программа литературно-краеведческого общества "Спутники Достоевского"
рабочая программа по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Программа дополнительного образования для обучающихся в 8-11 классах. Уникальна тем, что основана на краеведческом материале, связанном с деятельностью племянника Ф. М. Достоевского - Ф. М. Достоевского (полного тёзки великого писателя) , работавшего в Саратове учителем музыки в Мариинском институте благородных девиц. В программе отражена связь Ф. М. Достоевского с литераторами, музыкальной общественностью Саратова конца 19 - начала 20 века. Литературно-краеведческое общество "Спутники Достоевского" изучает не только традиции, но и новаторство в творчестве современных писателей. Включена практическая часть, предполагающая исследование документов, анализ текстов, изучение иллюстративного материала. Большое место отводится творческой деятельности старшеклассников: мини-исследования, защита рефератов, подготовка и проведение традиционных Литературных чтений "Духовный мир Достоевского". Программа отражает связь литературного общества с местными музеями: краеведческим, этнографическим, музеем художника Борисова-Мусатова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                         Согласовано                                        Согласовано      

Руководитель МО_____                      Зам. директора МОУ                         Директор МОУ

_____________________                      «СОШ №95»                                         «СОШ № 95»                                                              

  МОУ          СОШ №95_                       __________________

                                                                                                                           И. В. Пархоменко            

Протокол № от              

__________2014 года                           от ___________2014 года                  Приказ №_____от

                                                                                                                     _________2014 года

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Окладниковой _Зинаиды Семёновны,

первая квалификационная категория

Ф.И.О., категория

 Дополнительное образование «Литературно-краеведческое общество «Спутники Достоевского»

8 а, 9б классы ______________________________

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______200_ г.

2014 - 2015_  учебный год

Пояснительная записка

к дополнительной образовательной программе

«Литературно-краеведческое общество «Спутники Достоевского»

Основная направленность дополнительной образовательной программы «Литературно-краеведческое общество «Спутники Достоевского» - развитие творческих способностей обучающихся, повышение интереса к истории Саратовского края и истории Мариинского института благородных девиц, в здании которого находится средняя общеобразовательная школа № 95.

Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что уникальный краеведческий литературно-исторический материал, связанный с именами А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, саратовских литераторов и деятелей искусства конца 19-начала 20 века  используется для эстетического, патриотического и нравственного воспитания, формирования исследовательских навыков учащихся.

Педагогическая целесообразность реализации такой программы очевидна и способствует выполнению комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Цели данной дополнительной образовательной программы:

формирование духовно богатой, высоконравственной личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры средствами  литературного краеведения. 

Задачи данной  дополнительной образовательной программы.

Образовательные:

  1. Изучение жизни и деятельности преподавателя музыки Мариинского института благородных девиц Достоевского Фёдора Михайловича – младшего, племянника великого русского писателя.

 2. Глубокое исследование биографии и творчества Ф. М. Достоевского.

 3. Изучение культуры города Саратова периода конца 19 – начала 20 века.

Воспитательные:

1.Воспитание патриотического чувства, любви и интереса к истории культуры родного края, истории школы.

2.Эстетическое воспитание, формирование чувства прекрасного, восприятия и понимания произведений литературы и искусства.

Развивающие:

     1.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

2.Развитие навыков устной публичной речи, умений и навыков написания творческих работ, докладов, рефератов.

  1. Развитие навыков исследовательской работы.

Отличительной особенностью программы деятельности литературно-краеведческого общества «Спутники Достоевского» от уже существующих дополнительных программ является изучение материалов местных историко-литературных архивов, сотрудничество с саратовскими краеведами, музеями и библиотеками.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 12-17 лет, с учётом восприятия и понимания творчества Ф. М. Достоевского, подготовленных образовательной программой по литературе 6-11 классов.  

Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Основные этапы:

1 этап – формирование умений и навыков  изучения биографического материала, исторических фактов,  подготовка сообщений, докладов, рефератов.

2 этап – исследовательская работа, работа с архивными материалами, подготовка и публикация творческих работ. Участие в научных конференциях, литературных чтениях.

