«Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии» Д.Мережковский.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы: Мастерская построения отношения и творческого письма в 9 классе.
Цель урока: подготовка к анализу лирических произведений, обучение созданию самостоятельных текстов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сопоставление лирических произведений Лермонтова и Пушкина. Анализировать ключевые образы поэтического текста. Умение дать интерпретацию лирического произведения, понять чувства лирического героя и увидеть образ автора. |
Личностные: развитие вкуса к высокому поэтическому слову, образного мышления, формирование нравственных ценностей.
Метапредметные: развитие навыков анализа, рефлексирования, работа над формированием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.06 МБ |
![]() | 817.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Лермонтов и Пушкин – загадка русской жизни и литературы…» А.Блок
Задание Сравните понятия «дневное» и «ночное» светило. Какие ассоциации вызывают у вас эти образы, запишите по 5 слов.
Подумайте и подберите по одной цитате, которую бы вы поместили под портретом «вашего» Пушкина, «вашего» Лермонтова. Задание
Выберите по одному высказыванию выдающихся людей о Лермонтове и Пушкине Лермонтов «…истинный поэт скорби своего поколения ». А. Григорьев «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества » Д . Мережковский «… нельзя отнять у Лермонтова звёздное и царственное» В. Розанов «Солнце нашей поэзии» Вл. Одоевский «Пушкин – это наше всё» А. Григорьев «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин» А.Блок
Задание Сравните стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Выделите ключевые слова из одного и другого стихотворения (4-5 слов ) и выпишите одну - две понравившиеся строки.
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...
В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал. Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. „ Прости, он рек, тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не всё я в небе ненавидел, Не всё я в мире презирал“. Ангел
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Ангел
Задание Выберите из всего собранного материала слово, словосочетание или предложение. Оно будет темой вашей творческой работы. Напишите по желанию: Синквейн Диаманту Хокку Эссе
Рефлексия Какой момент урока показался самым интересным? Продолжите фразу: «Муки творчества – это… Согласны ли вы с мнением Мережковского о том, что Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Тема | Урок литературы в 9 классе: Мастерская творческого письма (перед началом изучения лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова): «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии» Д.Мережковский. |
Цели | Цель урока: подготовка к анализу лирических произведений, обучение созданию самостоятельных текстов. Задачи: Образовательные. - развивать навыки сравнительного анализа; - обучение созданию собственного текста. Развивающие. - развивать способность различать поэтические тексты; - развивать вкус к высокому поэтическому слову; - создать условия для самостоятельной творческой деятельности. Воспитательные. - задуматься о быстром течении жизни, о роли и месте в ней человека; - воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности. Формировать УУД: - Личностные УУД: - развитие вкуса к высокому поэтическому слову; - развитие образного мышления; - формирование нравственных ценностей.
- Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что дано и того, что предстоит установить в ходе работы в мастерской; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. - Коммуникативные УУД: умение посредством слова передать образ, картину; точно и ярко выразить свои мысли, умение слышать друг друга. |
Планируемый результат | Предметные: Сопоставление лирических произведений Лермонтова и Пушкина. Анализировать ключевые образы поэтического текста. Умение дать интерпретацию лирического произведения, понять чувства лирического героя и увидеть образ автора. Личностные: развитие вкуса к высокому поэтическому слову, образного мышления, формирование нравственных ценностей. Метапредметные: развитие навыков анализа, рефлексирования, работа над формированием речи. |
Основные понятия | Антитеза, образ лирического героя, образ автора, синквейн, диаманта, хокку, эссе. |
Межпредметные связи | Русский язык, музыка, ИЗО |
Ресурсы: - основные | презентация в формате Power Point (содержащая музыкальные файлы, тетради на печатной основе для урока) |
Применяемые технологии | Технология критического мышления, технология творческой мастерской. |
Организация пространства | Работа в творческих группах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Индуктор (мотивация) Цели: -проверка готовности обучающихся, - эмоциональный настрой на работу | Подготовка учащихся к уроку. Чтение эпиграфа, обзорное комментирование иллюстраций к уроку. | Организует пространство. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Прочитать эпиграф, высказать понимание, выписать ключевое слово. - Может ли поэзия заставить задуматься о жизни, помочь разгадать жизнь? |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Ставят цель, формулируют задачи, обсуждают тему урока. | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. |
|
III. Работа над созданием творческого продукта.
Цели: - учить работать в групповом взаимодействии; - из разрозненных единиц создавать целое новое явление, которое необходимо предъявлять группе и всем участникам мастерской. | Работают по заданию в творческих группах на материалах презентации и рабочих тетрадей. | Ставит задачу и работает вместе с учениками над созданием творческого продукта. | Работа в творческих группах. Общее задание для 3-х групп:
1-я творческая группа. Сравните стихотворения «Я Вас любил…» А.С. Пушкина и «Нищий» М. Ю. Лермонтова. Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов). 2-я творческая группа. Сравните стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» А. С. Пушкина и «И скучно и грустно, и некому руку подать» М. Ю. Лермонтова. Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов). 3-я творческая группа. Сравните стихотворения «Ангел» А. С. Пушкина и «Ангел» М Ю. Лермонтова Выберите понравившуюся одну или две строки, запишите. Проанализируйте и выпишите ключевые слова из того и другого стихотворения.(4-5 слов).
Написание текстов: |
IV. Социализация. Предъявление созданного продукта, чтение текстов | Предъявляют работы. | Оценивает идеи, формы работы. | |
V. Рефлексия.
. | Формулируют позицию и аргументируют ее | Оценивает работу суворовцев на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по творчеству писателей (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев) ,
Данная работа (тест) может проводиться на итоговом уроке в конце 2 четверти после изучения:А.С. Пушкин "Сказка о мерствой царевне и семи богатырях"М.Ю .Лермонтов "Бородино"Н.В. Гоголь "Заколдованное м...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439416-1397966222.jpg)
Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)
Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ по литературе. 2 варианта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-465897-1406226848.jpg)
Урок по теме "Дневные и ночные хищные птицы"
Урок разработан на основе применения исследовательских технологий, самооценки деятельности учащихся и организации работы в группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970493-1510142226.jpg)
Контрольная работа по литературе. 9 класс (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)
контрольная работа по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1063231-1575606289.jpg)
Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова"
Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова": тестовые задания, задания с кратким ответом, развернутый ответ)...
Презентация "А.С. Пушкин. "Медный всадник(отрывок)"(7 кл русская литература
В данной презентации коротко отмечены основные моменты истории создания поэмы .Думаю,детям будет интересно....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1370669-1639468226.jpg)
Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"
Урок "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов-два гения русской поэзии"...