«Поэтический портрет Анны Ахматовой». 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данная работа ставит своей целью знакомство учащихся 11 классов с биографией великой поэтессы, с особенностями ее творчества, с ее политическими, социальными, эстетическими взглядами. Урок-монолог «Поэтический портрет Анны Ахматовой» является первым в системе уроков по творчеству Ахматовой. Поэтому, не упрощая сложный во всех отношениях материал, необходимо учитывать особенности восприятия читателя-школьника, выдвигая проблему читательского вкуса и индивидуального читательского выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anna_ahmatova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

литературы

в 11 классе

«Поэтический портрет Анны Ахматовой»

Составитель:

Манукова М. Р.

Методическая рекомендация к уроку

«Поэтический портрет Анны Ахматовой». 11 класс

Данная работа ставит своей целью знакомство учащихся 11 классов с биографией великой поэтессы, с особенностями ее творчества, с ее политическими, социальными, эстетическими взглядами. Урок-монолог «Поэтический портрет Анны Ахматовой» является первым в системе уроков по творчеству Ахматовой. Поэтому, не упрощая сложный во всех отношениях материал, необходимо учитывать особенности восприятия читателя-школьника, выдвигая проблему читательского вкуса и индивидуального читательского выбора.

Поэтическое творчество Ахматовой – большая и сложная тема, живущая и изменяющаяся в сознании людей в зависимости от их индивидуального склада, от их мировоззрения, от поколения, к которому они принадлежат. Но обычные в таких случаях изменения пристрастий, вкусов объясняются одним очевидным для всех закономерным и могучим явлением: неуклонно растущим всенародным признанием великой поэтессы. Поэтому необходимо уже на первом уроке привлечь учащихся к работе над созданием поэтического облика Анны Ахматовой.

Необходимо уделить внимание наглядности на уроке, эстетическому оформлению кабинета. Портреты Анны Ахматовой, написанные учениками, раскладушки, сообщения, посвященные жизни и творчеству поэтессы, оформление в виде литературных газет, являются ярким дополнением к уроку.

На уроке звучит живой голос поэта. Необходимо использовать запись стихотворений в использовании автора. Первый исполнитель стихотворений – учитель: именно его чтение, если оно идет от сердца создает в классе атмосферу интимности, непосредственности.

Эмоциональный рассказ о жизни поэтессы, историко-литературный комментарий, связанный с созданием произведений, развивает у учащихся наблюдательность, воображение, мышление, культуру эстетических и нравственных чувств.

Сочетание приемов эвристического метода с приемом метода творческого чтения помогает учителю эмоционально подготовить учащихся к изучению творчеству Анны Ахматовой. Надо научить школьников слушать и слышать художественное слово, наслаждаться им, выразительно читать, пробовать свои силы в художественном творчестве.

Метод творческого чтения направлен на углубленное художественное восприятие искусства и эстетическое восприятие жизненных явлений. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведений и после анализа, в результате которого понимание произведения значительно обогащается.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется использовать:

  1. Н. Скатов «книга женской души
  2. А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество»
  3. Об Анне Ахматовой.
  4. Е. В. Попова «Анна Ахматова»

Сегодня мы с вами откроем новую страницу в изучении русской поэзии. Эта страница связана с именем Анны Ахматовой, великой, удивительной,  любящей жизнь, но в то же время трагической поэтессой. Мы с вами попробуем создать на уроке поэтический портрет Ахматовой. Остановимся на произведениях, написанных молодой А. А. Ахматовой. Обратим внимание на то, как мужал и закалялся голос поэтессы. Чтобы более детально изучить ее поэтическое наследие, сегодня на уроке временные рамки, связанные с творчеством Анны Андреевна, ограничим.  (1907-1940г.г.).

Как-то при Ахматовой сказали об одной молодой поэтессе: "Она способная". И тут Ахматова гневно: "Способных поэтов не бывает!  или поэт, или нет! Стихи - это катастрофа. Только так они и пишутся".

Голос Ахматовой с пластинки.