3 этап – текстуальный анализ произведений Ф. М. Достоевского, подготовка и публикация творческих работ по «сквозным темам» творчества писателя.

Формы и режим занятий.  Формы работы литературно-краеведческого общества – лекции, экскурсии, творческие встречи, работа с текстами произведений и архивными документами, защита рефератов, групповые и индивидуальные консультации, создание презентаций и мультимедийных фильмов в соответствии с учебным планом.

Режим занятий – 2 раза в неделю, всего  4 часа.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – традиционная конференция, посвящённая дню рождения Ф. М. Достоевского – ноябрь;

Литературные чтения памяти писателя – март; участие в

традиционных муниципальных научно-практических конференциях

Учебно-тематический  план

дополнительной образовательной программы

«Спутники Достоевского».

№ п/п

Основные разделы

Количество часов

1.

История Мариинского института благородных девиц

Теория

Практика

2

1

2.

Судьба и деятельность Ф. М. Достоевского – младшего, племянника великого писателя

4

3

3.

Окружение Достоевского – младшего. Культурная жизнь Саратова в конце 19-го – начале 20-го века. Экскурсия в музей Борисова-Мусатова.

6

4

4.

Экскурсия в этнографический музей по теме «Культурная жизнь Саратова концат19 -начала 20 века»

5

5.

А. Г. Достоевская и её воспоминания о Ф. М. Достоевском (по материалам дневника А. Г. Достоевской)

4

1

6.

Подготовка и проведение традиционного Дня школы.

5

7.

Достоевский и дети. Обзор произведений о детях.

«Мальчик у Христа на ёлке», «Неточка Незванова»

5

6

8.

Любовь в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского: Апполинария Суслова.

Художественное воплощение образа в телефильме «Достоевский»

3

2

«Белые ночи»(Образ Мечтателя).Подготовка и проведение Литературной гостиной, посвящённой дню рождения писателя.

3

3

«Униженные и оскорблённые»

5

3

Экскурсия в музей К. Федина по теме «Страницы классики в экспозиции музея»

2

Роман «Подросток»

3

5

9.

Тема «Духовный мир Достоевского». Подготовка к  традиционным Литературным чтениям.

6

9

10.

Биография Ф. М. Достоевского в рисунках, иллюстрациях и фотографиях (по материалам коллекции О. Д. Смилевца)

Саратовские иллюстрации произведений Достоевского.

5

3

11.

Традиции Достоевского и новаторство в современной российской литературе.

Индивидуальные консультации

5

2

Фантастика и реальность в прозе В. Пелевина

«Жизнь насекомых»

4

4

Подготовка к Литературным  чтениям.

Методические разработки по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке».

Разработка темы «Достоевский и мировая культура»

5

6

Подготовка и проведение районных Литературных чтений (репетиции, консультации по рефератам)

5

4

Подготовка реферата по теме «По вехам имён» ( о значении имён в творчестве Достоевского)

5

Нравственные мотивы повестей В. Распутина.

Экскурсия в краеведческий музей.

6

3

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой»

3

2

Подготовка  к работе в проектах. Методические консультации.

Заседание круглого стола.

4

6

Работа в проектах «Читаем вместе» (6 класс)

«Достоевский и современность» (10 класс)

11

12.

Защита проектов «Читаем вместе», «Достоевский и современность»

4

4

13.

Заключительные занятия.  Просмотр и обсуждение фильмов  о Достоевском и по творчеству Достоевского.

Подведение итогов.

4

9

Всего

195

Содержание дополнительной образовательной программы «Спутники Ф.М. Достоевского»

1.История  Мариинского института благородных девиц.

Из истории Мариинского института благородных девиц, в здании которого расположена средняя общеобразовательная школа № 95. Знаменитые преподаватели института. Судьба «пушкинской коллекции».Участие в проведении Дня рождения школы.

2.Судьба и деятельность Ф. М. Достоевского- младшего, племянника великого писателя.

