Преображение вожатого
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Киселева Виктория Витальевна

образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_preobrazheniya_vozhatogo_-_obraz_pugacheva._hod_uroka.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Преображения вожатого»

(Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Образовательные: понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере; проверить знание обучающимися устаревших слов.  

Развивающие: развивать навыки интерпретации художественного текста,  выразительного чтения и пересказа.

Воспитывающие: формировать духовно-нравственное отношение обучающихся к жизни, к людям через анализ художественного текста; прививать интерес к истории своей страны.

Оборудование и  средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к произведению, раздаточный материал – карточки.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод с опорой на ранее изученный материал; словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов, сравнительный анализ.

Методы контроля: устный опрос.

Технологии, используемые на уроке: сотрудничества (учитель – ученик).

Формы работы: коллективная; индивидуальная.

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Определение готовности к уроку. Активизация внимания.  Создание эмоционального настроя.

Готовят рабочие места, сосредоточивая внимание на словах учителя.

1 мин.

I.

Первый этап урока:

Слово учителя.

Цель:

Сосредоточить внимание обучающихся на теме, цели и проблемных вопросах урока. Проверить усвоение обучающимися устаревших слов.

Основополагающий вопрос: Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?

Проблемные вопросы:

Кто же Пугачев: разбойник или народный герой?

Почему автор изменил характер исторической личности в повести?

Проверка домашней работы.

Задание 1

Объяснить значение слов:

посаженый отец, погост, алтын, бастион, протекция, кибитка, ментор, обедня, призреть.

Записывают дату, тему и основной вопрос в рабочие тетради.

Вычерчивают в тетрадях таблицу для характеристики образа Пугачёва.

Объясняют значение слов, пользуясь записями домашней работы в тетрадях.

17 мин.

II.

Второй этап урока:

Работа с текстом произведения.

Цель:

Актуализация новых знаний, отработка умений и навыков.

Напоминание темы урока: «Преображения вожатого».

Задание 2

Рассмотреть основные черты  образа Пугачёва, найти их в тексте произведения.

Демонстрация опорных слов, представленных на слайдах презентации.

Вывод:

Повторить задание. Обобщить работу обучающихся в форме вывода.

Задание 3

Предложить обучающимся выразительное чтение диалогов Пугачёва с Гринёвым во II, VIII, IX главах повести с актуализацией внимания на метаморфозах (превращениях), происходящих в образе Пугачёва и пушкинских ремарках, в которых уже намечена художественная манера «тайной психологии».

Вывод:

Повторить вопрос: Каковы «преображения вожатого»? Подвести итог работе обучающихся.

Знакомясь с информацией, представленной на слайдах презентации, работают с текстом произведения, устно воспроизводят образ Пугачёва. Делают записи в таблицу.

Делают записи в таблицу. Записывают вывод в тетради.

10 мин.

III

Третий этап урока:

Беседа с классом.

Цель:

Закрепление материала на основе применения полученных обучающимися знаний, умений и навыков.

Повторить проблемные вопросы урока:

Кто же Пугачев: разбойник или народный герой?

Почему автор изменил характер исторической личности в повести?

Задание 4

Историческая личность и образ Пугачёва в повести.

Напомнить историю создания произведения.

Предложить обучающимся ответить на проблемные вопросы.

Вывод:

Повторить вопрос. Сделать вывод, объясняющий смысл работы на уроке.

Подведение итогов:

Обратить внимание обучающихся на цель урока. Предложить ответить на основополагающий вопрос: Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?

Знакомятся с информацией, представленной на слайде презентации, слушая выступление подготовленного ученика, делают записи в таблицу.

Отвечают на вопросы учителя, заканчивают заполнение таблицы.

Отвечают на вопрос. Делают общий вывод. Проверяют записи в таблице. Высказывают суждения о достижении цели урока.

15 мин.

Домашнее задание

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.

2 мин.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Активизация внимания. Создание эмоционального настроя.

