Литературно-поэтическая композиция «Подари меня горькою славой» (Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой)
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему

Горякина Ольга Михайловна

Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podari_menya_gorkoyu_slavoy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Выполнил:

                                                                                   учитель русского языка

                                                                                   и литературы

                                                                         МОБУ «Амосовская средняя

                                                                           общеобразовательная школа»

                                                             Медвенского района

                                                      Курской области

                                                                          Горякина Ольга Михайловна

Литературно-поэтическая композиция

«Подари меня горькою славой»

(Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой)

/Звучит музыка: фрагмент Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова /

 - От странной музыки, где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

   Анна Ахматова! Магическое и притягательное имя. Среди читаемых и чтимых поэтов XX века она, безусловно, занимает особое место в сердцах современников.

Ахматова прожила большую и сложную жизнь. Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Что только не выпало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и развод родителей, и личные трагедии, и две революции, и две страшные войны, и обиды, и предательства.

Но никто не видел ее с поникшей головой. Душа ее не гнулась под «ветрами клевет».

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

   Анна Ахматова любила жизнь, любила людей и хотела бы существовать в согласии со всем. Но историческая ситуация ей такой возможности не предоставила.

Невозможно в один урок вместить всю биографию поэтессы, в общих чертах она известна многим, а в подробностях еще не воссоздана. Мы коснемся лишь некоторых моментов, которые были существенны и для самой поэтессы, и для ее поэзии.

                                             /Звучит музыка:

   В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Ахматова писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет». Характер, талант, судьба челове6ка лепятся в юности. А юность у Ахматовой была солнечной.

Я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

   Первое стихотворение Анна написала в 11 лет. И очень рано поняла, что нужно писать только те стихи, которые, если не напишешь, то умрешь.

Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила «славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова (фамилия прабабки по материнской линии).

   В 1907 году Анна закончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве. Затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов.

   В 1910 году, 25 апреля, она вышла замуж за Николая Гумилева. С ним она была знакома еще по Царскому Селу. Их знакомство сразу же перешло у Гумилева в пылкую влюбленность. Но Аня Горенко достаточно холодно относилась к ухаживаниям некрасивого, долговязого подростка, называя их «притязаниями».

   В одном из писем Сергею фон Штейну, мужу сестры Инны, она писала: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба – быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю».

В октябре 1912 года у Ахматовой родился сын Лев – первый и единственный.

   Гумилев и Ахматова были людьми, по-видимому, равновеликими в поэтическом таланте, что, конечно, не могло не осложнять их жизни, и без того непростой.

Ближайшая гимназическая подруга Ахматовой Валерия Срезневская писала в своих воспоминаниях: «Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих сизых голубков». Брак их был недолговечен. Спустя 7 лет они разошлись, «как расходятся две реки из одного русла в разные стороны, каждый к своей трагедии».

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под  бесцветным ледком замирает.

И я стану – Христос, помоги! –

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки.

Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый,

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

   Вхождение Ахматовой в литературу было внезапным и победным. О раннем ее формировании знал, может быть, один ее муж, летами старше лишь на три года, но к началу 1910-х гг. уже признанный лидер нового постсимволистского течения, наиболее известного под названием «акмеизм».

   Ахматова рассказывала, как показала Гумилеву стихи, и он посоветовал ей         заняться танцами. Как относился Гумилев к ее стихам? «Сначала плохо, - вспоминала Ахматова. – Но и писала я плохо, беспомощно, дилетантски, а он этого не прощал. Но потом, вскоре после того, как мы поженились, он уехал на полгода в Абиссинию. В его отсутствие я писала. Все эти стихи: «…сжала руки», «…и перчатку с одной руки на другую».

   Вернулся: «Писала что-нибудь?» Я ответила одним словом: «Писала». «Прочти». Я прочитала. Он сказал: «Нужно делать книжку. Ты поэт».

   Первая книга – «Вечер»(в основном стихи 1910 – 1911гг.) – вышла в свеет в 1912 году. И именно Гумилев помог отобрать из 200 стихотворений те 46, что и составили этот сборник.

                                 / Звучит музыка:

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я бежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

   Уже никто не носит вуаль, уже не все даже знают, что это такое, а стихотворение продолжает жить, волновать, заставляет сопереживать героине, которая молит о сочувствии.

   Большое место в лирике Ахматовой, бесспорно, занимает любовная тема. Чувство поэтессы знает разных героев. Но не так уж важно, к кому обращены стихи, важна только она сама, всегда остающаяся неизменной. Ее стихи привлекают не сюжетом, а драмой чувств. Каждое стихотворение – драма женской души.

Так ли уж важно, что именно произошло в жизни героини? Ведь самое главное – боль, растерянность и желание успокоиться.