Преподавание  Ф. М. Достоевского- младшего в институте благородных девиц. Общественно-музыкальная деятельность. История семьи Достоевских в Саратове. Потомки Достоевских.  Работа с архивными материалами.

3.Окружение Достоевского-младшего. Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 веков.

Творческая среда института благородных девиц. Дружба с художником Борисовым-Мусатовым. Саратовские литераторы Салов, Буренин. Экскурсия в Саратовский этнографический музей по теме «Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 века». Экскурсия в дом-музей Борисова-Мусатова.

4.Воспоминания А. Г. Достоевской о Ф. М. Достоевском

А. Г. Достоевская – вторая жена Ф. М. Достоевского. Воспоминания Достоевской о великом писателе. Изучение материалов дневника Анны Григорьевны. Защита рефератов.

5.Любовь в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

Аполлинария Суслова. История  взаимоотношений. Влияние на творчество писателя. Обсуждение книги Л. Сараскиной «Возлюбленная Достоевского».

Презентация книги Дмитрия Вересова «Третья тетрадь». Проведение Литературной гостиной «Возлюбленная Достоевского».

Образ Анны Григорьевны Сниткиной в воспоминаниях современников.

6.Любовь в произведениях Ф. М. Достоевского.

 «Белые ночи» (Образ Мечтателя), «Униженные и оскорблённые», «Идиот»

(Образы Настасьи Филипповны и Аглаи).  Женские образы в творчестве писателя. Обсуждение статьи Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского». Защита рефератов.

7. Биография Ф. М. Достоевского в рисунках, иллюстрациях и  фотографиях.

Москва Достоевского. Фотографии и комментарии. Петербург Достоевского.

«Девять кругов ада Родиона Раскольникова». Изучение карты «маршрутов»  Раскольникова.

Портреты Достоевского в исполнении саратовских художников.

Иллюстрации к произведениям Достоевского. Сообщения, комментарии.

Использование материалов личной коллекции Олега Смилевца.

9. Традиции Достоевского и новаторство в современной российской литературе.

 Особенности творчества Достоевского. Философская направленность.  Постановка «последних» вопросов. Сочетание реального и фантастического. Роль снов в произведениях писателя. Двойники и антиподы.  Гротеск. Продолжение традиций в современной  литературе.
Лекция с использованием мультимедийных средств.

10.  Фантастика и реальность в прозе В. Пелевина.

 «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота».  Фантасмагория в сочетании с историческим описанием.  Аллегории и ассоциации в творчестве. Текстологический анализ произведений.  Написание эссе.

11. Нравственные мотивы повестей В. Распутина.

«Прощание с Матёрой»,  «Последний срок».  Философская подоплёка повестей. Мастерство писателя. Образы «распутинских» старух. Роль фантастики и символов. Творческая исследовательская работа. Защита рефератов.

12. Работа в проектах «Достоевский и современность», «Читаем вместе»

Требования к уровню подготовки

обучающихся по данной программе дополнительного

образования.

В результате  занятий по программе дополнительного образования литературно-краеведческого общества «Спутники Достоевского» обучающийся  должен

Знать /понимать:

  1. Историю Мариинского института благородных девиц, историю культурной жизни города Саратова конца 19- начала 20 века.
  2. Содержание изученных литературных произведений Ф. М. Достоевского, современной русской литературы 20 века, указанных в программе.
  3. Основные факты жизни и творчества Ф. М. Достоевского и его семьи.

4. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.
  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
  4. Работать с архивными материалами, анализировать и делать обобщения по поставленной проблеме
  5. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
  6. Писать рецензии на прочитанные произведения, эссе, мини-исследовательские работы.
  7. Составлять и защищать рефераты по основным темам программы.
  8. Вести дискуссию по краеведческим и историко-литературным вопросам.

Методическое обеспечение программы.

Методы и формы проведения занятий выбраны, исходя из профиля данного детского объединения.

Основной  метод как  способ организации занятий  -  словесный:

лекция руководителя и гостей литературного объединения, беседа, выразительное чтение произведений, защита рефератов.

