Семинар «Современные стратегии достижения нового образовательного результата по литературе»
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Пилипенко Ольга Владимировна

Новое время, новый век, требуют от учителя нового подхода к обучению и воспитанию ребенка.  Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным

для подростков, как пробудить у них интерес  к серьёзному, осмысленному чтению.                        Урок литературы - самый уникальный и самый сложный урок в школе.

Никогда не была  равнодушной, старалась зажечь детей. Но результат, особен-

но в последние годы, не удовлетворял. Наличие списанных сочинений говорило

о том, что текст лично  не пережит, а то и вовсе  не прочитан.   Чтобы цельное

представление о литературе сохранилось у детей и имело для них практическое

значение, нужно было отказаться от некоторых проявлений традиционной си-

стемы образования: объектности, авторитарности, сциентизма, раздробленно-

сти,  информативности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_vremya.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар                                               «Современные стратегии достижения нового образовательного результата                                     по литературе»

Подготовила                                                                                                                              русского языка и литературы                                                                                              Пилипенко Ольга Владимировна

Новое время, новый век, требуют от учителя нового подхода к обучению и воспитанию ребенка.  Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным

для подростков, как пробудить у них интерес  к серьёзному, осмысленному чтению.                        Урок литературы - самый уникальный и самый сложный урок в школе.

Никогда не была  равнодушной, старалась зажечь детей. Но результат, особен-

но в последние годы, не удовлетворял. Наличие списанных сочинений говорило

о том, что текст лично  не пережит, а то и вовсе  не прочитан.   Чтобы цельное

представление о литературе сохранилось у детей и имело для них практическое

значение, нужно было отказаться от некоторых проявлений традиционной си-

стемы образования: объектности, авторитарности, сциентизма, раздробленно-

сти,  информативности.  Обращение  к  новой парадигме  образования (авторы:

Е.А. Юнина и С.В. Солодникова) позволили увидеть проявления, которые со-

ставляют  концептуальный  смысл  современного  образования:  субъектность,

диалогичность, экзистенциальность, интегрированность, развивающую направ-

ленность.   Концептуальное осмысление преподавания литературы позволяет

видеть результат развития ученика на уроке и строить стратегию преподавания

предмета.

Преподавание литературы путем интеграции образовательных  стратегий

позволяют повысить качество преподаваемого предмета, приводят к личностно-

му  и  профессиональному  росту  педагога,  к  созданию  здоровьесберегающей

среды на уроке и успешности учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Взаимодействие педагогических и информационно-коммуникационных  страте-

гий  усиливают и дополняют друг друга, а значит, развитие личностных качеств

учащихся,  так необходимых  им для  адаптации  в  современном  обществе  и

успешности в самостоятельной жизни, происходит более глубоко и эффектив-

но. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравствен-

ные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответ-

ственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамиз-

мом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за

судьбу страны» (из Концепции модернизации Российского  образования)

Преподавание литературы через концептуальное осмысление и интегра-

цию образовательных стратегий  превращает урок в творческую деятельность

учащихся и учителя и приводит к  расширению у учеников знаний человечной

направленности, к умению свои желания и поступки сопоставлять с духовными

ценностями человечества, к умению выражать свое эмоциональное состояние и

пониманию эмоционального состояния других, к осознанному желанию читать

и осознанному желанию говорить качественно

Концепция модернизации российского образования определяет условие повы-

шения качества общего образования, его ориентацию не только на усвоение

обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,

его познавательных  и творческих способностей.

В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре

современных инновационных  стратегий, качественное использование  кото-

рых,  невозможно в так называемой « традиционной» системе образования. Это

3становится  возможным и необходимым в личностно-ориентированном, гуман-

ном образовании.

В государственном образовательном стандарте определяется общая цель

литературного образования — приобщение учащихся к богатству отечествен-

ной и мировой художественной литературы, развитие способности детей эсте-

тического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явле-

ний жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей,

гражданской идейно-нравственной позиции.

Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на

уроке, которая была бы направлена на максимальное  развитие способностей

детей. Прежде всего это должен быть принципиально новый качественный под-

ход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно- ориентирован-

ного подхода, как-то: дифференцированное, развивающее и проблемное обуче-

ние.

В связи с этим можно обозначить основные  инновационные образова-

тельные «стратегии» преподавания литературы.

  1.  Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее

утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспита-

тельных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого

можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации лично-

сти.  Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных

моделей для одаренных и талантливых детей.

  1.  Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность это-

го подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творче-

ский характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации

своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие

ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участ-

вуют в самой разной исследовательской работе.