Ст-е «Дверь полуоткрыта»

 В 1914г. вышел ее второй  сборник – «Четки», куда вошло одно из известных стихотворений – «Сероглазый король». Ее раздражал успех, выпавший на долю этого стихотворения. Ахматова говорила тоном оправдания: «Мне же было тогда двадцать лет, и это была попытка баллады».

«Можно сказать, что в ее стихах приютились элементы романа», - писал Б. Эйхенбаум.

Роман-миниатюра. Нередко миниатюры были не завершены и походили на случайно вырванную страничку из романа, не имеющего ни начала, ни конца и заставляющего читателя додумывать то, что происходило с героями прежде.

Пленник чужой! Мне чужого не надо,

Я и своих-то устала считать.

Так отчего же такая отрада

Эти вишневые видеть уста?

Пусть он меня и хулит, и бесславит,

Слышу в словах его сдавленный стон.

Нет, он меня никогда не заставит

Думать, что страстно в другую влюблен.

И никогда не поверю, что можно

После небесной и тайной любви

Снова смеяться и плакать тревожно

И проклинать поцелуи мои.                              (1917)

   Ее героини любили страстно, но сдержанно. Простота и трезвость в ее стихах впечатляют больше, чем любые эмоции, любая мудреность. До Ахматовой любовная лирика была надрывной и туманной. После первых ее книг ее стали подражать, любить «по-ахматовски», но не всегда подражали достойно. После появления в печати «Вечера» и «Четок» на страницы журналов так и хлынули дамские вирши, лишенные чувства меры и того благородного стиля, который сделал поэзию Ахматовой одним из величайших достояний русской лирики.

Могла ли Биче, словно Дант, творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!    (1958)

Это короткое стихотворение она назвала «Эпиграммой».

   Триумфальному вхождению Ахматовой в литературу был отпущен короткий срок.  

Вскоре поэзию отодвинули глобальные события: мировая война, революция. Ахматовой к моменту революции исполнилось 28 лет. «Слишком много, чтобы поверить», - писал Иосиф Бродский. Многие тогда покинули Россию. Ахматова осталась. Она не браталась с советской властью, не пришла к ней на службу, но и не стала в позу судьи, а жила и работала, как всегда. Она не знала, какие испытания готовит ей судьба, но никакие расчеты не принимались во внимание, ничто не могло помочь ей понять тех, кто оказался по другую сторону границы.

   Стихотворение «Мне голос был» получило большой общественный резонанс. В этом стихотворении нет понимания революции, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, искала, ошибалась, сомневалась, отвергала, но посреди этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась со своим народом.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид…»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.       (1917г.)

   Это стихотворение написано в 1917 году. А в 1921г. в ночь на 4 августа арестован Гумилев. !0 августа на Смоленском кладбище, в день похорон Блока, Ахматова узнает об аресте Николая Степановича. 16 августа написано стихотворение «Не бывать тебе в живых». 25 августа без суда и следствия, по приговору ревтрибунала расстрелян Н. Гумилев. Похоронен в общей могиле.

   1 сентября Анна Андреевна прочла о массовом расстреле якобы участников контрреволюционного заговора во главе с профессором Таганцевым в расклеенной на вокзале в Царском Селе петроградской газете.

   15 сентября она простилась с собой прежней – той, «какою была когда-то», - до августа 1921г.

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать немало.

   Это стихотворение написано 15 сентября. А чуть позже, но той же осенью 1921 г. Ахматова напишет «Все души милых на высоких звездах»

  ………..

   В переломном 1922 г. после гибели Гумилева, смерти Блока и она сделала трудный и окончательный выбор:

    ……

   Непрклонными остались убеждения, что нигде не найдет она рая вне родной земли. Этими строчками довольно четко обозначена ее воля, ее чистая любовь к Родине, к ее будущему, так она ждала этого будущего и верила…

   В военные и революционные годы Ахматова выпустила три книги: «Белая стая» (1917 г.), «Подорожник» (1921 г.) и «Anno Domini» (1921 г. ) Но, в отличие от первых, эти книги не вызвали шумной реакции прессы. Голод и разруха росли с каждым днем, транспорт замирал. Книгу нельзя было послать даже в Москву, вся она разошлась в Петрограде.

   В новых сборниках Ахматова остается в основном автором любовной лирики. Она и после революции не изменила своей манере письма, не отказалась от круга своих образов: природа, любовь, бытие, смерть. Но в любовный роман Ахматовой входила новая эпоха, которая по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту печали и тревоги.

………..

