальчики инсценировали разговор героев рассказа.

Посмотрим, удастся ли нашим актерам передать чувства героев рассказа.

Кто же еще так отнесся к горю Витьки, как и его отец?

Выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха. (Равнодушие.)

Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?

Что спасло петуха от смерти?  

Запишите в тетрадь  человеческие качества Витьки,  которые спасли петуха от смерти. (Воинственный дух, гордость, жалость, милосердие, сила духа, чуткость.)

Воинственный дух - готовность к действию.

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства.

Жалость - сострадание, соболезнование.

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

Сила духа - бодрость, моральная сила.

Сострадание - участие в печали, сочувствие.

Чуткость – способность  замечать, понимать происходящее.

Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор?

Прочитайте его определение в «Кратком словаре терминов».

Петух изображен сочно, яркими красками. Зримо представляешь его красоту, отвагу, гордую осанку.

Кого вы назвали бы врагом нашего петуха? (Из-за чего с петухом приключилась беда?)

С помощью каких выражений автор создает ощущение лютого мороза - виновника беды? Найдите в тексте и прочитайте. (Мороз не сдавался, трещал в старых бревнах дома, проступал колючей солью на оконных ручках и шляпках гвоздей.)

Как автору удалось сделать мороз героем рассказа?

Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)

7) Особенности языка Е.И.Носова.

А.И.Солженицын писал о языке произведений Е.Носова: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нём и характер каждого говорящего, и достоверно скрестившийся момент».

Из его слов: укормистые луга, обрывистое убережье, корова выладнилась. Бычок взмыкивает, паутинный голос, затайки».

Найдите в тексте разговорные слова. Для чего их употребляет писатель?

Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их.

Метафора -  «огненное ожерелье», «отливающей бронзой грудью».

Сравнение - «как истинный гвардеец».

III. Итоги урока. Обобщение. Оценки.

Чему учит рассказ Е.Носова? (Добру, милосердию, состраданию всему живому).

Скажите, какими качествами главного героя рассказа Витьки вы обладаете или хотели бы обладать?

Запишите в тетради ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»        

       

IV. Дом. задание. Ю.В. Сотник. «Гадюка».   Инд: о писателе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...

План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» (5 кл)

Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» состоит из 12 вопросов, может быть использован на уроке литературы в 5 классе в соответствии с изучаемой темой....