Наглядный метод предполагает показ видеоматериалов, презентаций, иллюстративного материала: фотографий, карт, схем, репродукций, портретов.

Практические методы – написание творческих работ: эссе, сочинений разных форм, самостоятельных исследовательских миниатюр.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей,  - частично-поисковый и исследовательский. Частично-поисковый метод предполагает участие в коллективном поиске, решении краеведческих задач, работе с архивными материалами. Исследовательский метод используется  при анализе художественного текста, написании самостоятельных творческих работ, составлении и защите рефератов.

Формы организации  деятельности обучающихся:

групповая, индивидуальная.

Основные формы организации занятий:

  1. Творческая встреча.
  2. Экскурсия.
  3. Консультация.
  4. Семинар.
  5. Защита реферата.
  6. Литературная гостиная.
  7. Репетиция, подготовка к праздникам, конференциям.
  8. Конференция.
  9. Литературные чтения.
  10. Диспут.

Методическое обеспечение программы «Литературно-краеведческого общества «Спутники Достоевского» включает в себя следующие наглядные пособия: портреты Ф. М. Достоевского в исполнении  саратовских художников, иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского, копии архивных материалов об истории Мариинского института благородных девиц, карты «Маршруты Раскольникова», «Девять кругов ада Родиона Раскольникова». Кроме того, при проведении отдельных мероприятий предполагается использование книг, картин и других экспонатов личной коллекции О. Д. Смилевца.  Необходимыми являются презентации,


Методическое обеспечение программы.

Методы и формы проведения занятий выбраны, исходя из профиля данного детского объединения.

Основной  метод как  способ организации занятий  -  словесный:

лекция руководителя и гостей литературного объединения, беседа, выразительное чтение произведений, защита рефератов.

Наглядный метод предполагает показ видеоматериалов, презентаций, иллюстративного материала: фотографий, карт, схем, репродукций, портретов.

Практические методы – написание творческих работ: эссе, сочинений разных форм, самостоятельных исследовательских миниатюр.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей,  - частично-поисковый и исследовательский. Частично-поисковый метод предполагает участие в коллективном поиске, решении краеведческих задач, работе с архивными материалами. Исследовательский метод используется  при анализе художественного текста, написании самостоятельных творческих работ, составлении и защите рефератов.

Формы организации  деятельности обучающихся:

групповая, индивидуальная.

Основные формы организации занятий:

  1. Творческая встреча.
  2. Экскурсия.
  3. Консультация.
  4. Семинар.
  5. Защита реферата.
  6. Литературная гостиная.
  7. Репетиция, подготовка к праздникам, конференциям.
  8. Конференция.
  9. Литературные чтения.
  10. Диспут.

Методическое обеспечение программы «Литературно-краеведческого общества «Спутники Достоевского» включает в себя следующие наглядные пособия: портреты Ф. М. Достоевского в исполнении  саратовских художников, иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского, копии архивных материалов об истории Мариинского института благородных девиц, карты «Маршруты Раскольникова», «Девять кругов ада Родиона Раскольникова». Кроме того, при проведении отдельных мероприятий предполагается использование книг, картин и других экспонатов личной коллекции О. Д. Смилевца.  Необходимыми являются презентации, выполненные совместно с учащимися, - «Духовный мир Достоевского», «Идеалы православия в творчестве Достоевского », «Спутники Достоевского». Техническое обеспечение программы – мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD.

Содержание дополнительной образовательной программы «Спутники Достоевского »

3 этап – 3 год обучения – текстуальный анализ произведений Ф. М. Достоевского, подготовка и публикация творческих работ по «сквозным темам» творчества писателя. Традиции и новаторство современной русской прозы.

1.История  Мариинского института благородных девиц – 4 часа.

Из истории Мариинского института благородных девиц, в здании которого расположена средняя общеобразовательная школа № 95. Знаменитые преподаватели института. Судьба «пушкинской коллекции».Участие в проведении Дня рождения школы.

2.Судьба и деятельность Ф. М. Достоевского- младшего, племянника великого писателя – 6 часов.