Первый этап урока

Слайд 1

I. Слово учителя.

Мы уже не раз обращались к тексту повести «Капитанская дочка» и имеем полное представление об одном из главных действующих лиц – о Пугачёве.

На то, что Пугачёв – один из главных персонажей повести, прямо указывает Гринёв в конце V главы: «Неожиданно происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Ясно, что эти неожиданные «происшествия» связаны с Пугачёвым.

Слайд 6

Проверка домашнего задания

Сначала объясним значение слов, которые могут быть нам непонятны.

(Демонстрация устаревших слов на слайде презентации. Ответы обучающихся.)

Словарная проверочная работа

Посаженый отец – исполняющий роль отца жениха или невесты при свадебном обряде.

Погост – сельское кладбище.

Алтын – старинная русская монета, достоинством в три копейки.

Бастион – старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды.

Протекция – покровительство; влиятельная поддержка, содействующая устройству чьих-либо дел.

Кибитка – крытая дорожная повозка.

Ментор – наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына мифического царя Одиссея).

Обедня – главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первой половине дня.

Призреть – дать приют и пропитание; взять на попечение.

Слайд 2

Эпиграф к уроку

Кто ты, странник?

Что бродишь долом?

Что тревожишь ты ночи гладь?

Отчего, словно яблоко тяжелое,

Виснет с шеи твоя голова?

                                    С. Есенин  

«Пугачёв»

Слайд 3

Сегодня мы рассмотрим этот образ подробно, и тема урока сформулирована как «Преображения вожатого».

Слайд 4

Общая цель сегодняшнего урока – понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере.

Слайд 5

Чтобы это сделать, мы должны ответить на основополагающий вопрос:

Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?

(Обучающиеся записывают дату, тему урока и вопрос в тетради.)

Второй этап урока

II. Работа с текстом произведения.

Учитель.

Давайте посмотрим, что вы знаете о Пугачёве? Рассмотрим основные черты его образа, по опорным словам.

Слайд 6

Опорные слова к тексту произведения

Учитель.

Какой портрет Пугачёва мы видим глазами Гринёва в главе «Вожатый»?

Обучающиеся.

«Его хладнокровие ободрило меня», «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», «…живые большие глаза так и бегали», «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». (с. 219; 221 учебника).

Учитель.

Каково отношение Савельича к вожатому?  

Обучающиеся.

«Он его пропьёт, собака, в кабаке…», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты рад его обобрать…», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!» (с. 222-223 учебника).

Учитель.

Каким представляется Пугачёв из секретного предписания, полученного комендантом Белогорской крепости?

Обучающиеся.

«Убежавший из-под караула донской казак и раскольник…», «… учиня дерзость принять на себя имя покойного императора Петра III…», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства». (с. 246 учебника).

Учитель.

Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?

Посмотрим, как эта характеристика показана в фильме режиссёра Александра Прошкина «Русский бунт» (1999 г.).

Слайд 7

Демонстрация фрагмента из фильма «Русский бунт».

Учитель.

Каким мы увидели в этом фрагменте образ Пугачёва? Соответствует ли он тому, который описан в предписании?

Обучающиеся.

Разбойником, злодеем, жестоким и беспощадным, что подтверждает характеристику, данную Пугачёву в секретном предписании начальства.

Учитель.

Как характеризуется Пугачёв в главе «Приступ»?

Обучающиеся.

«…на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв» (с. 254 учебника), «Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза», «Пугачёв грозно взглянул на старика … мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице», «Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника», «Вешать его!» - сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня» (с. 258 учебника), «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступеньки крыльца» (с. 259 учебника).

Учитель.

Посмотрим, как эта сцена изображается в фильме режиссёра Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» (1959 г.). Соответствует ли точка зрения режиссёра, той, которая представлена автором произведения?

Слайд 8

Демонстрация фрагмента из фильма «Капитанская дочка».

Учитель.

Как ведёт себя Пугачёв в сцене освобождения Гринёва? Какая черта его характера здесь проявляется?

Обучающиеся.

