Анализ стихотворения М. Цветаевой "Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю..."
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Алимова Юлия Равшановна

Можно использовать на уроке или для подготовки к олимпиаде, к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_analiz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…»

Не думаю, не жалуюсь, не спорю,

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я – маленький плясун.

Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик

Двух темных лун.

13 июля 1914

«Поэзия – крик моего времени – моими устами, контр-крик его самому себе», - сказала М.И. Цветаева о своей поэзии. Поэтому пронзительное самообнажение мы видим в каждом ее стихотворении. Отрицание собственной жизни, безудержное стремление «пропасть», раствориться в мире, игра теней – все это загадочно и пронзительно соединено в стихотворении «Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…».

Перед нами - обнаженная душа лирического героя, который бежит по жизни, как канатоходец по канату. Это движение (бег с короткими остановками, со вздохами и выдохами) задано уже ритмом стихотворения – чередованием длинной и короткой строк.

Неровное (нервное) движение подчеркнуто и enjambements-ом – устремленностью смысла к концу двустишия, что усиливает напряженность, взволнованность, неуравновешенность,  даже опасность (вздохи – паузы подчеркнуты синтаксически).

Неуравновешенность, дисгармоничность выражена и неточными рифмами:

не спорю – к морю;

не сплю – ни к кораблю;

жарко – подарка;

в саду – не жду;

ни трамвая – позабывая;

на… канате – лунатик;

плясун – (двух) лун.

Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная разомкнутость лирического героя, его разъятость (разъ-Я-тость), переходящая в разорванность, раздробленность души, подчеркнуто отрицающей этот мир.

Однотипность рефрена (анафора), градационная насыщенность глаголов с отрицанием не усиливает желание лирического героя уйти из мира чувств, отказаться от мысли и общения, отказаться от любого движения в пространстве, чётко прорисованном в стихотворении:

«солнце – луна – море – корабль –

- стены – сад –

- трамвай –

  • канат».

Пространство не расширяется, а, наоборот, сужается (усиливая отрицание всего, что способно радовать и возрождать душу), сужается, замыкая в себе Лирического героя, оставляя ему лишь канат.

Утрата чувств («не чувствую, как в этих стенах жарко»), утрата гармонии («не чувствую, как зелено в саду» - цветовая символика гармонии) подчеркивает раздвоенность лирического героя, дисгармоничность души которого усиливается и внутренним контекстуальным противопоставлением во 2 строфе (антитезой):

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.         [жданного – не жду]

Поэтому ничто не радует лирического героя – «ни утро, ни трамвая звенящий бег», т.к. они лишь подчеркивают быстротечность, мгновенность жизни человека, отсчитывающего бег времени: «утро – день – число – век». А может быть, это сама Вечность ведёт отсчёт времени?!

Время, пронзительно убыстряющее свой бег, враждебно человеку, теряющему способность воспринимать мир, теряющему память. И этим тоже правит Время.

Борьба человека с безжалостным, всепоглощающим потоком времени и невозможна – это подчеркнуто единственной лексически точной рифмой: «бег – век».

Образ несущегося времени – «трамвая звенящий бег» - символичен в стихотворении М.Цветаевой. Именно такой образ времени мы встречаем у Н.Гумилева:

        

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мной летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял при свете дня.

        («Заблудившийся трамвай»)

Но у  М.Цветаевой образ времени усложняется. Образ «трамвая» становится синонимичен образу «корабля», который в поэзии Цветаевой – символ ладьи, увозящей души по реке Времени в мир теней, в мир смерти (Как он созвучен ладье Данте!). Поэтому-то Лирический герой и не рвётся «к кораблю», не спешит, как впрочем, и не радуется звенящему бегу «трамвая», проносящегося мимо Времени.

Стремительный бег Времени, подчеркнутый насыщенностью глаголами-сказуемыми (при отсутствии подлежащего), резко обрывается в начале 4-ой строфы, являющейся своеобразным ответом на своеобразный вопрос, заданный в 3-ей строфе зарифмованными окончаниями 1 и 3 строки:   ни трамвая – позабывая (А я?         –      а  я?) – «А кто Я в этом стремительном времени?» И Время резко останавливается – на мгновение: при полном отсутствии глаголов вырисовывается картина томительной неподвижности:

Надрезанный канат –

        Маленький плясун –

                Тень от чьей-то тени –

                        Лунатик –

                                Две темные луны.

Что это? Игра теней? Или мир теней?

Начало строфы – энергичное «На…», оторванное от существительного «канате» (столь редкий в поэзии художественный прием – гипербатон, но столь любимый М.Цветаевой), - «На», брошенное в пустоту, - своеобразный ответ Времени и Вечности вопрошающему человеку. Это символический подарок (не его ли так долго желали и ждали?),  подарок Вечности и Времени – человеку.

Но кто он? – «Маленький плясун» (кривляка, позёр, фигляр) – «тень» - «лунатик».

Призрачность существования человека, его бездейственность подчёркнута нагромождением предметности (существительные в роли сказуемых). Причастность человека к Вечности и ко Времени – обман, призрак. Кажущаяся жизнь, кажущееся движение есть только мгновенное истаяние, призрачное отражение во Вселенной «чьей-то тени». Вся 4-ая строфа насыщена этой призрачностью, этим отражением:

  • и заданная неопределенность, неуверенность словом «кажется» (разрывающим «на канате»);
  • и «тень от чьей-то тени» - в вопросе чьей, являющимся центром этой фразы, отражаются как в зеркале тени;
  • и даже вертикально заданное отражение «Я» в «Я» и «Я+Я» в «двух» (анафоричность строк – это тоже своеобразное отражение, своеобразные тени и в то же время сближение и слияние «Я» в «две» луны – растворение «Я» в другом «Я» - растаЯние - основная тема цветаевской поэзии;
  • и, конечно же, лунатик, живущий по своим законам (или законам Вечности?!) в нереальном, зеркально отраженном мире – в мире Морфея.

А Время? Время пульсирует, прерывается, оно дробится на маленькие осколки, отражающие и приглушающие лунный свет, который не дает тепла, а лишь искажает всё, делает действительность уродливой.

Раздробленность Времени при томительной неподвижности подчеркнута и сложным синтаксисом:

*довольно сложной фигурой – гипербатоном («На, кажется, надрезанном канате»);

*параллелизмом, осложненным enjambements-ом:

                

                Я – маленький плясун.

Я – тень от чьей-то тени.

Я – лунатик

Двух темных лун.

Интересна звукопись как последней строфы, так и всего стихотворения в целом.

Подчеркнутое в первой же строке отрицание «не жалуюсь» звукописью не только не подтверждается, но и опровергается: многократно повторяющийся открытый звук [у] (как внутри строк, так и в ударных окончаниях строк) в 4-ой строфе переходит в закрытое [ун], уходящее глубоко вовнутрь человека. Это уже не жалоба, не стон, а скорее – вой в темноту, таинственную бесконечность, вой, переходящий в ответный ветер Вселенной - [ух – ых - ун] (в последней строке).

Отсутствие заглавия позволяет вновь (ретроспективно) обратиться к первой строфе, и тогда становится ясно, почему «не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю», почему «не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, ни к кораблю». «Тень от чьей-то тени», «лунатик» (существующие в ином мире – не реальном) не чувствуют, не помнят. Контекстуальная оксюморонная замкнутость с новой силой подчеркивает замкнутость, одиночество человека во Вселенной, такой чужой и стремительно уносящей человека в небытие.

Так решается М.Цветаевой в этом стихотворении её излюбленная тема одиночества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...