Преподавание  Ф. М. Достоевского- младшего в институте благородных девиц. Общественно-музыкальная деятельность. История семьи Достоевских в Саратове. Потомки Достоевских.  Работа с архивными материалами.

3.Окружение Достоевского-младшего. Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 веков – 10 часов.

Творческая среда института благородных девиц. Дружба с художником Борисовым-Мусатовым. Саратовские литераторы Салов, Буренин. Экскурсия в Саратовский этнографический музей по теме «Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 века». Экскурсия в дом-музей Борисова-Мусатова.

4.Воспоминания А. Г. Достоевской о Ф. М. Достоевском – 6 часов.

А. Г. Достоевская – вторая жена Ф. М. Достоевского. Воспоминания Достоевской о великом писателе. Изучение материалов дневника Анны Григорьевны. Защита рефератов.

5.Любовь в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского – 10  часов.

Аполлинария Суслова. История  взаимоотношений. Влияние на творчество писателя. Обсуждение книги Л. Сараскиной «Возлюбленная Достоевского».

Презентация книги Дмитрия Вересова «Третья тетрадь». Проведение Литературной гостиной «Возлюбленная Достоевского».

Образ Анны Григорьевны Сниткиной в воспоминаниях современников.

6.Любовь в произведениях Ф. М. Достоевского – 15 часов.

 «Белые ночи» (Образ Мечтателя), «Униженные и оскорблённые», «Идиот»

(Образы Настасьи Филипповны и Аглаи).  Женские образы в творчестве писателя. Обсуждение статьи Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского». Защита рефератов.

7. «Русская идея» в понимании  Достоевского – 6 часов.

Неоднозначность позиции Достоевского в анализе политической обстановки своего времени, места России в Европе. Высказывания писателя о будущем русского народа. Анализ «Дневников писателя».

Дискуссия по статье Олега Смилевца «Русская идея » в понимании Достоевского».

8. Биография Ф. М. Достоевского в рисунках, иллюстрациях и  фотографиях – 8 часов.

Москва Достоевского. Фотографии и комментарии. Петербург Достоевского.

«Девять кругов ада Родиона Раскольникова». Изучение карты «маршрутов»  Раскольникова.

Портреты Достоевского в исполнении саратовских художников.

Иллюстрации к произведениям Достоевского. Сообщения, комментарии.

Использование материалов личной коллекции Олега Смилевца.

9. Традиции Достоевского и новаторство в современной российской литературе – 4 часа.

 Особенности творчества Достоевского. Философская направленность.  Постановка «последних» вопросов. Сочетание реального и фантастического. Роль снов в произведениях писателя. Двойники и антиподы.  Гротеск. Продолжение традиций в современной  литературе.
Лекция с использованием мультимедийных средств.

10.  Фантастика и реальность в прозе В. Пелевина – 8 часов.

 «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота».  Фантасмагория в сочетании с историческим описанием.  Аллегории и ассоциации в творчестве. Текстологический анализ произведений.  Написание эссе.

11. Нравственные мотивы повестей В. Распутина – 12 часов.

«Прощание с Матёрой»,  «Последний срок».  Философская подоплёка повестей. Мастерство писателя. Образы «распутинских» старух. Роль фантастики и символов. Творческая исследовательская работа. Защита рефератов.

12. Двойники и казусы в прозе  Л. Улицкой -  12 часов.

Роман «Казус Кукоцкого».  Границы человеческой свободы. «Вечные» вопросы жизни и смерти. Образ главного героя.  «Двойники» в романе.  «Медея и её дети». Мифологическая основа романа.  «Памятник ушедшему поколению» (Улицкая). Высокие образцы душевной стойкости, верности, независимости и человечности. Образ главной героини.  Анализ текстов. Творческие работы. Защита рефератов.

13. Философские  и религиозные мотивы в романе Д. Рубиной «Вот идёт мессия» - 6 часов.

Человек в современном мире. Любовь и одиночество. Счастье и смерть. Сопоставление двух главных героинь. Анализ текста. Творческие работы. Эссе.