-        Вы слышали голос великого не эта XX века". "Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России", - предсказывал Осип Мандельштам. В ее поэзии - трагедии и надежды XX века. А рассказ о судьбе Ахматовой - это рассказ о трагедии русской интеллигенции XX века, о сохраненном достоинстве, спасенной чести и выстраданном мужестве Поэта.

-        Давайте попробуем воссоздать ту обстановку, в которой  жила и творила Анна Ахматова.

Она мечтала о том времени: "пусть когда-нибудь имя мое прочитает в учебнике дети... "

Она дождалась этого дня.

Юность Ахматовой была солнечной. Представим себе время ее молодости - начало XX века. Это было время, когда на Западе по парижским бульварам гулял еще никому неизвестный Чарли Чаплин. Пабло Пикассо был уже тогда так же знаменит, как и сегодня. А гениальный Амадео Модильяни нищенствовал, его никто не признала» как художника. А Россия переживала горечь утрат: умерли Лев Толстой, Врубель, Комиссаржевская. В поэтическом мире Петербурга господствовал Игорь Северянин. Он объявил себя королем поэтов. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Я гений, Игорь Северянин.

И вот в поэтическом Петербурге, а именно в артистическом кабаре "Бродячая собака" появилась страстная молодая женщина в темном наряде. Артистическая и художественная молодежь, собирающаяся в кабаре, вела богемный образ жизни. На одном из поэтических вечеров ее попросили почитать. Прочитала. А потом подошел Осип Мандельштам:

"Как Вы стояли, Как Вы читали?"

Может быть, она прочитала вот это?

Все мы здесь бражники, блудницы. (1913)

-        Как вы думаете, почему поэтесса дает такую характеристику посетителям и себе?

(они были непохожи на всех остальных, это как бы протест против обычной мещанской жизни),

-        Каким чувством проникнуто данное стихотворение?

(чувство неясной вины, тоски, скорой смерти).

-        Какой вы видите поэтессу в этом стихотворении?

(молодая,  красивая женщина тоскует, ей одиноко, она жаждет счастья)

Никто не заметил ее литературного детства. Уже в первых стихах зазвучал голос самобытный, а вскоре "ахматовское" направление стало определяющим в женской лирике России. (Сама Ахматова шутила по этому поводу: "Я научила женщин говорить, но боже, как их замолчать заставить". Было много копиисток. Они отпускали до самых бровей по-ахматовски незавитую  челку, пробовали ее походку, говорили раздельным, суровым,  страстный голосом. Главный мотив ее первых стихотворений это стихи о любви. Она создала своеобразный лирический "любовный дневник". В ее стихах страсти накалены до предела: здесь и встречи, и разлука, нежность и ревность, разочарования,  и радость. Все тончайшие грани любовного чувства отлажены в лирике Ахматовой,, Эта любовь редко-редко счастливая, а чаще всего трагическая»

"Сжала руки под темной вуалью" (1911).

-        Какой мы видим героиню данного стихотворения? (оскорбленной, несчастной).

"Сероглазый король" (1910).

Особенностью стиха Ахматовой является ее недосказанность. Желание заставить читателя думать, обращаться, может быть, к своему опыту.

Ахматова умеет перевоплощаться. Очень интересны стихи, когда она ведет рассказ от 3 лица.

Вот одно из таких стихотворений; написанные от лица мужчины.

«

Подошла. Я волненья не выдал...    (1914).

В душе Ахматовой жила жгучая мечта о любви. Истинно высокой. В 1910  году Анна Ахматова выходит замуж за поэта Николая Гумилева. Он боготворил ее. Он посвятил ей стихи:

"Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое".

(стих. «Она» Н. Гумилев)

В свои молодые годы Ахматова была окружена всеобщим поклонением не только как поэт, но и как прекрасная женщина, к ней тянулись художники. Ее портреты писали Петров-Водкин, Альтман, Амадео Модильяни. Обратите на этот рисунок внимание. С А.Модильяни Ахматова познакомилась в Париже в 1911 г. Он рисовал ее портреты. Всего 16. Все сгорели во время революции в Царскосельском доме. Остался этот один. Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой, а образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу. «0на дремлет,  но это полусон ясновидящей», - так отозвался о рисунке известный искусствовед Харджиев, друг Ахматовой.