Пугачёв проявляет сметливость и хитрость. Он оправдывает отказ Гринёва целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости».

Учитель.

Глава «Приступ» заканчивается словами: «Пугачёв уехал; народ бросился за ним». В главах повести немало народных песен, в которых показывается отношение народа к Пугачёву. Как же называет Пугачёва народ?

Обучающиеся.

«добрый молодец», «красно солнышко», «народный заступник», «буйная головушка».

Учитель.

Каков же образ народного героя – Емельяна Пугачёва в повести?

Как пошёл он массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего?

Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне?

(Народ показан как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачёв уехал, «народ бросился за ним».)

Слайд 9

Опорные слова к тексту произведения

Обучающиеся.

«В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады мне оказанной» (с. 262 учебника), «Добро пожаловать; честь и место, милости просим», «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (с. 263 учебника), «…помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов», «А разве нет удачи удалому?», «Кто ни поп, тот батька» (с. 265 учебника), «Кто из моих людей обижает сироту? … Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет», «Я проучу Швабрина... Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» (с. 281 учебника), монологи (с. 288-289 учебника).  

Учитель.

Мы рассмотрели основные черты образа Пугачёва в повести из чего совершенно очевидно, что Пугачёв не только предводитель восстания, но и простой казак, на что указывает и речь героя, и его поведение, и предметы одежды. Убедились в том, что в повести отражены два взгляда на Пугачёва.

Слайд 10

Вывод.

Два взгляда на Пугачёва:

1) официальный: донской казак и раскольник, злодей и душегуб, собравший шайку разбойников, вор и самозванец.

Ругательства в его адрес: бунтовщик, беглый каторжник, разбойник, мошенник, изверг, обманщик, пьяница, бестия.

2) неофициальный: хладнокровный, сметливый, умный, любит народные песни: честный человек, неразрывно связанный с народом; борется за справедливость, защищая невинных и обиженных.

(Обучающиеся записывают вывод в тетради)

Учитель.

Итак, Пушкин приводит две точки зрения на Пугачёва и не раз подчёркивает двойственность его характера. Например, ощущение Гринёва, что это «ужасный человек, изверг», и в то же время «сильное сочувствие влекло меня к нему». Наша задача прежняя – проследить, как изменяется этот характер на страницах повести. Обратимся снова  к тексту произведения: найдите «Калмыцкую сказку» в тексте, рассказанную Гринёву Пугачёвым (с. 287 учебника), прослушайте её, следя по тексту. Подумайте:

В чём её смысл? Как она помогает раскрыть характер Пугачёва? Может ли сказка повлиять на изменения в характере Пугачёва?

Слайды 11 – 12

Аудиозапись «Калмыцкая сказка»

Учитель.

Страшно звучит рассказанная Пугачёвым сказка об орле и вороне.

Как характеризует она Пугачёва? Каков это человек? Можно ли из неё сделать вывод о мировоззрении и жизненной позиции Пугачёва? Какое влияние она оказала на него?

Обучающиеся.

Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку «с каким-то диким вдохновением», он человек порыва, бешеной энергии, ищущей выхода. Сказка раскрывает суть его взглядов, его мировоззрение, его философию: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Гринёв заставляет Пугачёва взглянуть по-другому на его убеждения: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Он заставил Пугачёва задуматься и по-новому на себя посмотреть.

Учитель.

Перечитаем эпиграфы к X-XI главам: орел, лев… (с. 271; 278 учебника).

Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -

Спросил он ласково.

А. Сумароков

Слайд 13

Демонстрация эпиграфов к указанным главам повести.

Понятно о ком это. Но орёл и лев при всем их геройстве, гордости, царственности остаются хищниками. Не является ли это сочетание жестокости и зловещей силы вожака шайки и защитника народа главной особенностью характера Пугачёва?

Слайд 14

Обучающиеся.

Бродяга – государь, лукавый, плутовой казак – мудрый народный вождь, злодей – доброжелатель.

Третий этап урока

III. Беседа с классом.

Слайд 15

Учитель.