14. Заключительное занятие. Подведение итогов – 2 часа.

Учебно-тематический  план

дополнительной образовательной программы

«Спутники Достоевского».

1 этап обучения

№ п/п

Основные разделы

Количество часов

1.

История Мариинского института благородных девиц

Теория

Практика

2

2

2.

Знаменитые преподаватели института.

2

1

3.

Судьба Пушкинской комнаты. Экскурсия в школьный Пушкинский музей.

1

2

4.

Судьба и деятельность Ф. М. Достоевского – младшего, племянника великого писателя

2

2

5.

Общественно-музыкальная деятельность Ф. М. Достоевского-младшего.

1

2

6.

История семьи Достоевских.

2

2

7.

Потомки Достоевских.

2

1

8.

Архивные материалы, воспоминания о семье Достоевских.

2

2

9.

Обсуждение творческих работ, подготовка к Дню лицея.

4

10.

Окружение Достоевского-младшего.

2

3

11.

Культурная жизнь Саратова в конце 19-го – начале 20-го века. Экскурсия в этнографический музей.

2

3

12.

Творческая среда института благородных девиц.

2

1

13.

Дружба с художником Борисовым-Мусатовым.

Экскурсия в музей Борисова-Мусатова.

2

3

14.

Саратовские литераторы (Салов, Буренин)

2

1

15.

А. Г. Достоевская и её воспоминания о Ф. М. Достоевском (по материалам дневника А. Г. Достоевской)

1

3

16.

Защита рефератов по теме «Саратовское окружение Ф. М. Достоевского-младшего»

4

17.

Любовь в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского. Чтение и обсуждение мемуаров.

2

2

Посещение Литературной гостиной в музее им. К. Федина.

3

Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского. «Подросток»

1

4

«Униженные и оскорблённые»

1

1

Анализ страниц романа.

4

Обсуждение статьи Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского»

1

2

18.

Защита рефератов. Подготовка к районным Литературным чтениям.

2

4

19.

«Русская идея» в творчестве Достоевского

2

1

20.

Неоднозначность высказываний писателя о будущем русского народа.

2

2

21.

Дискуссия по статье О. Смилевца «Русская идея в понимании Достоевского».

1

2

22.

Биография Ф. М. Достоевского в рисунках, иллюстрациях и фотографиях.

1

3

23.

Портреты Ф. М. Достоевского.

1

3

24.

Иллюстрации к произведениям Достоевского в исполнении саратовских художников.

4

25.

Сообщения и комментарии к иллюстрациям.

1

3

26.

Посещение и обсуждение коллекции О. Смилевца.

1

2

27.

Подготовка и проведение районных Литературных чтений «Духовный мир Достоевского»

1

4

28.

Традиции Достоевского и новаторство в современной российской литературе:

2

2

Фантастика и реальность в прозе В. Пелевина. Анализ текста «Жизнь насекомых»

2

2

Анализ текста «Чапаев и Пустота»

2

2

Понятия фантасмагории, гротеска. Аллегории и ассоциации.

2

2

Творческие работы. Эссе.

2

4

29.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

4

ВСЕГО

148 ч.

Содержание дополнительной образовательной программы «Спутники Достоевского »

1 этап – 1 год обучения –

формирование умений и навыков  изучения биографического материала, исторических фактов,  подготовка сообщений, докладов, рефератов

1.История  Мариинского института благородных девиц – 5 часов.

Из истории Мариинского института благородных девиц, в здании которого расположена средняя общеобразовательная школа № 95. Знаменитые преподаватели института. Судьба «пушкинской коллекции». Участие в проведении Дня рождения школы.

2.Судьба и деятельность Ф. М. Достоевского- младшего, племянника великого писателя – 6 часов.

Преподавание  Ф. М. Достоевского- младшего в институте благородных девиц. Общественно-музыкальная деятельность. История семьи Достоевских в Саратове. Потомки Достоевских.  Работа с архивными материалами.

3.Окружение Достоевского-младшего – 6 часов

Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 веков – 10 часов.

