Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы
статья по литературе на тему

Агеева Ирина Валерьевна

статья для распространения педагогического опыта в лицейский сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sbornik.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Агеева Ирина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Интернет в школе и дома… Постоянно этот Интернет. Лет пять назад мы еще не задумывались над этим, но сегодня эти вопросы волнуют нас  как никогда. Мы пытаемся обезопасить наших детей от очень доступной информации, но и без нее современным школьникам уже на уроке неинтересно, особенно на уроке литературы, на котором нужно читать большие тексты.

Как же привить детям любовь к литературе? Как помочь проникнуть в замысел поэта, ощутить всю красоту и обаяние художественного слова? Конечно, с помощью ресурсов Интернет. Специалисты самого разного уровня единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации, ведь Интернет является лишь средством в учебном процессе. Как же можно с  пользой для учебы использовать его возможности? В нашем лицее созданы все необходимые условия для этого, что позволяет широко использовать возможности Интернет-ресурсов. Какие же приемы мы можем использовать?

Например, каждая новая тема начинается со знакомства с биографией и творчеством поэта или писателя. Самым распространенным способом является урок-презентация, который может подготовить как учитель, так и ученик. Технология слайд-лекции, если ее подготовил учитель, не устраняет его из учебного процесса. Основной звуковой ряд лекции - это голос самого преподавателя, который комментирует содержимое слайдов, формулировки определений, регулирует темп лекции и смены слайдов. Если же презентацию представляет ученик, то преподаватель все равно комментирует и дополняет выступающего. На слайдах презентации размещается отобранная информация и фото, аудио или видеоматериалы, что позволяет разнообразить урок несколькими видами информации. На таком уроке хорошо было бы познакомить ребят и  с литературными экскурсиями, связанными с жизнью и творческой деятельностью писателя или поэта, размещенных на разных сайтах. Большую методическую помощь мне оказывают виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям, которые знакомят учащихся с теми знаковыми для литературы местами, в которых современный школьник может иначе так никогда и не побывать. Учащиеся с большим интересом воспринимают этот вид работы, кроме того, по ходу экскурсии всегда есть возможность обратиться к произведениям писателя или воспоминаниям о нём современников. Большим подспорьем в работе лично для меня является сайт учителя русского языка и литературы Инессы Николаевны Перовой(http://perova3.jimdo.com/ ).Огромное ей за это спасибо!

 Не обходится урок литературы и без анализа художественных текстов. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова. Звуковое сопровождение может быть

представлено тематически близкими музыкальными произведениями. В своей работе я использую и самостоятельное чтение ребят стихотворений любимых поэтов. Чтецы начитывают произведения на аудионоситель, затем эти файлы размещаются на сайте дистанционного обучения нашего лицея,  а потом одноклассники получают задание оценить чтение своих товарищей и написать рецензию. Таким образом, учитель привлекает школьников к работе с лицейскими ресурсами на уроке.

Особенно люблю использовать на уроках возможности компьютерной поддержки в режиме он-лайн. Разнообразить урок можно просмотром отрывка из кинофильма, спектакля или концерта. Например, «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание», «Война  и мир» или «Тихий Дон». В этом же режиме  можно провести и тест-опрос или проверочную работу в формате ЕГЭ. Я постоянно пользуюсь ресурсами сайта 5litra.ru  

Активно испольуются мною и ребятами ресурсы Интернет и во внеклассной работе. Например, при подготовке проектов или литературных конференций, проектных задач  и викторин.

Таким образом, становится понятно, что использование Интернет-технологий на уроках литературы - это перспективное средство, дающее дополнительные методические возможности, позволяющее идти в ногу со временем и с детьми. И, конечно, как и любой вид работы, работа с Интернет должна носить системный характер, только в этом случае можно говорить о результативности.

Список литературы:

1.Беленький, Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. - М.: Просвещение, 1990. - 188 с.

2. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б. Берхин. // Советская педагогика. - 1989. - № 3. - С.29-33.

3. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - № 3. - С.48-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "Интернет-ресурсы для учителей русского языка и литературы"

Методический материал в виде презентации. Презентация может быть полезна учителям русского языка и литературы, так как в ней речь идет о возможностях интернета на уроках русского языка и литературы....

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии.

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.  Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Приёмы работы с текстом на уроках литературы

Приёмы работы с текстом на уроках литературы (из опыта работы)...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...