Главные вкладки

    Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов
    статья

    Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx24.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов

    Глобальная информатизация общества является одной из тенденций XXI века. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий, возникает новая информационная среда, формируется информационное общество.

    Задача образования заключается в том, чтобы подготовить учащегося к жизни в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой. Именно для выполнения этой задачи все активнее внедряются в образование информационные технологии.

            Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

    Современное образование характеризуется наличием ИКТ и информационного пространства. В этом случае у ребёнка появляется возможность получать столько информации, сколько ему необходимо для саморазвития. Обеспечить развитие необходимых умений работать с информацией возможно только при наличии специальной среды. Одним из основных условий при введении ФГОС является информационно-образовательная среда как одно из условий достижения нового качества образования.

    Это с одной стороны, а с другой – школьная действительность такова, что за последние несколько лет количество технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов увеличилось. Поэтому для ОУ актуальна проблема эффективного использования современных образовательных ресурсов.

    Мы живем в информационном обществе. Вокруг нас цифровое оборудование, Интернет и глобальные коммуникации, информационные ресурсы образования: коллекции ЭОР, интерактивные учебники, аудио-книги, информационные сервисы государства, компьютер и Интернет в семье, дистанционное обучение, системы удаленного присутствия, Интернет-телевещание. Так как современное общество переходит от письменно-печатной культуры к мультимедийно-цифровой, то одно из приоритетных направлений развития современной общеобразовательной школы – информатизация образования.

     

    Сегодня информатизация школы – это необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества.

    Чтобы добиться образовательных результатов школьника XXI века, нужна новая образовательная среда.

    Что такое «электронная образовательная среда»? В разделе IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО прописано: «Информационно-образовательная (электронная) среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ».

    Информационно-образовательная (электронная) среда - открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.

    Необходимость создания информационной образовательной среды школы вызвана:

    • выполнением социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни;
    • расширением сферы применения информационных технологий в образовательном процессе;
    • необходимостью оптимизации процессов управления современной школой.

    Информационно-образовательная среда школы реализует следующие функции:

    • интегрирующую функцию, т.е. создание «пространства возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современной школой, создание единой системы информационного обеспечения;
    • дифференцирующую функцию, т.е. создание таких микросред («ниш»), которые позволят: каждому учителю - построить собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства; обучающемуся – иметь возможность для развития и самореализации творческого потенциала; администратору – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

                      Определяя общие подходы к модели информационно-образовательной среде ОУ, необходимо понимать следующие её функции:

    • научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев, дидактических материалов и т. д.);
    • создание баз данных ОУ, включающих результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы, как ресурс для внешней и внутренней оценки деятельности школы;
    • педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся;
    • организация виртуального общения членов коллектива ОУ (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом);
    • накопление и распространение педагогического опыта, повышение квалификации педагогов;
    • связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.

    Основными элементами информационно-образовательной среды ОУ являются информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения и педагогические технологии.

    С 1сентября 2016г. стартовал проект «Московская электронная школа». В библиотеке МЭШ на данный момент представлена 181 книга по литературе и 35 учебников, а также большое количество электронных учебных пособий и готовых сценариев уроков.

    На 2017-2018 учебный год в ГБОУ Школа №1420 кабинеты оборудованы в соответствии ФГОС.

    Школа снабжена компьютерной техникой в объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисциплинам. Помимо компьютеров в классе есть и другие технические устройства для наиболее эффективного использования компьютерных и информационных технологий в учебном процессе - принтеры, сканеры, проекторы. Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.

    Информационная среда уже прочно вошла в жизнь школы, она охватывает все направления образовательной и воспитательной деятельности, дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а так же новыми образовательными методиками на основе ИКТ.

    Информационно-образовательная среда – одна из главных составляющих образовательной среды современной школы.

    Использование интерактивной доски на уроке помогает разнообразить урок всех видов и форм, сделать его ярким и увлекательным. Так как работа с интерактивной доской предусматривает простой, но творческий подход по изложению учебного материала. Таким образом доска обеспечивает хороший темп урока, позволяя экономить время. Используя традиционные наглядные пособия, провести столь увлекательным урок невозможно.

    Для полной реализации единого информационного пространства требуются преобразования образовательных систем, пересмотр содержания образования, методов, организационных форм обучения, средств обучения. Компьютерные технологии должны помочь улучшить преподавание традиционных, хорошо обеспеченных методически школьных предметов.

    Значение Информационно-образовательной среды в образовании трудно переоценить, — ее качество во многом определяет успешность образования учащихся.

    Эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры, электронные доски, мультимедийный проектор, электронная беспроводная система голосования и другое цифровое оборудование, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство. Поэтому главная цель информатизации школы – обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических кадров.

    В основе создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения лежит организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — Информационно- образовательную среду.

    Без сомнения, информационно-коммуникационных технологии помогают учителю в:

    создании дидактических материалов (варианты заданий, тесты, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

    в использование разнообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - электронные учебники, учебно-методические пособия;

    в создание презентаций и интерактивных материалов для электронной доски;

    в использование цифрового учебного оборудования (электронные доски, мультимедийный проектор, документ-камера, электронный микроскоп и т. д.);

    в использование интернет-ресурсов, которое даёт возможность осуществлять поиск и использование материалов при подготовке уроков, внеклассных мероприятий, методическое сопровождение учителя, участие в вебинарах, конкурсах, распространение опыта;

    в создание личного сайта учителя, размещение материалов на сайте школы и т. д.

