МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")
план-конспект урока по литературе на тему

Еналдиева Алла Константиновна

Тема детства, тема взаиоотношения детей и взрослых в русской литературе занимает одно из ведущих тем. К ней обращались: К. Аксаков,  Л.Толстой, Л.Андреев, А.Чехов, М.Горький и другие писатели. Но в творчестве Н.Тэффи эта тема раскрывается по-особенному:серьезность темы в сочетании с лирическим  повествованием, предельная жизненность ситуации делают  ее расскаы о детях  неповторимо - трогательными.  Проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к миру ребенка поднимает автор в рассказе " Неживой зверь". Цель урока - раскрыть  особенный, беззащитный мир ребенка, созданный его мечтами и фантазиями, противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_detstva_v_rasskaze_n.teffi_nezhivoy_zver._.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мир детства в произведениях Н.Тэффи»

( на примере рассказа « Неживой зверь»)

Цели урока: исследовать художественный образ ребенка в рассказе,                 рассмотреть  мир ребенка, созданный фантазией и мечтами,                                                     противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых.

Тип урока: урок – размышление.

Эпиграф.  И в жизни той живу, не зная,

          Где правда, где моя мечта,

          Какая жизнь моя, родная,-

          Не знаю – эта, или та…

Н.Тэффи

         Прежние писатели приучили нас ухмыляться при

         виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон

         Сжалился и послал нам в награду Тэффи, не

         « женщину-писательницу», а писателя большого,

         Глубокого и своеобразного.»

Саша Черный

Жизнь прекрасна, если есть в ней свет,

Небо, природа, дети, любовь.»

Н.А.Тэффи

 

Ход урока.

1 этап урока. Слово учителя. « Н.Тэффи. Рассказы о детях.»

Н.А.Тэффи известно современному читателю как мастер короткого юмористического рассказа. Однако сама писательница больше всего дорожила « серьезной» прозой, неотъемлемой частью которой является цикл рассказов о детях.

Детская тема имела  для Тэффи особое значение, ибо находила непосредственный отклик в ее собственной душе, душе девочки-подростка. В очерке «Федор Сологуб» она вспоминала: «Как-то занялись мы с ним определением метафизического возраста общих знакомых. Установили, что у каждого человека, кроме его реального возраста есть еще другой, вечный, метафизический. Например, старику - шлиссельбуржцу Морозову мы сразу согласно определили 18 лет. -- А мой метафизический возраст? -- спросила я. -- Вы же сами знаете -- 13 лет» .

Она это знала. И даже считала, что ей меньше метафизических лет: «Мне сегодня как будто одиннадцать лет, Так мне пусто, так просто, так весело». Удивительная молодость души, которую не сломили жизненные испытания, позволяла Тэффи говорить на языке ребенка, верить в те же чудеса, что и он, мечтать о волшебной стране «Нигде».

13 лет- возраст радости и муки, возраст еще и уже. Именно с этого рубежа Тэффи видит своих героев – смешных, неловких, одиноких, сколько бы им лет не было.

К теме детства Тэффи впервые обращается в сборнике « Неживой зверь», вышедшем в 1916 году в Петрограде. Сборник поразил читателей  и критиков несвойственным писательнице стилем: новый герой-ребенок, мягкий юмор, тонкий психологизм, серьезность темы в сочетании с лиризмом повествования.

В создании нового типа героя Тэффи придерживалась основного творческого принципа  - правдоподобность и предельная жизненность.

Дети в ее рассказах – сама жизнь.

Детей, героев ее рассказов. Объединяет искреннее проявление чувств и высокие духовные ценности.

В ответ на несправедливость и пошлость окружающего мира дети создают свой мир, свою жизнь.

Непременным условием их жизни становится их тайна-мечта.

Вопрос о взаимодействии двух миров – взрослого и детского – один из ключевых в цикле рассказов о детях. Трагическая судьба ребенка становится объектом художественного изображения писательницы. Дети показаны лишенные любви и заботы.

2 этап урока. По страницам рассказа. Читаем, анализируем, размышляем.

« Радость предполагает общение в любви. Ребенок инстинктивно тянется ко всякому живому существу-живому для него»,-писал русский критик П.Бицилли.

  Вопросы 1-3.

1. Какую игрушку подарили Кате на Новый Год?

2. Чем стала эта игрушка для девочки?

3.Чего не хватает ребенку, почему она уходит в свой детски - недетский мир?

Задания 1-3

1. Найдите в тексте описание игрушки.

2. Проследите по тексту отношение живой девочки к неживому зверю.

3. Найти в тексте описание родителей Кати и их отношения к дочери.

Вопросы 4-6

1. Почему взрослым не до девочки? Чем они заняты?

2. Как ведет себя « неживой зверь»?

3. Чем был дорог ей барашек?

Задания 4-6

1. Найдите в тексте описание  няни, «лисьих баб», учительницы.

2. Выпишите из текста  выражения, описывающие состояние «неживого зверя»

3. Выпишите из текста выражения, в которых отражено состояние девочки в моменты общения с игрушкой.