  1. Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделиро-

ванное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала та-

ким  образом,  чтобы  дети,  во-первых,  могли  выявить  проблему,  во-вторых,

найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать

«умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые

сторонниками  данного  подхода,  позволяют  достичь  того,  что  предложенная

учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка.

Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения,

что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном

соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта ре-

шения. После этого обычно следует обобщение найденного и так  далее.

  1. Стратегия «интенсификации» предполагает изменение не темпа (ско-

рости) усвоения, а увеличение объёма, или, как говорят специалисты, - интен-

сивности  обучения.  Она,  в  определенном  смысле,  является  альтернативой

«стратегии ускорения».

Эта  «стратегия»  имеет  ряд  вариантов  реализации.  Можно  выделить  «гори-

зонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предпола-

гает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включае-

мыми  в  него  курсами  и  предметами.  В  практике  это  обычно  -  не  один,  а

несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика,

экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсифика-

ция», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем

или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки,

соответствующий более высоким уровням  развития личности.

  1.   Стратегия  диалогового  обучения и воспитания выводит учащихся

на более углубленный уровень понимания учебного материала, и это становит-

ся более эффективным при интеграции со стратегиями проблемного и  рефлек-

сивного обучения и воспитания.

       6. Стратегия дифференцированного обучения

       7.  Стратегия эффективного общения

       8.  Стратегия рефлексивного общения

       9.  Информационные  стратегии, которые  удачно дополняют и усиливают вышеназванные.

Рассмотрим, как реализуются данные стратегии в реальности на уроках

литературы.

Работу с детьми   можно условно разделить на 2 группы:

Урочная деятельность

1)   проектная деятельность

2)   нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской,

критического мышления  (урок-путешествие, урок-мастерская, урок-размышление,                урок-диалог, урок-концерт, урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-

ярмарка, урок-конкурс, урок-аукцион,  интегрированные уроки и т.д.)

3)   самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение  заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4)   работа в  парах, в группе

5)   поэтические разминки, викторины, тесты

6)   презентации

Внеурочная деятельность

1)   предметные недели

2)   научно-практические конференции

3)   олимпиады по предмету

4)    участие в конкурсах исследовательских работ

5)    конкурсы  чтецов, рисунков

6)    музыкально-литературные гостиные

7)    кружок по предмету,

8)    факультатив

9)   литературные игры, тематические сборники, и  т.д.

10)   презентации

Обратимся к урочной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в

образовательный процесс проектной технологии, позволяет сделать для каждо-

го ученика учебный процесс личностно- значимым, в котором он получает                         возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои ис-

следовательские  способности,  фантазию,  активность,  самостоятельность.

Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирова-

ние и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организацион-

но- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания

не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой

деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной,

заключительный, несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе,

роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной

работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом.  На первона-

чальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная

проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, по-

шагово планировать .  Проекты могут носить как групповой характер, так и ин-

дивидуальный.

Технологическая карта проекта

Подготовительный этап

1) этап мотивации и целеполагания ( определение темы, выявление проблем,

уточнение целей конечных результатов, формирование групп)

2) этап планирования (выдвижение проблем, определение источников информа-

ции, распределение функций при работе в группе)

3) этап принятия решения.

Основной этап – этап выполнения проекта.

Заключительный этап – защита

С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных

и творческих способностей на уроках используются различные  стратегии, их

отличие от методики состоит в том, что это четкий алгоритм, в котором нельзя

упустить ни одного звена, так как все ее элементы между собой взаимосвязаны.

Именно четко разработанный алгоритм действий дает устойчивый результат.

При этом использование на уроке мастерской – это принципиально новый под-

ход к ведению урока, при котором происходит стимулирование творчества уча-

щихся, делает их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской

состоит в том, чтобы научить ученика действовать автономно и рефлексивно,

использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетеро-

генные группы и функционировать в них. Мастерские могут быть разных ти-

пов: построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций, мастер-

ские по самопознанию, могут носить смешанный характер. Средняя продолжи-

тельность каждой мастерской- 2 часа, но иногда может быть и больше, к сожа-

лению, в нынешних условиях, т.е. при малом количестве часов, отведенных на

изучение темы, является существенным недостатком. Условием удачного про-

ведения занятия является следование законам мастерской, учет основных прин-

ципов ее проведения.

