Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)
статья по физкультуре

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_m._statya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Мария Александровна, педагог-организатор

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Также разработан проект «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ», который представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Поставленные в Концепции задачи направлены на создание образовательной среды для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры не только, как средства укрепления здоровья, но и развития познавательных интересов и творческого потенциала личности, формирования поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей среде [2].

В рамках большинства общеобразовательных организаций, так же, как и на базе ГБОУ школа 579 Приморского района Санкт-Петербурга проводится системная работа по созданию условий для вовлечения детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, не только в учебной деятельности, но также и во внеурочное время. На базе ГБОУ реализуются программы внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, работают спортивные секции, разработаны системы (методики, технологии) физкультурно-оздоровительной деятельности, функционирует и школьный спортивный клуб.

Важнейшее требование современного урока / занятия физкультурно-спортивной направленности – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности.

Говоря об образовательной среде, следует рассматривать по-нашему мнению - понятия «комфортность», которая включает следующие составляющие: психологическая, интеллектуальная, физическая. Принцип психологической комфортности – это «снятие» стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроке / занятии такой атмосферы, которая позволяет обучающимся чувствовать себя «как дома». Комфортность образовательной среды должна охватывать как познавательные потребности детей, так и их социальное, эмоциональное, эстетическое, духовное и физическое развитие.

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей [1]. То есть урок / занятие строится с учётом физической подготовленности, развития физических качеств (Листы индивидуальных достижений и мониторинг физической подготовленности), с учётом работоспособности, строгих дозированных физических нагрузок, с выполнением гигиенических требований, включающих соблюдение: требований СанПин (гигиена помещений, учет времени года и т.д.), использование современных методик и технологий.

Для достижения новых образовательных результатов в ГБОУ школа 579 используются методики и технологии, среди которых:

1. здоровьесберегающие технологии (учёт индивидуальных особенностей ребёнка, контроль различных видов нагрузки – физической, эмоциональной, интеллектуальной при освоении учебного материала; создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе). Как показывает наша практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.

2. современные образовательные технологии (интеллектуальные игры, «Творческая мастерская», проектные технологии, ИКТ-технологии).

3. нестандартные формы проведения уроков / занятий физкультуры. Например, использование коллективных способов работы; овладение способами управления коллективной деятельностью; оценка деятельности обобучающихся их друзьями по учебе.

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [2]. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая совокупность научных достижений ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.

Поэтому очень важен пример учителя физической культуры или педагога, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием собственной личности, является важным средством воспитания обучающихся в условиях личностно-ориентированного образования.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока / занятия позволяет повышать и стимулировать интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний [3]. Мыслительная деятельность детей на занятиях или уроках с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а полученные знания и двигательные навыки становятся интенсивнее и многообразнее.

Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию обучающийся должен чувствовать себя комфортно на уроках / занятиях, поэтому в этом случае целесообразно использовать технологию раздельного обучения. Например, вследствие физиологических особенностей, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо. Для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол.

Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры / педагога физкультурно-спортивной направленности создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей каждого ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.niro.nnov.ru
  2. https://cyberleninka.ru
  3. https://documents.tips


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

\'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм ...

«Реализация индивидуального подхода на занятиях по физической культуре . Из опыта работы Белгородского строительного колледжа»

Индивидуальный подход на занятиях тесно связан с методикой проведения занятий. Преподавателю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенност...

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....

Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.

   В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях.     Использование метод...