Главные вкладки

    Конспект открытого урока по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)
    план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) по теме

    Кремнева Ирина Александровна

    Урок по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)

                                                        Учитель Кремнева Ирина Александровна 

    Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

    Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

    2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

    3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

    4) Формировать чувство патриотизма.

     1.Урок начинается с показа презентации «Бунташный» XVII век».

    2. Ученик (домашнее задание подготовиться к выразительному чтению отрывка) Ученик, подготовленный, выходит со свечой, в руках перо и бумага, садится за стол, начинает писать, при этом вслух проговаривает текст из «Жития»:

    «Посем у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить... А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне!»

    3. Учитель. Так обращался к своим читателям писатель XVII века протопоп Аввакум Петров. Какие языковые особенности, характерные для уже известного вам жанра жития, вы заметили в этом обращении?  (Приём самоуничижения, клеймения)

    - Зачем? (Он не ставит себя выше своего читателя, это своеобразная попытка расположить к себе, вот так себя принижая – грешник, друг мытарей и грешникам и всякому человеку.

    Он просит прощения. Прощение в православии – это своего рода оберег от гордыни)

    - Наша цель сегодня увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, ведь через язык любой из нас и, конечно же, писатель выражает сам себя.

    - Мы воспринимаем любое произведение объективно, когда погружаемся в то время, в ту эпоху, в которое оно было написано, ведь оно всегда предназначается прежде всего современникам. Конечно, мы, живущие в XXI веке, не можем воспринимать Аввакума так же, как его читатели в XVIIвеке, поэтому попробуем погрузиться в эту эпоху, в «бунташное» 17 столетие, почувствуем его. А для этого послушаем исторический комментарий и посмотрим презентацию «Бунташный XVIIвек»

    Архивариус (ученик получает задание и рекомендации заранее) даёт историческую справку, рассказывает о времени правления Алексея Михайловича, о расколе в православной церкви, раскольниках. (Приложение 1)

    - Вслушайтесь в слово «раскольники». От какого глагола оно образовалось?

    (Расколоть. То есть было что-то целое, единая вера, традиции, а церковная реформа как бы расколола это целое на отдельные части)

    - Но ход истории определяется не только объективными причинами, но и внутренним фактором – таким, как национальный характер. То, как развивался русский раскол, во многом определяется людьми, которые его возглавили, их представлениями о жизни, свободе, вере. И если говорить о типах русского национального характера, то надо иметь в виду два.

    Вспомним «Житие Сергия Радонежского. Какими словами можно определить личность, деятельность, подвиг Сергия?

    (Скромность, смирение, подвижничество, трудолюбие, терпение – это один тип русского национального характера)

    - А вот другой тип. Перед вами картина Сурикова «Боярыня Морозова», написанная в конце XIX века. Аввакум называл боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову своими духовными дочерьми: «Красные и светлые боярони в русской земле явились; не токмо славы, но и плоти своей, и деток не пощадили, да Христа приобрящут»

    В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собой ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа.

    История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла художника Сурикова её трагедия. А писатель Варлам Шаламов посвятил этой национальной героине прекрасные стихи.

    Ученица читает стихотворение Шаламова «Боярыня Морозова».

    - Какие строки, слова, словосочетания запомнились после чтения стихотворения? Запишите их.

    - Что можете сказать о «настроении» картины Сурикова? Запишите несколько слов.

    Какими словами можно выразить ваши чувства, эмоции к изображенному на картине? Запишите.

    - Выберете одно ключевое, самое яркое слово или словосочетание из всего записанного. Запишите его. Это та эмоция, картинка, мысль, то представление, которые возникли в вашей голове, сердце в связи с тем, что вы увидели и услышали. Это слово-тест. Через слово попытайтесь описать эту мысль, эмоцию, ваше представление в небольшой миниатюре (мини-сочинение).

    Ученики пишут (4-5 предложений).

    - Прочитайте, что получилось.

    Судя по вашим откликам, картина заставила задуматься, произвела впечатление. Вы поняли, какие великие личности жили в XVII веке. И таких людей было немало, не случайно кто-то из них вошёл в русскую культуру, они сами стали частью нашей культуры.

    - Как вы думаете, кто ещё (если брать историю России в целом) мог оказаться в этих санях (образно говоря)? Политики, писатели…

    (Все предводители крестьянских войн, Радищев, Пушкин…)

    - Если затрудняетесь с конкретными именами, то можно одним словом, словосочетанием. (Инакомыслящие, любая личность, не угодная власти, верующая, мыслящая иначе).

    - В периодизации древнерусской словесности 17 столетие принято считать переходным от литературы средневекового типа к литературе нового времени.

    Перед вами «Житие», излюбленный (наряду с летописью) жанр древнерусской литературы. Какова задача житийной литературы?