Многие поэты посвящали стихи Ахматовой. Среди них и Александр Блок. Об отношениях Ахматовой с Блоком ходили самые разные слухи. Мать А.Блока писала:  "Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину, тревожную и глубокую,  а стало быть и нежную. А есть такая молодая поэтесса Анна Андреевна Ахматова,  которая к нему протягивает руки и была бы готова его любить. От нее он отворачивается, хотя она красивая и талантливая,  но печальная. А он этого не любит". А все-таки роман был. Роман в стихах.

Ахматова -Блоку:    "Я пришла к поэту в гости"   (1914).

Блок - Ахматовой:    "Красота страшна - вам скажут".

Она, как и Блок, ощутила приближение эпохи "неслыханных перемен". Когда началась война в 1914 г.,  она молилась о славе России. "Молитва".    (1915).

-        Найдите главные строки стихотворения, которые говорят об огромной любви поэтессы к Родине.

Какой здесь мы видим поэтессу? Готовой к чему9

-        Перед нами поэт гражданского звучания.

Когда в 1917 г. вихрь революции ворвался на улицы Петрограда, когда паника охватила русскую интеллигенцию и для многих единственным спасением показалась эмиграция, Ахматова осталась со своей страной, разоренной, холодной,  истекающей кровью, но своей. Отповедью тем, кто звал ее уехать из России, звучит стихотворение "Мне голос был..." Стихотворения Ахматовой мелодичны,  они так и ложатся на музыку. Ученик нашего класса Теркин Дима положил стихи на музыку собственного сочинения

Ангел, той года хранивший меня    (1921).   ■

Анна Ахматова проживет долгую жизнь, переживет многих своих друзей, вынесет все тяготы жизни, уготовленные ей Советской властью. В 30-ые годы Ахматову не печатали. Жила она в крайней нужде, (Постановление ЦК ВКПДО 1925 г.).

Все в ее жизни складывалось плохо,  семейная жизнь не удалась. Поэтому рождаются такие стихи.

Я пью за разоренный дом.    (1934).

Самое горькое еще предстоит ей. Но все обиды судьбы Ахматова переносила с великим достоинством. Жизнь безжалостно лишала ее радостей, разрушала дом,  столкнула лицом к лицу с войной,  смертью близких, разлукой. Мужественная выдержка этой женщины поразительна.

На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о творчестве Ахматовой, ее судьбе.   Поговорим о страшных годах войны,  о 1946-ом, когда решалась ее судьба, и о тяжелых 60-тых.

А сейчас давайте подытожим:

-        Так какой вы увидели Ахматову?

Кто она - ваша Ахматова..?

Сильная женщина, умевшая любить, ненавидеть, а самое главное - это гражданский поэт, Несмотря на то, что стихи ее «сильнее мира сего считали безыдейными, реакционными, абсолютно чуждыми советской литературе", - как сказал идеолог того времени Жданов.

МОЯ АННА АХМАТОВА.

Уходя из этого   мира,

Как великий,  известный поэт,

Как души безграничная сила,

Угасал для нее целый свет.

Не хотела прощаться с судьбою,

Покидать своих лучших друзей,

Не могла унести за собою Всех,

кто верил и был рядом с ней,

А при жизни искала надежду

И писала простые стихи,

Пусть шагала немного небрежно,

Спотыкаясь в нелегком пути

Пусть была и не злой и не доброй,

Пусть неправильно где-то жила,

Пусть к чему-то была непригодной,

Но любимой кому-то была,

А в поэзии главное-чувство,

Управляет которым любовь;

Будет счастье - и будет искусство,

Будет вечно кипеть в жилах кровь»

Ей весь мир благодарен за это,

В каждом сердце с любовью живет

Имя лучшего в мире поэта,

Кто вовек никогда не умрет.

Кабанова Кристина,

выпускница школы,

ныне студентка филол. ф-та


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование. Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии

Исследование. Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе"Поэтический мир Анны Ахматовой"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по  теме "Поэтический мир Анны Ахматовой"....

План-конспект урока литературы в 9 классе по теме:Пояэтический мир Анны Ахматовой

       Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества Анны     Ахматовой...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»"

- Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;- Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст, ...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"...