Творческая среда института благородных девиц. Дружба с художником Борисовым-Мусатовым. Саратовские литераторы Салов, Буренин. Экскурсия в Саратовский этнографический музей по теме «Культурная жизнь Саратова конца 19-начала 20 века». Экскурсия в дом-музей Борисова-Мусатова.

4.Воспоминания А. Г. Достоевской о Ф. М. Достоевском – 6 часов.

А. Г. Достоевская – вторая жена Ф. М. Достоевского. Воспоминания Достоевской о великом писателе. Изучение материалов дневника Анны Григорьевны. Защита рефератов.

5.Любовь в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского – 6 часов.

Чтение и обсуждение мемуаров.  Литературная гостиная в музее им. К. Федина.

6. Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского – 14 часов.

«Униженные и оскорблённые». Анализ страниц романа. Статья Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского». Защита рефератов. Подготовка к районным Литературным чтениям.

.

7. «Русская идея» в понимании  Достоевского – 10 часов.

Неоднозначность позиции Достоевского в анализе политической обстановки своего времени, места России в Европе. Высказывания писателя о будущем русского народа. Анализ «Дневников писателя».

Дискуссия по статье Олега Смилевца «Русская идея » в понимании Достоевского».

8. Биография Ф. М. Достоевского в рисунках, иллюстрациях и  фотографиях – 11 часов.

Москва Достоевского. Фотографии и комментарии. Петербург Достоевского.

«Девять кругов ада Родиона Раскольникова». Изучение карты «маршрутов»  Раскольникова.

Портреты Достоевского в исполнении саратовских художников.

Иллюстрации к произведениям Достоевского. Сообщения, комментарии.

Использование материалов личной коллекции Олега Смилевца.

9. Подготовка и проведение районных Литературных чтений «Духовный мир Достоевского» - 3 часа

9. Традиции Достоевского и новаторство в современной российской литературе – 4 часа.

 Особенности творчества Достоевского. Философская направленность.  Постановка «последних» вопросов. Сочетание реального и фантастического. Роль снов в произведениях писателя. Двойники и антиподы.  Гротеск. Продолжение традиций в современной  литературе.
Лекция с использованием мультимедийных средств.

10.  Фантастика и реальность в прозе В. Пелевина – 8 часов.

 «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота».  Фантасмагория в сочетании с историческим описанием.  Аллегории и ассоциации в творчестве. Текстологический анализ произведений.  

11. Понятия фантасмагории, гротеска. Аллегории и ассоциации. Написание эссе. – 7 часов.

12. Заключительное занятие. Подведение итогов – 2 часа.

Методическая работа руководителя

литературного общества «Спутники Достоевского»

во время карантина с 4 по 18 февраля 2013 года

дата

Тема

Количество часов

Подпись

4. 02. 13

Разработка сценария по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

1

6. 02. 13

Разработка сценария по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

1

9. 02

Работа над темой «Достоевский и мировая культура»

3

11. 02

Создание презентации «Мальчик у Христа на ёлке»

1

13. 02

Создание презентации «Мальчик у Христа на ёлке»

1

16. 02

Создание презентации «Достоевский и мировая культура»

3

18. 02

Подготовка к 5 Литературным чтениям. Выработка критериев оценки творческих работ.

1

Руководитель Литературного общества З. С. Окладникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-краеведческое путешествие "Вспоминая Болдинскую осень" (7 класс)

Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина . Урок - путешествие позволяет "проехать" из Москвы в Болдино вместе с поэтом. В урок включен краеведческий материал о пребывании поэта...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

программа литературно-краеведческого творческого объединения "Живое слово"краеведение

Краеведение - одна из важных и актуальных проблем в современной образовательной школе. На уроках литературы, истории и географии учащиеся получают знания с опрой на краеведческий материал, а на дополн...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

Маршрутный лист литературно-краеведческой игры Петербург Достоевского .

Данный материал представляет собой маршрутный лист литературно-краеведческой игры - фотокросса - "Петербург Достоевского". Игра разработана для учащихся 10-11 классов....