В общем виде технологическая карта выглядит следующим образом:

1. Актуализация знаний

2. Изучение нового материала (общий обязательный объем)

3. Тренинг-минимум (доведение до автоматизма)

4. Изучение материала углубленного уровня

5. Закрепление дополнительного объема (этап развивающего дифференциро-

ванного обучения)

6. обучающее повторение

7. уровень контроля

8. коррекция результата

9. индивидуальный контроль

Хотелось бы остановиться на технологии творческой мастерской.

Технологическая карта может выглядеть следующим образом.

1. мотивация деятельности, ассоциации, оживление чувств вокруг любого пред-

мета, воспоминание

2. социализация (обсуждение)

3. работа с материалом (работа в парах, группах)

4. кульминация творчества (предлагается свое видение предмета).

Элементы Технологии критического мышления.

1   работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом)

используется система знаков (согласен/несогласен, что было известно, над чем

нужно работать, что вызвало озарение)

выстраивается таблица, обговаривается только самое важное, интересное или

новое

2. обсуждение нового или острых вопросов

3. эссе-впечатление.

Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.

Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны

в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обуче-

ния, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовлен-

ным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в

то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее под-

готовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференциро-

ванных заданий.

При изучении нового материала работу с учебником можно выстраивать следу-

ющим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного

ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим ра-

боту над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную

схему-конспект на доске.

Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление

вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах уче-

ников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.  В данном случае

наглядность  направлена  не  только  на  запоминание  или  воспроизведение

заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.

           При объяснении нового материала можно использовать элементы техноло-

гии творческой мастерской, такие как деконструкция предмета и оживление

чувств вокруг него.  После освоения теоретического материала   ученикам мо-

гут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировоч-

ный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого

является работа с текстом.

Тему лучше формулировать  нестандартно, чтобы   работа носила

проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определен-

ное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения за-

дания.  Поэтому   такие  темы  сочинений:  («Есть  ли  предопределение?  Слу-

чайность или рок?» по «Песни о вещем Олеге»; «Можно ли отказать человеку в

праве на существование?» по повести Гоголя «Шинель». « Сравнить героев «

Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре) активизируют и

развивают мыслительные способности ученика, учат выстраивать ход рассу-

ждения, позволяют высказать собственную точку зрения , развивают навыки

письменной  монологической  речи  учащихся,  заставляют  задуматься  над

проблемами жизни, формируют критическое мышление

Активными формами преподавания литературы являются  лекции и                          семинары: увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуще-

ствляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каж-

дого ученика.

Существует несколько видов лекций:

-   вводная лекция

-   лекция по обзорной теме

-   обобщающая лекция

-   лекция о биографии писателя

-   лекция при изучении произведения

-   лекция с элементами беседы

-   лекция  по  теоретико-литературной проблеме

Уроки –семинары отличает особый характер деятельности учащихся.

Прежде всего семинару предшествует основательная подготовительная работа,

часто  исследовательского характера. При  подготовке к нему  учитель может,

опираясь на индивидуальные особенности учащихся, учитывая их интересы и

способности, прибегнуть к разумному « разделению труда».

Можно выделить  три разновидности семинаров ( по  характеру деятельно-

сти):

1)  развёрнутые выступления учеников по заранее поставленным вопросам

и обсуждение как самих проблем, так и выступлений;

2)  обсуждение рефератов  или докладов;

3)  диспут;

Каковы же  условия, необходимые  для достижения  наибольшей  эффек-

тивности урока-диспута:

1) Тема диспута должна по-настоящему заинтересовать ребят, поэтому луч-

ше всего, если тема будет выбрана самими учащимися.

2) Диспут должен  быть действительно творческим обсуждением.

3) Диспут требует определённой подготовки: обучения культуре полемики,

читательских умений, серьёзных знаний предмета.

Урок на тему «Новаторство Чехова- драматурга»  проведён   в форме живого

диалога. Чтобы он прошёл успешно, ученики должны хорошо овладеть тек-

стом. Поэтому этот урок является последним в системе уроков по пьесе « Виш-

нёвый сад». В процессе урока учащиеся должны усвоить литературоведческие

термины: лиризм, психологизм, подтекст, драма, драматический конфликт. В

начале урока  перед детьми ставится стратегическая цель: проследить, что но-

вого внёс Чехов в драматургию, в чём проявилось его новаторство.