    в заполнение электронного журнала;

    Применение ИКТ играет важную роль в образовательном процессе. Ещё недавно цифровое оборудование на уроке было просто наглядным пособием, сегодня диапазон его применения значительно расширился.

     «Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих», поэтому особое значение имеет ИКТ-компетентность участников образовательного процесса».

    Только ИКТ-компетентностный учитель может вырастить ИКТ-компетентностного ученика.

    Как написано в профессиональном стандарте педагога «Педагог – ключевая фигура в реформировании образования». В приложении (1) к профессиональному стандарту педагога опубликован расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий.

    Профессиональная ИКТ-компетентность педагога, прописанная в данном стандарте основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ- компетентности учителей», 2011 г.

    Структура ИКТ-компетенции учителей (по проекту ЮНЕСКО) состоит из следующих этапов:

    «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

    «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

    «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

    «Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

    Общепользовательская ИКТ-компетентность.

    Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

    Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ». Все ИКТ компетенции указаны в «Профессиональном стандарте педагога», приложение 1.

    Учителя современной школы прошли непростой путь от компьютерной грамотности на пользовательском уровне до информационной активности педагога, которая проявляется в ИКТ-компетентности в сотрудничестве с учениками и коллегами, информационной культуре в жизни, в личном информационном пространстве, в электронном портфолио. Но главное в информационной активности педагога – готовность применить ИКТ в профессии и желание развиваться.

    Какие же проблемы и противоречия связаны с применением ИКТ? Как показал анализ посещённых уроков, одна из главных проблем – недостаточная обеспеченность методическими материалами. Иногда имеет место психологическая или техническая неготовность некоторых учителей к использованию ИКТ, которую можно объяснить чрезмерными амбициями или страхом перед изменениями.

    Встречается и стремление учителей быстро и радикально изменить учебный процесс, что может привести к обратному результату. При использовании потенциала электронных ресурсов в образовательном процессе возможны две крайности: либо недостаточное, либо избыточное. Иногда видеофильм демонстрируют вместо проведения урока. Использование технических средств не всегда обоснованно, не соответствует целям занятия или отвлекают школьника от запланированной цели урока. Имеют место некачественные дидактические материалы. Попытка изложить слишком большой объем информации, применение разнообразных эффектов.

    Работа с ИКТ не должна заменять практическую деятельность учеников. Известно, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть… Поэтому демонстрировать опыты, измерять, взвешивать, смешивать вещества, сравнивать размеры, массу, цвет лучше на практике, руками, а не видеть изображение на экране. В дидактических материалах можно показать то, что невозможно осуществить на практике: модель Солнечной системы, к примеру, движение крупных объектов (машин, поездов, слонов) или опасный химический опыт.

    При просмотре мультимедийных пособий необходимо учесть, что мультимедийные пособия оказывают на детей мощное эмоциональное воздействие и требует определенных физических нагрузок, особенно на глаза, поэтому использование ИКТ необходимо дозировать. Не стоит выносить на экран весь урок от начала до конца, а только отдельные элементы.

    При работе с техническими средствами необходимо соблюдать гигиенические требования прописанные в Сан-Пине.

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения не должна превышать данных, указанных в таблице: средняя продолжительность демонстрации материалов в начальной школе – 10-15 мин, в средней и ставшей 20-25.

    После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз. Также чередовать применение ИКТ на уроке с организацией практической деятельности учащихся, письменную работу, смену позы, например, при работе в группах или парах, подвижную игру, физминутки.

    Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов

    Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса.

    Умения, которыми должен обладать такой учитель в будущем, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ-грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания.

    ИКТ – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является вспомогательным элементом учебного процесса, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Использование ИКТ должно быть целесообразным и грамотным, то есть, профессиональным.

    Практика внедрения информационных технологий в школе показала, что для информатизации обучения недостаточно обеспечить образовательный процесс компьютерной техникой. Необходимо добиться реального результата, состоящего в осознании необходимости использования ИКТ, исходящей от учителей школы. С этой целью и была создана

    школьная команда по информатизации.

    Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды школы являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы. Сетевые методические объединения являются мощной школой передового опыта, позволяющей непрерывно повышать педагогическую ИКТ-компетентность преподавателей и являются активными участниками данных объединений.

    Формирование готовности педагогических и руководящих работников школы к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов в течение последних лет осуществляется на основе плановой организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий. Также с целью организации повышения использования компьютерных технологий преподавательским составом школы, развития и отладки работы локальной сети, разработки структуры школьного образовательного электронного ресурса, накапливаемого в сети и дальнейшей интеграция ИКТ в учебном процессе учителями, в школе методист медиатеки проводит обучение учителей компьютерной грамотности, приемам работы с системами электронного документооборота. На заседаниях методического объединения также регулярно рассматриваются современные формы и методы работы с ИКТ.

    На сегодняшний день в учебной работе нашей школы стали уже привычными такие формы использования ИКТ, как:

    • мультимедийное сопровождение уроков;
    • компьютерный контроль знаний различного уровня;
    • использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
    • дистанционное обучение через различные Интернет-ресурсы;
    • исследовательская работа с использованием ресурсов сети Интернет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование информационной образовательной среды, обеспечивающей возможность достижения планируемых результатов

    В статье рассматриваются условия и предпосылки реализации нового ФГОС в области информатизации....

    Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные, интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды.

    По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...

    Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.

    С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...

    Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

    Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

    Педагогическая практика «Построение образовательной среды ДОО для достижения физических образовательных результатов». Тема: «Индекс здоровья школы».

    В современном мире наблюдается резкое снижение физической активности учащихся, и мотивация детей вести активный образ жизни – одна из фундаментальных задач школы. Чтобы дети были активны, активн...