   Один из рецензентов справедливо писал об «Anno Domini», что лирика в этой книге «устойчивее, решительнее, мужественнее». Здесь мы читаем сильные, властные ахматовские стихи. «Anno Domini» была для нее последней. В течение 44 лет у Ахматовой не вышло ни одной книжки. Правда, после войны издавались ее стихи – перепечатанная любовная лирика. В приступе отчаяния Анна Ахматова решилась на такой шаг, к какому она не прибегала еще никогда, ни при каких обстоятельствах. Она написала стихотворный цикл «Слава миру». В него было включено и стихотворение, прославляющее Сталина. Этим она надеялась помочь сыну, который все равно отбыл в заключении 18 лет.

   Сына Анны Ахматовой арестовывали 4 раза. 1-й – в 1933 г. Сразу выпустили: в подозрительной квартире оказался случайно. Все сочли это недоразумением, но Ахматова уже тогда написала:…………………………….

2-й арест – в 1935г. Шла травля студентов из интеллигентных семей. В числе арестованных оказался Николай Николаевич Пунин, ис кусствовед, сотрудник Русского музея, муж Анны Андреевны. Анне Ахматовой тогда удалось передать письмо Сталину, мужа и сына освободили.

3-й арест – в 1938г. Ахматова уже не могла ничего сделать. Она, как и все, стояла в тюремных очередях 17 месяцев. Разгар «большого террора». Совершенно случайно срок сократили с 10 до 5 лет.

4-й арест – в 1949г. Арестован уже не как сын белогвардейца, а как «отпрыск» антисоветской поэтессы. Арестован и сын, и муж. Оба получили по 10 лет.

…….

   Это строки из поэмы «Реквием». Реквием – богослужение по умершим. Посмертная песнь.

Ахматова писала, что в страшные годы репрессий она провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз ее кто-то узнал. И стоящая за нею женщина спросила: «А можете это описать?» Ахматова ответила: «Могу».

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

  «Реквием» Ахматова читала только самым близким и верным друзьям, черновики тут же сжигала, текст как целое существовал в ее памяти и был впервые записан на магнитную ленту в 1962г.

Анна Андреевна Заканчивает «Реквием» такими словами:

…….

   В феврале 1956г. состоялся исторический XXсъезд партии, осудивший культ личности Сталина. В апреле вернулся из лагеря Лев Гумилев. В жизнь Анны Ахматовой вторглась новая беда: годы каторги ожесточили ее сына, до конца жизни Гумилев-младший был твердо убежден, что во всех его несчастьях виновата мать.

 Через полгода возвратилась из ссылки дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Встречи с ней усилили боль – какой разительный контраст с сыном! Ни слова осуждения в адрес матери – только благодарная память. Память и любовь. Но эту последнюю боль Анна Андреевна скрыла так тщательно, что догадывались о ней лишь самые близкие ее друзья.

   Очень важное место в творчестве Ахматовой занимает гражданская поэзия. В июле 1941г., в самом начале войны, Ахматова написала стихотворение «Клятва». Она застала Блокаду Ленинграда, видела первые удары, нанесенные по любимому городу. В конце сентября 1941г. Ахматова обратилась к ленинградцам по радио:

                    /с. 87 Сборник стихов Ахматова. Высоцкий./

 

В августе 1942г. Ахматова написала «В память», посвященное погибшим друзьям.

  ….

  Ахматова «явно берет на себя ответственность за эпоху, за память умерших и славу живущих»,- писала Лидия Гинзбург.

Для нее понятия «Россия», «Родина» были священны. О том, как она любила Россию, чтила русский язык, лучше всего сказано в стихотворении «Мужество»:

……

   В автобиографии Анна Андреевна писала: «Отечественная война 1941г. застала меня в Ленинграде. В конце Сентября, уже во время блокады, я вылетела в Москву.

До мая 1944г. я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам».

В 1945г. Ахматова написала стихотворение «Памяти друга»

……

А вот стихотворение, посвященное 5-й годовщине Победы.

……

   Столько строк, пронизанных любовью к Родине.

В 1946г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». Ахматова была исключена из Союза писателей. Формулировка была такая: «Исключить Зощенко и Ахматову из Союза  советских писателей, как не соответствующих в своем творчестве требованиям параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами Союза  советских писателей могут быть писатели, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве…»

   Открытие Ахматовой – свободную женскую лирику, наследницу классической культуры, - назовут «поэзией взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней».

   Из воспоминаний М. Дудина: «Актовый зал Смольного настороженно молчал, угнетенный и оскорбленный всей тяжестью диктата. Никто не возразил, никто не заступился ни за Ахматову, ни за Зощенко… Зато нашлись подхалимы, подпевалы палачей и диктаторов, одобрившие это решение. И сорок лет оно действовало.