Литература-это не только предмет, это вид искусства, имеющий много об-

щего с  музыкой, живописью, историей, философией, психологией,- интегриро-

ванность так естественна для литературы. Музыка –неотъемлемая часть на уро-

ке литературы.  Готовясь  к уроку-концерту « Стихи, ставшие песнями»,  я  вы-

брала  тексты стихов следующих поэтов:  М. Лермонтов « Выхожу один  я на

дорогу»,  Р.Гамзатов  «  Журавли»,  В.Боков  «Оренбургский пуховый  платок»,

С.Есенин « Отговорила роща золотая», « Над окошком месяц…»,

Н. Некрасов « Коробейники»,  Я. Полонский «Мой костёр», Б.Пастернак « Све-

ча горела». Такие уроки активизируют учащихся, развивают речь,  мышление,

музыкальный слух.

Важную  роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся

играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные на-

выки,  формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный

характер)  Здесь  проявляются  лидерские  качества  ребенка,  так  как  именно

способные ученики , как правило, выступают координаторами работы в группе,

они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и система-

тизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала

большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе выска-

заться по тому или иному вопросу. Уже с 6 класса  пробую проводить  дебаты,

например по роману «Дубровский»

-     «А счастье было так близко, так возможно…»,

-     «Благородный ли разбойник В.Дубровский?»: в роли спикеров,

выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития

монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать

свою точку зрения.

Поэтическая разминка на уроке- лучший способ создания проникновенной,

лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. По-

буждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните

поэтические  строчки  о  любви»  (например,  по  творчеству  Тютчева  и  Фета),

«Определите по началу и продолжите произведение». А выразительное чтение

наизусть учителем своего любимого стихотворения по изучаемой теме развива-

ет интонационную память учащихся, воспитывает познавательный интерес к

лирическим произведениям.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к

применению компьютера на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от це-

лей и задач других учителей-предметников.  Задачи эти предполагают, конечно,

в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэто-

му перед учителем – словесником, который собирается использовать возможно-

сти компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразно-

сти его использования на уроках литературы, о том, в какой степени компьютер

может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидакти-

ческие функции можно возложить на компьютер.

Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по литературе  и

информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы,

изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами.

Учащиеся  также учатся  редактировать тексты, набирают сами тексты своих

творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные

рисунки.

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учеб-

ным процессам. Предоставление интерактивности является одним из наиболее

значимых преимуществ мультимедиа-средств. Обучаемые могут устанавливать

скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетво-

ряющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибко-

сти мультимедиа-технологий.

На своих уроках я часто использую презентации, что помогает доступно объяс-

нить детям материал и при отработке знаний сократить время.

Использование электронных  учебников  помогают ликвидировать пробелы в

знаниях школьников, так как есть возможность, не отходя от доски, обратиться

к любому разделу по литературе, получить ответ на любой вопрос,  обратив-

шись к панели интерактивной доски.

Использование интерактивной доски на уроках литературы делает процесс обу-

чения интересным и продуктивным, Используя различные обучающие програм-

мы, у учителя есть возможность познакомить учащихся с той или иной эпохой,

с творчеством писателей, показать взаимосвязь литературы с другими видами

искусств, а это является неотъемлемой частью при изучении этого предмета.

В своей работе я использую Интернет (если есть возможность,  хорошо  бы,

электронную почту). Электронная почта может использоваться для консульта-

ции, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

Отличительной особенностью и удобством электронной почты является

возможность рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адреса-

тов.   Использование ИКТ на  уроках литературы позволяет разнообразить фор-

мы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает твор-

ческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет

экономить время, более эстетично оформить материал.  Использование кросс-

вордов,  иллюстраций,  рисунков,  различных  занимательных  заданий,  тестов,

воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. ИКТ развивает

самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал

к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с

компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.

Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познава-

тельные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность

подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где

можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возни-

кает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по

предмету,  развивается  исследовательский  интерес.  Ученики  чувствуют  себя

способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опы-

та.

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятель-

ности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к дея-

тельности, его увлечённость и привлечение учащихся к активной деятельности

по  овладению  знаниями.  Считаю,   что  применение  новых  образовательных

стратегий в преподавании литературы помогут   учителю создать принципиаль-

но  новые условия в учебном классе, информационно открытом всему миру, а

также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он со-

ответствовал потребностям завтрашнего дня.  Урок литературы должен быть

интересным,  разнообразным,  емким,  содержательным  и  вырастать  из  всего

многообразия  человеческой  деятельности:  интеллектуальной,  эстетической,

нравственно-психологической.  Поэтому  активность  учителя,  выраженная  в

применении современных  стратегий,  должна быть направлена на активную

познавательную  деятельность  ученика,  приводящую  к  формированию  нрав-

ственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

   Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятель-

ность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыст-

ная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных

вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов

Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения...