Материал для подготовки к сочинению по литературе в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Кистанова Людмила Владимировна

Статья будет интересна для учителей,работающих в 11классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для  подготовки к  сочинению по  литературе  в  11  классе

Составила:

учитель русского языка  и  литературы  Кистанова Людмила Владимировна

Первый  этап-это знакомство с пятью  направлениями.

Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Направление второе – «Вопросы, заданные человечеству войной».

Направление третье – «Человек и природа».

Направление четвёртое – «Спор поколений: вместе и врозь».

Направление пятое – «Чем люди живы»

Второй этап работы – это знакомство с критериями оценивания.  Вот они

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится незачет.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Критерий № 1. Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Незачет ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 2.  Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Незачет ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Незачет ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 

Незачет ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 5. Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Незачет ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Третий  этап работы – формулируем  темы, подбираем аргументы.

Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Темы

Аргументы

1.Тема детства в  творчестве М.Ю.Лермонтова

«Ужасная  судьба  отца  и сына», «Мцыри»

2.Тема Родины  и  природы в  лирике Лермонтова

«Когда  волнуется  желтеющая  нива», «Родина»

3.Имя Лермонтова  на  карте России

«Герой нашего  времени», «Как  часто  пестрою  толпою  окружен», «Когда волнуется  желтеющая  нива»

4.Тема  одиночества

«И  скучно,  и грустно…», «Выхожу  один  я на  дорогу»

5.Тема  патриотизма

«Родина», «Бородино»

 

Направление второе – «Вопросы, заданные человечеству войной».

Темы

Аргументы

Женщина на  войне

Б.Васильев «А зори здесь  тихие», В.Закруткин «Матерь  человеческая»,  А.Сегень «Поп»

«Детство, опаленное войной.»

К.Симонов «Майор привез  мальчишку  на  лафете..», А.Твардовский «Рассказ  танкиста», В.Катаев «Сын  полка»

«Твой  подвиг  вовек  не  забудут потомки..»

Б.Полевой «Повесть  о  настоящем человеке», В.Быков «Обелиск»

«Не сможет  позабыться страх»

В.Быков «Сотников», В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

Портрет военного  поколения

А.Твардовский «Василий  Теркин», Ю.Бондарев «Горячий  снег»

Направление третье – «Человек и природа».

Темы

Аргументы

Пейзаж как  размышление над  вечными  проблемами

М.Лермонтов «Песня  про  купца  Калашникова»,И.Бунин «Господин  из Сан-Франциско»

Духовная связь между  человеком  и природой

Л.Толстой «Война  и  мир», (эпизоды «Встреча с дубом», « Ночь  Отрадном»)

В.М.Шукшин «Старик, солнце  и девушка»

Проблема физического  уничтожения природы  и человека

В.П.Астафьев «Царь-рыба»,   Б.Васильев «Не стреляйте  в белых  лебедей»

Роль  природы в художественных  произведениях

Л.Толстой «Война  и мир», И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Направление четвёртое – «Спор поколений: вместе и врозь».

Темы

Аргументы

Вечные  проблемы «отцов и  детей»

А.Грибоедов «Горе от ума», И.Тургенев «Отцы  и  дети»

Роль семьи в  жизни  человека

Л.Н.Толстой «Война и мир»,  Д.Фонвизин «Недоросль»

«Мысль  семейная» в  художественной литературе

Л.Толстой «Война  и мир», «Белая  гвардия» М.Булгакова

Предательство близких  людей

К.Паустовский «Телеграмма», Ирина Курамшина «Сыновний долг»

«Родители продолжают  жить в  детях» (Ницше)

А.Пушкин «Капитанская  дочка»,  Д.Фонвизин «Недоросль»

Направление пятое – «Чем люди живы»

Темы

Аргументы

Милосердие и  сострадание

А. Платонов «Юшка», Б.Екимов «Ночь исцеления»,  Ф.Достоевский «Преступление и наказание»,

«Береги честь смолоду»

А.Пушкин «Капитанская дочка», В.Быков «Сотников»

Чем люди  живы?

В.Распутин «Уроки французского», Л.Н.Толстой «Чем люди  живы?»

Что следует выбирать: добро или  зло?

М.Булгаков «Мастер и  Мргарита»,  У.Шекспир «Гамлет»

А   теперь  подбираем   цитаты:

О   природе

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Тютчев ФИ

 «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

«Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда»

 Гёте Иоганн Вольфганг 

Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»

Вернадский ВИ

 «Любовь к родной стране начинается с любви к природе»

 

 «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»

                                             

                                          Паустовский Константин Георгиевич

О войне

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество.

Державин Г. Р

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов)

 

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

Сороковые роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России... (Д. Самойлов)

,,..Родина ведь не  с каналов начинается… А  мы ее защищали..»

Б.Васильев «А  зори  здесь  тихие»

О совести  и  долге

Самое главное украшение — чистая совесть.

Цицерон

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Цицерон

А вот и  план  к  сочинению.

«Лермонтовские  места  на  карте России»

 План  к сочинению:

1.География путешествий М.Ю.Лермонтова

2..Тарханы-страна  детства (ощущение свободы, единение  с природой)

a). «Когда  волнуется желтеющая  нива»-это  стихи о родном  крае,  о  Тарханах;

б).Тарханы –это грустная  память  о  матери.

в)Стихотворение «Как  часто  пестрою  толпою  окружен»

г).Первая  любовь, о  которой он  часто  вспоминал.

3.Тарханы-малая   Родина  поэта.

