Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)
материал по литературе (5 класс) на тему

Кагдина Татьяна Алексеевна

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины  способно сформировать  у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.

Литературно-музыкальная  композиция «Чтобы помнили…» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к  родной стране, городу-герою Ленинграду, его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы   можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка.  Наиболее  действенным является воссоздание обстановки, в которой протекала жизнь ленинградцев в тяжелое блокадное время

  Музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации способствует наиболее полному и яркому восприятию звучащих произведений прозы и поэзии известных авторов того времени и наших современников. Поэтические строки   Милы Аниной, юной жительницы блокадного Ленинграда, ленинградцев Л. Пожидаевой и А Молчанова, а так же стихи М. Дудина вносят свои неповторимые мотивы в общий стиль литературно-музыкальной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokada_leningrada_5_klass.docx45.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины  способно сформировать  у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.

Литературно-музыкальная  композиция «Чтобы помнили…» основана на восстановлении исторической памяти, воспитании чувства уважения к  родной стране, городу-герою Ленинграду, его героическим жителям и защитникам. Именно через эмоциональную сферу мы   можем привнести общечеловеческие ценности в духовный мир ребенка.  Наиболее  действенным является воссоздание обстановки, в которой протекала жизнь ленинградцев в тяжелое блокадное время

  Музыкальное сопровождение, видеоряд в форме презентации способствует наиболее полному и яркому восприятию звучащих произведений прозы и поэзии известных авторов того времени и наших современников. Поэтические строки   Милы Аниной, юной жительницы блокадного Ленинграда, ленинградцев Л. Пожидаевой и А Молчанова, а так же стихи М. Дудина вносят свои неповторимые мотивы в общий стиль литературно-музыкальной композиции.

Цель: содействие  воспитанию  патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством  «погружения» участников мероприятия  в  события   блокадного периода жизни ленинградцев.

Задачи:

  • дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме  его жителей;
  • познакомить  с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными  блокадному городу;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.

техническое обеспечение:  медиапроектор, музыкальный центр, компьютер, колонки.

Электронные образовательные ресурсы:  

  • записи: Д.Д.Шостакович 7 «Ленинградская симфония» 1 часть «эпизод нашествия», 4 часть, В.А.Моцарт «Реквием», Глиэр «Гимн Великому городу»;
  • презентация «Блокадному Ленинграду посвящается».

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались отметить  невероятно важное и значимое событие не только для нашего города, но и для всей страны – 71 годовщину со дня полного снятия  блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.

Но и сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить – взорвать, испоганить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.

I сцена.

        1. Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается...

        2. Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...

        3. Мальчишкам и девчонкам, юношам и  девушкам далекого 41 посвящается...

        4. Ленинградцам, сохранившим свой город в страшные дни блокады посвящается...

        5. Поколению, вступившему в жизнь и тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война, посвящается... Чтобы помнили... Чтобы поняли...

_______________________________________________________________________________________

6. Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина!

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого: я или

Родина.

Самое лучшее и дорогое –

Родина.

Горе твоё – это наше горе,

Родина.

Правда твоя – это наша правда,

Родина.

Слава твоя – это наша слава,

Родина!

________________________________

II сцена.

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

7. Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

8. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

 

9. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  годы войны жители блокадного Ленинграда.

На сцену выходят юноша и девушка.

Д. Когда я приезжаю в Ленинград,

   Перед закатом солнца чайки стонут.

   Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

   Плывут в Неве и никогда не тонут.

Ю. Из неба, из воды они глядят,

      Напоминая мне и Ленинграду,

      Что эти звёзды — слава всех солдат,  

      Прорвавших  ненавистную блокаду.

10.  Тебе, Великий город!

11. Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд

« Монументы в память о блокаде Ленинграда»

________________________________________

III сцена.

12.  1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Вальс-бостон в исполнении учащихся.

IV сцена.

13. Страна росла, трудилась неустанно,

      Сил набиралась мирная страна.

      И вдруг... тревожный голос Левитана...  

      Внимание, товарищи! Война!

Запись голоса Левитана.

Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». На экране плакат Тоидзе «Родина -мать зовёт».

14. На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат...

И ученик солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

15. Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.