Кто же все-таки Пугачёв: разбойник или народный герой?

Почему автор изменил характер исторической личности в повести?

Емельян Пугачёв – историческая личность, реальная личность, а значит, у него есть биография.

Слайд 16

(Заранее подготовленный ученик сообщает краткую биографию Пугачёва.)

Слайд 17

Обучающиеся.

Проверяют записи в таблице, отвечают на поставленные вопросы.

Историческая правда

Художественный вымысел

«Мужицкий царь», предводитель бунта.

Служили и те, кто ему не верили.

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

Умный, отважный, энергичный.

Жестокий.

Трагическая судьба.

Взаимоотношения с Гринёвым

«В Пугачеве-разбойнике одолевает человек»:

способен проявить милость;

может быть благодарным: на добро отвечает милостью;

способен оценить честь и мужество противника.  

Ответы:

1) Образ Пугачёва – сложное сочетание исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов. Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота. Он может грозно хмуриться и напускать на себя важный вид и улыбаться, добродушно подмигивать.

2) Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения, суть которой в том, что человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии.

Учитель.

В повести «Капитанская дочка» есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринёв прямо обращается: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Подведение итогов

Учитель.

Вернёмся к цели сегодняшнего урока – понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере. Смогли ли мы дать ответ на вопрос:

Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?

Обучающиеся.

Высказывают свои суждения о достижении цели и общий вывод.

Вывод.

Пушкин не изменил исторической правде и, пользуясь художественным вымыслом, сделал Пугачёва живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь, которого можно пожалеть «за грешную душу».

Слайд 18

Домашнее задание

Представьте себе, что вы можете встретиться с Е. Пугачёвым до казни и перед ней. Чтобы вы ему сказали? Ответ напишите в жанре небольшого эссе.

Перечитать XIII и XIV главы, подготовить их краткий пересказ.

Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.

Материал к уроку:

Биография Пугачева. Емельян Пугачёв – реальная личность.

Пугачёв Емельян Иванович (1742-10.01.1775 гг.) –  предводитель народного восстания в 1773-1775 гг.

Е. И. Пугачёв был казаком из донской станицы Зимовейская. Он участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. за храбрость произведён в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1771 г. дезертировал и скрывался от службы в армии. Трижды его арестовывали, и каждый раз он бежал. В 1772 г. жил у старообрядцев под Черниговом и Гомелем, на р. Иргиз. В конце 1772 г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III.

По доносу его опять арестовали, доставили в Казань и приговорили к каторге. В мае 1773 г. он бежал из казанской тюрьмы, в августе вновь оказался на Яике, где поднял восстание. После подавления восстания в ноябре 1774 г. Пугачёва в железной клетке привезли в Москву и казнили на Болотной площади.

Литература:

  1. Амелина Е. В. Готовимся к экзамену по литературе. М., 2005.
  2. Егорова Н. В. В помощь школьному учителю. М., 2007.
  3. Меркин Г. С. Литература. 8 класс. – М., 2008.
  4. Попова Е. Н. и др. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. – Волгоград, 2009.
  5. Черных О. Г. Практикум по литературе: 8 класс. – М., 2010.

Интернет ресурсы:

www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_8kl…

Интернет ресурсы для презентации:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1138770/?page=9

http://russian.cri.cn/1381/2010/06/18/1s342290.htm

http://www.richcollection.ru/item.255.html

http://www.victor-biryukov.ru/genealogy/34

http://softpk.ru/2009/11/13/page/20/

http://referat.univer.by/?page=181

Видеофрагменты, аудиозапись:

http://peressa2009.narod2.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

Урок литературыТема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии....

Конспект урока по ОПК "Преображение Господне"

Конспект урока по ОПК "Преображение Господне"...

Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...

Преображение вожатого

образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Буклет для вожатых в детском лагере. "Основные правила вожатого"

Буклет дает все ответы на вопросы начинающим вожатым пришкольного, оздоровительного лагеря. Он как лист опорны сигналов....