Освежили в  памяти  тексты таких произведений, как   «Герой  нашего  времени» М.Ю.Лермонтова , «Отцы  и  дети»  И.С.Тургенева ,  «Горе от  ума» А.С.Грибоедова,  В.Закруткина «Матерь человеческая», В.Быкова «Сотников» , В.Астафьева «Царь-рыба»

Помогли также сравнительно  небольшие по  объему  произведения :

«День Победы»  Г.Садулаева, А. Толстой «Русский характер», Б.Екимов « Ночь  исцеления»

К.Г.Паустовский «Телеграмма», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Ю.Казаков «Запах  хлеба», В.Распутин «Последний срок», А.Алексин «Мой самый  счастливый день »,  «Звоните и  приезжайте» ,  И.Курамшина  «Сыновний  долг», «Эквивалент  счастья» , В.Дегтев  «Одуванчик», «Разумные существа» , Д.С.Лихачев  письмо 5 «В  чем  смысл жизни», письмо 25 « По велению совести», письмо 10 «Честь истинная и  ложная», письмо 15 «Про зависть»

Мы с  ребятами познакомились  также и  с  биографиями писателей, чьи рассказы  использовали в  качестве  аргументов.  Рассказ   И. Курамшиной «Сыновний долг»  потряс  до глубины  души

 Герман  Садулаев

(род. 18 февраля 1973, село Шали, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — российско-чеченский писатель, публицист.

Произведения  

«Радио FUCK»

«Я — чеченец!»

«Пурга, или Миф о конце света»

«Таблетка»

«AD»

«Бич божий»

«Шалинский рейд»

«Блокада» в сборнике «Четыре шага от войны»

«Марш, марш правой!»

Соавтор романа «Шестнадцать карт».

«Прыжок волка. Очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней»

«Зеркало атмы». Сборник рассказов.

ЕКИМОВ БОРИС

Екимов Борис Петрович

(1938-...)

Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах». На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.

Обозреватель газеты «Труд», Дмитрий Шеваров, писал в те годы: «Всякий, кто хоть раз читал рассказ Бориса Екимова, обязательно его запоминал. Несмотря на то, что все герои, описанные в рассказах, жители задонских хуторов, может сказать - это написано про нас, написано про меня. Это все про нашу с вами жизнь - нелегкую, тревожную, разлетевшуюся на осколки. Силой своего неисчерпаемого таланта и любви к людям писатель смог очень бережно собрать все эти осколки воедино, в повествование, которое навсегда останется в русской литературе честным свидетельством того, что испытали страна и люди за последние двадцать лет».

Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.

Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994года Борис Екимов становится членом Союза писателей России. С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия». С 1998 года член редакционной коллегии журналов «Роман-газета» и «Отчий край». С 1997 года является членом комиссии по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации. В 1997 году Борис Екимов входил в состав жюри Букеровской премии.

Сам Борис Екимов часто говорит, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации.

 

Ирина Курамшина

http://newlit.ru/images/author/avatars/kuramshina.jpg

Курамшина Ирина Владимировна (сетевой псевдоним IRIHA).

Родилась в Сибири, в г.Иркутске, школу окончила на Таймыре. Сейчас проживаю в Москве. Работаю бухгалтером в коммерческой организации. Литературным творчеством несерьезно увлекалась с юности, писала стихи и заметки в стенные газеты на работе, в местные газеты, поздравления друзьям и знакомым. Более серьезное отношение к собственному творчеству пришло лет 10 назад, начавшись с ведения дневника «Из жизни моих животных». С приходом в мою жизнь в 2004 году Интернета, обосновалась на нескольких литературных сайтах, где и размещаю свои рассказы и стихи. Регулярно публикуюсь (с 2005 года – практически в каждом номере по 2-5 рассказов) в литературном альманахе «Страна «Озарение», издающегося в г.Новокузнецке.

Публикация двух рассказов «Полюби себя» и «Внешний вид» в сборнике «Решетория», Москва, 2006 год.

Публикация трех рассказов «Внешний вид», «Родовые муки» и «Исповедь кошки» в литературно-художественном журнале «Отражение», Гатчина, 2005 год.

Публикация рассказа «Африканские страсти, помноженные на русский темперамент» в Сборнике современной литературы издательства «Гусли», Москва, 2007 год.

Персональный сборник стихотворений «Стою на перепутье мыслей», Москва, 2006 год.

Вячеслав   Дегтев

Вячеслав Иванович Дегтев

Вячеслав Иванович Дегтев родился в 1959 году в Воронеже. Бывший военный летчик-истребитель, член Союза писателей России.  Дегтев выпустил 13 книг прозы. Лауреат премии "России верные сыны", премии имени Андрея Платонова, финалист национального конкурса "Бестселлер-2003".Публиковался в газетах и журналах "Роман-газета", "Наш современник", "Юность".

Анатолий   Алексин

Анатолий Алексин

 Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец - старый большевик - участвовал в революционных событиях и гражданской войне в Сибири и на Дальнем Востоке. Впоследствии поселился в Москве, работал редактором партийного журнала. Но в 1937 году был репрессирован. Детство будущего писателя прошло в Москве и на даче в Серебряном бору, где он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком. В годы Великой Отечественной войны Анатолий заведовал заводской многотиражкой, а после ее окончания он поступил в один из самых престижных институтов в стране – Московский институт востоковедения. К этому же времени принадлежат его первые печатные произведения. Вскоре Анатолий Алексин становится одним из самых широко известных и печатаемых авторов в стране, он принимает участие в читательских конференциях, на которых встречается с детьми и взрослыми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)

Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Сценарий День Матери (выступление учащихся 5-х классов перед 1-ми классами)

Цели: _        ·   Воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.·   помочь детям через игру...

Тестовый материал для проверки усвоения пройденного материала по ОБЖ для 5 класса

Комплект тестового материала для проверки усвоения пройденного материала по ОБЖ за курс 5 класса....