16. 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

17.  Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу. Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

18.  «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

19.  Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

20. Ввиду блокады города властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  

21.«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом.

На экране хроника блокадного Ленинграда под музыку Шостаковича.

________________________________________

V сцена.

22.  Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе…

 

23. Девчонка руки протянула

И головой - на край стола…

 Сначала думали – уснула

 А оказалось - умерла.

 Ее из школы на носилках

 Домой ребята понесли.

 В ресницах у подруг слезинки

 То исчезали, то росли.

 Никто не обронил ни слова.

 Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

 Учитель выдавил, что снова

 Занятья - после похорон.

24. “Ленинградские дети” …Когда звучали эти слова, у человека сжималось  сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. Многие из них вели дневники.

________________________________________

VI сцена.

Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка.

Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

Поля: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Зоя: Ребята, это воспоминания 6-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Юля: Ну-ка, дай почитать.

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла...

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича.

Женя:

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Маша:

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…

Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника.

7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова.

Полина:

Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Алена:

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Полина:

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест.

Таня:

Как он тяжел, недетский Крест
И на Голгофу восхожденье…
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?

Юля:

И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа…
Мой Крест, меня не придави…
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути…
Голос:

Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

________________________________________

VII сцена.

25. Из дневника Юры Рябинина.

От лица Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде...»

26. Следующая запись:

От лица Юры Рябинина:    «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

27. Ещё одна запись:

От лица Юры Рябинина:    «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить. Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

28. Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде...

29. Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.

         

30.  28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своём дневнике:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.».

Приведём остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк:

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

31. Будьте бдительнее, люди,

Вслушайтесь в дневник.

В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик.

“Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.”

32. Это написано одиннадцатилетней девочкой, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду…

33.  Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисунки мир увидел спустя 65 лет.

34. Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки.

На экране работы Вали Тонск

И самый дорогой рисунок - «27 января. Полное снятие блокады».

________________________________________

VIII сцена.

35.  В декабре 1941 – январе 1942 года по Ладожскому озеру начинает  действовать ледовая “Дорога жизни”. По ней на грузовых машинах под постоянными бомбежками доставляли в блокадный Ленинград  муку и

крупу и вывозили из города истощенных больных детей на большую землю.

36. Город продолжал жить. 9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал Карл  Элиасберг. (Звучит симфония)

37. И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, -
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал.
И в зале – шквал,
И по фронту – шквал…
38. А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий      
Защитив от обстрела площадь Искусств.    

IX сцена.

Ведущий-юноша: Но только через год, 27 января 1944 года, 900-дневная блокада Ленинграда была снята.

39. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

40.  За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Учитель: «Всем встать. Давайте почтим память всех погибших  и умерших в годы Блокады минутой молчания».

Звучит метроном.

Чтецы с выходят с зажженными свечами.

41. Ряды могил огромных братских,
Где высечен лишь год - сорок второй...
Там сотни тысяч жизней ленинградцев
Схоронено блокадною зимой.


42. И тихо льются звуки над могилами.
И вечности огонь всегда горит.
А сердце мое с близкими и милыми
Через года как будто говорит.

44. Чтобы снова на земной планете

      Не повторилось той зимы,

      Нам нужно, чтобы наши дети

      Об этом помнили, как мы.

45. Нам наше прошлое свято и дорого.

      Гордость победами - горечь утрат...

      Вечная память защитникам города,

      Вечная слава защитникам города,

      Вечная слава тебе, Ленинград!

Звучит песня «Наша армия».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "НЕ НАЗЫВАЯ ВСЕХ, СКАЖИТЕ ЛЕНИНГРАД"

СЦЕНАРИЙлитературно-музыкальной композиции «Не называя всех, скажите: «Ленинград!»», посвящённый дню полного освобождения Города-героя Ленинграда от фашистской блокады....

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

Сценарий былнаписан для постановки силами учеников 9 класса. Предлагается как внеклассное мероприятиепо предмету....

Сценарий литературно-музыкальной композиции КО ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

laquo;Детям блокадного города посвящается!»Тип мероприятия: Тематический (патриотический) праздникУчастники: воспитанники ОДОД ГБОУ «Центр «Динамика» 1-2 года обученияЦель:1. ...