   Как же было трудно жить в то время и Ахматовой, и другим писателям!

У поэтессы было отобрано все: возможность продолжать работу, печататься, ее книги – под запретом. После исключения из Союза писателей она лишилась даже продовольственных карточек. А жить на маленькую пенсию было невозможно. Друзья создали так называемый фонд помощи Ахматовой, а в то время это было подвигом. «Они покупали мне апельсины и шоколад, как больной, а я была просто голодная»,- вспоминала Анна Андреевна. И никто не мог знать, как она выйдет из этого испытания, только самой было ясно:

                              Надо, чтоб душа окаменела,

                              Надо снова научиться жить.

   Ей приходилось зарабатывать на жизнь переводами из корейской, индийской, сербской и польской поэзии. В этих работах – отличительная печать ее утонченного вкуса и филигранного мастерства.

   В глазах властей Анна Ахматова была человеком крайне неблагонадежным: бывшей женой «контрреволюционера» Гумилева, матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева, и наконец, женой (правда бывшей) осужденного и умершего в заключении.

    Стихи о любви уступили место стихам памяти об умерших. Из поэтического образа смерть перешла в разряд жизни.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

   Так писала поэтесса в «Реквиеме». «Судьба ни чем не обошла меня. Все, что человек может испытать, все выпало на мою долю», - вспоминала Анна Ахматова.

……..

   Как бы ни приходилось ей тяжело, никогда она не жаловалась, не роптала, а жила, влюбленная в жизнь.

……

   Очередная волна славы пришла к Ахматовой после смерти Сталина. Эта слава была не только в её родной стране. В книге «Дороги и судьбы» Наталья Ильина вспоминает: «Торопливо, словно стремясь возместить недоданное, судьба в конце жизни Ахматовой стала кидать ей все то, в чем ей было так долго отказано. Летом  1964 г. стало известно, что Ахматовой присуждена одна из крупнейших премий Италии – «Этна – тауримина». Получать премию Анна Андреевна ездила в Италию».

     В 1965 году она была в Англии, где получила почетное звание доктора Оксфордского университета. В том же году выходит однотомник «Бег времени» - завершение, итог её судьбы, её жизни, её поэзии.

Что войны? Что чума?

Конец им виден скоро.

Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года после третьего инфаркта. Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского без всякого предварительного оповещения. Из  руководителей союза писателей никто не явился. Церемонию открыл, сдерживая слезы,  Арсений Тарковский. Хорошо говорил Лев Озеров. Потом друзья и ученики увезли тело Ахматовой в Ленинград.

//звучит музыка Фрески Софии Киевской//

Из воспоминаний Надежды Мандельштам: «Ленинград. Церковь. Панихида. Многотысячная толпа кольцом окружила церковь. Внутри была давка. Щелкали фотоаппараты, но у фотографов отняли пленки: вредная пропаганда церковных похорон, да и женщина не совсем та: постановление никто не отменил. Пленки запрятаны в каком - то архиве, а у фотографов были неприятности, хотя они запаслись всеми возможными разрешениями….   Организаторы похорон волновались: прощание затягивалось – кто мог подумать, что набежит такая толпа? – и нарушится график»

  //звучит музыка Фрески Софии Киевской//

Похоронили Ахматову на кладбище в  Комарова. И летом и зимой на её могиле лежат живые цветы. Дорожка к могиле не зарастает травой летом и не заносится снегом зимой. К ней приходит и юность, и старость. Для многих она стала необходимой. Для многих ей ещё предстоит стать необходимой.

       Истинный поэт живет очень долго и после смерти своей. И люди будут идти сюда долго….

 

Будто там впереди не могила,

А таинственный лестницы взлет.

   //музыка звучит громче//

«Подари меня горькую славой…»  Эти  строки Ахматова написала в 1913 году. Все  трагедии ей ещё предстояло пережить. Она как будто знало это.

//работа с портретами//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция, посвященная судьбе и творчеству Анны Ахматовой

Разрабока мероприятия поможет учителю литературы более подробно рассказать о жизни и творчестве А.Ахматовой учащимся 11 класса. В разработке урока включены презентация, звукозапись чтения стихов автор...

Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"

Презентация "Максим Горький.Обзор жизни и творчества"...

Очерк жизни и творчества Анны Ахматовой

Презентация к уроку изучения биографии Анны Андреевны Ахматовой....

Презентация "Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой"

Презентация является сопровождающим материалом на уроке, посвященном А.А.Ахматовой...

Жизнь и творчество Анны Ахматовой

материалы о жизни и творчестве Анны Ахматовой...

Жизнь и творчество Анны Ахматовой

Основные этапы жизни и творчества Анны Ахматовой...