За этой игрой – неигрой кроются истоки трагического мироощущения ребенка непонимание, отсутствие  любви и заботы.

Герой показан в состоянии постоянного одиночества и замкнутости.

3  этап урока.

Один день из жизни девочки Кати.

Расскажите, как и чем живет героиня рассказа на примере 1 дня из ее жизни

План ответа.

1. Утро. Завтрак. Скучно. Темно.

2. В больших комнатах. Без родителей.

3. В детской перед обедом.

4. Все было неспокойное.

5. Тихая жизнь за сундуком с барашком.

6. « Лисьи бабы». Нянька. Сплетни.

7. Ночью худо.

4 этап урока.

В рассказе автор поднимает следующие проблемы: ( учащиеся пытаются сами сформулировать проблемы в рассказе).

1. Проблему равнодушия взрослых

2.Проблема одиночества.

3. Проблема роли игрушки в жизни ребенка.

4. Проблема дома и царящей в ней гнетущей атмосферы.

Проблема равнодушия взрослых.

   Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота.   А если эта любовь и забота отсутствуют?

  Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни  ребёнка поднимает автор данного текста.

       Маме  с папой нет дела до переживаний своей дочки, они слишком  заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. Автор показывает  омертвение души во всех окружающих Катю людях, а  «неживой зверь», наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.  

 Проблема одиночества.

     Что  же такое истинное одиночество? Возможно ли оно, когда человек  живёт среди  людей?

 Именно  проблему одиночества поднимает Тэффи в этом тексте, рассказывая о судьбе маленькой девочки. Оказавшись в ситуации полного безразличия окружающих, занятых выяснением отношений, Катя  чувствует себя совершенно несчастной, брошенной.  Маме «всё было некогда» выслушать девочку, за обедом  «папа молчал, мама молчала», а потом они совсем не появлялись в доме несколько дней, оставив девочку одну. Кате было «страшно» и тоскливо, но никто из окружающих не мог и не хотел дать ей душевного тепла.

           Всем ходом повествования автор даёт читателям понять, что одиночество невыносимо для Кати, а от безысходности она  замкнулась в себе, и только «неживой»  баран  – её  друг, который, в  отличие от взрослых, всё понимал.  

       

Проблема роли игрушки в жизни детей.

 Игрушка… Нужна ли она ребёнку или это пустая трата времени? Может ли  игрушка сыграть какую-то роль в судьбе маленького человека?

      Писательница Тэффи пытается рассказать о судьбе девочки  Кати и рассматривает  проблему роли игрушки  в  жизни ребёнка.

      Игрушечный баран, или  «неживой зверь», как его называла Катя, являлся её единственным утешением в холодном и мрачном доме, где взрослые отвернулись от неё и никто не уделял должного внимания. Он смотрел на неё «кротко и ласково», «не перечил ей» и «всё понимал», а  в этом Катя нуждалась очень остро. Все свои невысказанные чувства  девочка  направила на «неживого зверя», и от её любви  зверь  делался  «грязнее и хохлатее», но это не остановило девочку, она устроила ему жильё за сундуком, где  ей и игрушке «жилось тихо». Как понимает читатель, игрушка одушевляется девочкой,  баран  способен  был  и смеяться, и хворать, и терпеть слёзы подружки, а  взрослые с «птичьим личиком» и «лисьими мордами» уподобились животным.  «Неживой зверь» с «человеческими» глазами  скрасил существование девочки, и,  «когда она чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала  спокойно.

Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в доме

   Что такое дом? Просто место, где  живёт человек, или  то место, где он чувствует себя комфортно, хорошо?

       Именно проблему дома рассматривает Н.Тэффи в данном тексте, подчёркивает, какое негативное влияние обстановка, царящая в доме, может оказать влияние на человека.

    Несмотря на то  что у главной героини рассказа, девочки Кати, был большой и далеко не бедный дом, ей было в нём неуютно. Всё дело в том, что стены этого дома впитали  в себя столько грязи и ссор, что уже не могли быть надежным и спасительным убежищем, а несли в себе один негатив. В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке.  Ей было невесело, холодно, страшно. Крысы, появившиеся в доме – ещё один верный признак неблагополучия семейных отношений, обстановки дома. Был, впрочем, лишь один светлый и тёплый уголок. Уголок, в котором жил лучший друг этой девочки – игрушечный баран. Только там она могла успокоиться и забыться в детских играх.

5  этап урока.

 Вопрос урока и домашнего сочинения – размышления.

 Как будет жить Катя после « гибели» « неживого зверя»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Лескова "Зверь". Презентация к уроку

Место святочного рассказа в творчестве Лескова. Концепция рассказа "Зверь". Ключевые моменты анализа. Основные образы....

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")

Данная презентация  является наглядным материалом  к уроку, помогает учащимся лучше понять рассказ Н.Тэффи, закрепить пройденнй материал....

По Е.Барониной «Рассказы про зверей»

презентация урока с использованием ЭОР...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской к...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Н.Тэффи «Неживой зверь».

Презентация к уроку по рассказу Н.Тэффи «Неживой зверь»....