Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова"
тест по литературе (7 класс)

Чмиль Маргарита Александровна
Проверочная работа по теме "Защита чести" (Пушкин "Станционный смотритель", Лермонтов "Песнь ... про купца Калашникова": тестовые задания, задания с кратким ответом, развернутый ответ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_chesti._lerm_push_prov.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 1 вариант

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ     2) повесть  3) роман   4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»  3) «Проза Пушкина»               4) ни в какой цикл не вошло

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».  1) Самсон Вырин    2) Владимир Дубровский          

3) Пётр Гринев   4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа        2) Глаша          3) Дуня      4) Маша

5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский        2) Минский         3) Лаевский        4) Погорельский

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?  1) всемирный потоп   2) история блудного сына    3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида

8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.  
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?1) резонёр       2) «маленький человек»         3) «лишний человек»   4) «благородный разбойник»

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

12.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.

14. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1. Он дождался ее в квартире Минского

2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

1. Что сделал Калашников перед поединком?

1) Надел рукавицы. 3) Надел кольчугу. 2) Снял рукавицы. 4) Снял шапку.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) Стольники. 3) Сводники.2) Охранники. 4) Собачники.

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) Женить его. 3) Дать надел земли.2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться сбасурманами.

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна. 3) Евгеньевна.2) Еремеевна. 4) Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?

1) Жене. 3) Богу.2) Царю. 4) Сопернику.

6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?

1) Кольцо. 3) Серьга.2) Фата. 4) Кулон.

7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?1) 18. 2) 50 3)234)38.

8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) Белого. 3) Красного.2) Черного. 4) Не носил рубахи.

9. Где происходят события в первой части поэмы?

1) В доме купца. 3) В Коломенском.2) В Кремле. 4) В Белом доме.

10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

1) Царского суда. 3) Людской молвы.2) Немилости мужа. 4) Лютой смерти.

1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Тешиться, трапеза, гнушатися, корить, нечестивый, опостыть.

2. Подберите из первой части «Песни…» описательные выражения (перифразы). (Например, царь зверей – лев).

3. Какие слова из русского языка имеют корень Казн(казна)?

4. Вспомните слова с корнем Перст, запишите их.

5. Вспомните сочетания, выражения, в которых слово Любезный Употребляется в современном значении: услужливый, вежливый, учтивый. Запишите их.

6. Найдите в «Песне…» стихи, в которых нашел выражение прием сравнения.

II. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1..Каким мы видим в поэме одного из главных героев – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Кирибеевича, отвечая на вопросы:Как описывается в начале поэмы Кирибеевич?Почему гусляры, описывая внешность, сравнивают Кирибеевича с героями былин? Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?Когда и как меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?

III. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 2 вариант

1. К какому циклу относится «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»          4) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ      2) повесть    3) роман    4) поэма

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Пётр Гринев   2) Владимир Дубровский          3) Самсон Вырин    4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.1) Маша   2)Дуня  3) Глаша    4)Наташа

5. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.    3) Пригласил отобедать.     4) Ничем не расплатился.

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога                                                   2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо          4) трактир

8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости    2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности         4) проблема экологии языка

9. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?1. Чтобы он больше тут не показывался

2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку  3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

1) Владимирская. 3) Суздальская.2) Киевская. 4) Рижская.

2. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец. 3) Старший брат.2) Младший брат. 4) Сестра.

3. С кем гусляры сравнивают царя?

1) С ястребом. 3) С кречетом.2) С соколом. 4) С вороном.

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом. 3) С яшмой.2) С алмазом. 4) С жемчугом.

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

1) Казнить. 2) Лишить купеческого звания. 3) Разрешить беспошлинную торговлю. 4) Пристроить при дворе.

6. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?

1) На дюйм. 3) На пол-аршина.2) На полчетверти. 4) На 10 сантиметров.

7. Где происходят события второй части поэмы?

1) В Лефортове. 3) В Замоскворечье.2) В Коломенском. 4) В Царицыно.

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку. 3) В гости.2) В церковь. 4) На свидание.

9. Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади. 3) На Каменном мосту.

2) На Москве-реке. 4) В Александровском саду.

10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?

1) Кончились деньги. 3) Любовь приключилась.

2) Конь захромал. 4) Заболел.

1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Поведать, почивать, лютый, бранное (седло), кручиниться, трапеза.

2. Подберите синонимы к прилагательному Заморский С соответствующими существительными. Какие из перечисленных прилагательных наиболее употребительны в современном русском языке?

3. Укажите однокоренные слова к слову Охульник.

4. Подберите однокоренные слова к слову Приосаниться.

5. Найдите некоторые характерные для народно-поэтической речи соединения слов одного корня(тавтологии).

6. Найдите в начале третьей части живописные эпитеты, запишите их.

II. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1. Каким мы видим в поэме одного из главных героев – опричника Кирибеевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Калашникова, отвечая на вопросы:Какое значение имеют картины московской жизни для раскрытия характера Калашникова?Какими качествами должен обладать человек, чтобы во времена Ивана Грозного отважиться защищать свою честь перед всем народом?Как ведет себя Калашников в семье?Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

III. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про цар Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 1 вариант

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ     2) повесть  3) роман   4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»  3) «Проза Пушкина»               4) ни в какой цикл не вошло

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».  1) Самсон Вырин    2) Владимир Дубровский          

3) Пётр Гринев   4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа        2) Глаша          3) Дуня      4) Маша

5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский        2) Минский         3) Лаевский        4) Погорельский

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?  1) всемирный потоп   2) история блудного сына    3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида

8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.  
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?1) резонёр       2) «маленький человек»         3) «лишний человек»   4) «благородный разбойник»

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

12.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.

14. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1. Он дождался ее в квартире Минского

2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил

его    3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

1. Что сделал Калашников перед поединком?

1) Надел рукавицы. 3) Надел кольчугу. 2) Снял рукавицы. 4) Снял шапку.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) Стольники. 3) Сводники. 2) Охранники. 4) Собачники.

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) Женить его. 3) Дать надел земли. 2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться с басурманами.

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна. 3) Евгеньевна. 2) Еремеевна. 4) Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?

1) Жене. 3) Богу. 2) Царю. 4) Сопернику.

6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?

1) Кольцо. 3) Серьга. 2) Фата. 4) Кулон.

7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?1) 18. 2) 50 3)234)38.

8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) Белого. 3) Красного. 2) Черного. 4) Не носил рубахи.

9. Где происходят события в первой части поэмы?

1) В доме купца. 3) В Коломенском. 2) В Кремле. 4) В Белом доме.

10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

1) Царского суда. 3) Людской молвы. 2) Немилости мужа. 4) Лютой смерти.

1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Тешиться, трапеза, гнушатися, корить, нечестивый, опостыть.

2. Подберите из первой части «Песни…» описательные выражения (перифразы). (Например, царь зверей – лев).

3. Какие слова из русского языка имеют корень Казн(казна)?

4. Вспомните слова с корнем Перст, запишите их.

5. Вспомните сочетания, выражения, в которых слово Любезный Употребляется в современном значении: услужливый, вежливый, учтивый. Запишите их.

6. Найдите в «Песне…» стихи, в которых нашел выражение прием сравнения.

II. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1..Каким мы видим в поэме одного из главных героев – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Кирибеевича, отвечая на вопросы:Как описывается в начале поэмы Кирибеевич?Почему гусляры, описывая внешность, сравнивают Кирибеевича с героями былин? Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?Когда и как меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?

III. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 2 вариант

1. К какому циклу относится «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»          4) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ      2) повесть    3) роман    4) поэма

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Пётр Гринев   2) Владимир Дубровский          3) Самсон Вырин    4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.1) Маша   2)Дуня  3) Глаша    4)Наташа

5. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.    3) Пригласил отобедать.     4) Ничем не расплатился.

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога                                                   2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо          4) трактир

8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости    2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности         4) проблема экологии языка

9. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения 3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?1. Чтобы он больше тут не показывался

2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку  3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург 2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле 3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

1) Владимирская. 3) Суздальская. 2) Киевская. 4) Рижская.

2. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец. 3) Старший брат. 2) Младший брат. 4) Сестра.

3. С кем гусляры сравнивают царя?

1) С ястребом. 3) С кречетом. 2) С соколом. 4) С вороном.

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом. 3) С яшмой. 2) С алмазом. 4) С жемчугом.

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

1) Казнить. 2) Лишить купеческого звания. 3) Разрешить беспошлинную торговлю. 4) Пристроить при дворе.

6. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?

1) На дюйм. 3) На пол-аршина. 2) На полчетверти. 4) На 10 сантиметров.

7. Где происходят события второй части поэмы?

1) В Лефортове. 3) В Замоскворечье. 2) В Коломенском. 4) В Царицыно.

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку. 3) В гости. 2) В церковь. 4) На свидание.

9. Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади. 3) На Каменном мосту.

2) На Москве-реке. 4) В Александровском саду.

10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?

1) Кончились деньги. 3) Любовь приключилась.

2) Конь захромал. 4) Заболел.

1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Поведать, почивать, лютый, бранное (седло), кручиниться, трапеза.

2. Подберите синонимы к прилагательному Заморский С соответствующими существительными. Какие из перечисленных прилагательных наиболее употребительны в современном русском языке?

3. Укажите однокоренные слова к слову Охульник.

4. Подберите однокоренные слова к слову Приосаниться.

5. Найдите некоторые характерные для народно-поэтической речи соединения слов одного корня(тавтологии).

6. Найдите в начале третьей части живописные эпитеты, запишите их.

II. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1. Каким мы видим в поэме одного из главных героев – опричника Кирибеевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Калашникова, отвечая на вопросы:Какое значение имеют картины московской жизни для раскрытия характера Калашникова?Какими качествами должен обладать человек, чтобы во времена Ивана Грозного отважиться защищать свою честь перед всем народом?Как ведет себя Калашников в семье?Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

III. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про цар Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 1 вариант

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ     2) повесть  3) роман   4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»  3) «Проза Пушкина»               4) ни в какой цикл не вошло

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».  1) Самсон Вырин    2) Владимир Дубровский       3) Пётр Гринев   4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа        2) Глаша          3) Дуня      4) Маша

5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский        2) Минский         3) Лаевский        4) Погорельский

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?  1) всемирный потоп   2) история блудного сына    3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида

8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.  
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр       2) «маленький человек»         3) «лишний человек»   4) «благородный разбойник»

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

12.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.

14. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1. Он дождался ее в квартире Минского

2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его

3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

1. Что сделал Калашников перед поединком?

1) Надел рукавицы. 3) Надел кольчугу. 2) Снял рукавицы. 4) Снял шапку.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) Стольники. 3) Сводники. 2) Охранники. 4) Собачники.

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) Женить его. 3) Дать надел земли. 2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться с басурманами.

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна. 3) Евгеньевна. 2) Еремеевна. 4) Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?

1) Жене. 3) Богу. 2) Царю. 4) Сопернику.

6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?

1) Кольцо. 3) Серьга. 2) Фата. 4) Кулон.

7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?

1) 18. 2) 50. 3) 23. 4) 38.

8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) Белого. 3) Красного. 2) Черного. 4) Не носил рубахи.

9. Где происходят события в первой части поэмы?

1) В доме купца. 3) В Коломенском. 2) В Кремле. 4) В Белом доме.

10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

1) Царского суда. 3) Людской молвы. 2) Немилости мужа. 4) Лютой смерти.

II1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Тешиться, трапеза, гнушатися, корить, нечестивый, опостыть.

2. Подберите из первой части «Песни…» описательные выражения (перифразы). (Например, царь зверей – лев).

3. Какие слова из русского языка имеют корень Казн(казна)?

4. Вспомните слова с корнем Перст, запишите их.

5. Вспомните сочетания, выражения, в которых слово Любезный Употребляется в современном значении: услужливый, вежливый, учтивый. Запишите их.

6. Найдите в «Песне…» стихи, в которых нашел выражение прием сравнения.

III. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1..Каким мы видим в поэме одного из главных героев – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Кирибеевича, отвечая на вопросы:

  1. Как описывается в начале поэмы Кирибеевич?
  2. Почему гусляры, описывая внешность, сравнивают Кирибеевича с героями былин? Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?
  3. Когда и как меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
  4. С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?

IV. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Проверочная работа по теме «Защита чести» (по творчеству Пушкина и Лермонтова) 2 вариант

1. К какому циклу относится «Станционный смотритель»?1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»          4) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? 1) рассказ   2) повесть   3) роман   4) поэма

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Пётр Гринев   2) Владимир Дубровский          

3) Самсон Вырин    4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Маша        2)Дуня          3) Глаша    4)Наташа

5. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.    3) Пригласил отобедать.     4) Ничем не расплатился.

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога    2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо          4) трактир

8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости    2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности         4) проблема экологии языка

9. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

1. Чтобы он больше тут не показывался

2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку  3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург

2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова? 1) Владимирская. 3) Суздальская. 2) Киевская. 4) Рижская.

2. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец. 3) Старший брат. 2) Младший брат. 4) Сестра.

3. С кем гусляры сравнивают царя?

1) С ястребом. 3) С кречетом. 2) С соколом. 4) С вороном.

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом. 3) С яшмой. 2) С алмазом. 4) С жемчугом.

5. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

1) Казнить. 2) Лишить купеческого звания. 3) Разрешить беспошлинную торговлю. 4) Пристроить при дворе.

6. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?

1) На дюйм. 3) На пол-аршина. 2) На полчетверти. 4) На 10 сантиметров.

7. Где происходят события второй части поэмы?

1) В Лефортове. 3) В Замоскворечье. 2) В Коломенском. 4) В Царицыно.

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку. 3) В гости. 2) В церковь. 4) На свидание.

9. Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади. 3) На Каменном мосту.

2) На Москве-реке. 4) В Александровском саду.

10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?

II/1) Кончились деньги. 3) Любовь приключилась.

2) Конь захромал. 4) Заболел.

1. Замените старые и устаревшие слова в «Песне…» современными: Поведать, почивать, лютый, бранное (седло), кручиниться, трапеза.

2.Подберите синонимы к прилагательному Заморский С соответствующими существительными. Какие из перечисленных прилагательных наиболее употребительны в современном русском языке?

3. Укажите однокоренные слова к слову Охульник.

4.Подберите однокоренные слова к слову Приосаниться.

5.Найдите некоторые характерные для народно-поэтической речи соединения слов одного корня(тавтологии).

6.Найдите в начале третьей части живописные эпитеты, запишите их.

III. Задание с развернутым ответом (5-8 предложений).

1. Каким мы видим в поэме одного из главных героев – опричника Кирибеевича? С помощью каких художественных средств поэт создает этот образ?

2. Охарактеризуйте Калашникова, отвечая на вопросы:

  1. Какое значение имеют картины московской жизни для раскрытия характера Калашникова?
  2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы во времена Ивана Грозного отважиться защищать свою честь перед всем народом?
  3. Как ведет себя Калашников в семье?
  4. Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?
  5. Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

IV. Напишите сочинение-рассуждение (70 слов).В чем смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ

Здесь размещены  3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....