    (Описание жизни святого, канонизированного церковью)

    - Какое ещё древнерусское искусство рассказывало о жизни святого? (Иконопись)

    - Это икона (показ изображений идёт через проектор) XVI века, написанная в Соловецком монастыре. На среднике её изображён Соловецкий остров, перед монастырём -Богоматерь, молящиеся ей соловецкие «чудотворцы» Зосима и Савватий с братией. Зосима и Савватий – основатели монастыря.

    В 29 клеймах изображены сцены из «житий» этих святых.

    - Чем отличается  «Житие», лежащее перед вами, от «Жития Сергия Радонежского», если судить только по заголовку?

    Автор «Жития Сергия Радонежского» - Епифаний Премудрый, «Житие» Аввакума им самим написано.

    - И хотя Аввакум осознавал своё произведение как наиболее традиционное, на самом деле нарушил все возможные каноны и традиции.

    Мы представили время, в которое жил Аввакум, через историю, картину, стихотворение, подключив фоновые знания, знания о культуре. Попробуем понять личность человека и писателя через его творение.

    - Итак, неординарный автор создал своё неординарное произведение, и одну особенность этого произведения мы уже выявили:

    Это автобиографическая повесть, тяготеющая к роману.

    - Что из этой повести мы узнаём о жизни Аввакума? (Индивидуальное задание. Учащийся кратко говорит о жизни протопопа) (Приложение 2)

    О дальнейшей судьбе, о гибели Аввакума мы с вами узнаем из рассказа Ю. Нагибина «Огненный протопоп» (Домашнее задание на следующий урок).

    - Его «Житие» не только автобиография, где описаны мытарства и испытания, выпавшие на его долю, оно населено и микробиографиями – ещё одно новаторство.

    О ком пишет Аввакум? (Никон стр. 22, 47, 56 – /ссылка на страницы даётся по книге Северо-Западного книжного издательства, 1990/, Пашков – стр. 27, 28, 30, 38 + текст 1 из приложения №3 читаем по ролям))

    - Обратите внимание, Аввакум сравнивает героев с тем или иным животным: «яко лис», Никон – «волк со дьяволом», Пашков – «яко дикий зверь», «медведь морской белой». Про себя в Братском остроге Аввакум говорит: «что собачка, в соломке лежу».

    «…взяли меня палачи, привели перед него. Он со шпагою стоит и дрожит: начал мне говорить: «поп ли ты или роспоп?»; и аз отвещал: «аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе дело до меняОн же рыкнул, яко дикий зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой, и паки в голову, и сбил меня с ног, и, чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши, по той же спине семьдесят два удара кнутом».

    «Сын Иван — невелик был — прибрел ко мне побывать после Христова рождества, и Пашков велел кинуть в студеную тюрьму, где я сидел: начевал милой и земерз было тут. И на утро опять велел к матери протолкать. Я ево и не видал. Приволокся к матери,— руки и ноги ознобил.

    Этот приём, когда переносятся признаки животного на человека, называется зооморфизмом. В каждой лингвокультуре за каждым животным закрепляются свои признаки и характеристики.

    - Какие черты характера подчёркивает таким сравнением Аввакум?

    (Лиса – аллегория хитрости в русской лингвокультуре, волк – злобы, а белый медведь – хищности, жестокости)

    - Зачем используется этот приём? (Показать абсурдность самой ситуации раскола – люди уподобляются зверям).

    - Обратимся ещё раз к тексту № 1 (Приложение №3). Только ли хищным и жестоким мы видим здесь Пашкова? Где, в каких словах чувствуется другое отношение автора к воеводе?

    (Пашков – враг, «медведь морской белой», но и человек, который «задумался, плакать стал, кручинится и вздохня говорит».)

    - Как раскрывается личность Аввакума в данном описании?

    ( Сочувствие герою, сострадание, умение понять другого, даже врага. Академик Лихачёв, который хорошо знал древнерусскую литературу, говорил, что одна из важнейших черт русского человека – доверие другому и умение видеть в нём что-то положительное.)

    - Тогда, может быть, есть ещё одно объяснение, почему белый медведь?

    (Он седой – ему 50 или даже за 50 лет. Упоминание о седине противника, злодея совершенно необычно. Древнерусские авторы и иконописцы обычно отмечали седину достойных людей, страдальцев. В этом эпизоде страдальцем выглядит Пашков. Только что вернулся с неудачного похода по Даурии его сын Еремей, израненный и чудом один из всего отряда оставшийся в живых. Пашков идёт к сыну, «яко пьяный с кручины».

    Седина показывает стареющего, страдающего, вдруг посмиревшего человека. И окружён в этот момент Пашков смиренными людьми: кланяющимся Аввакумом и сыном, который «был разумен и добр человек».

    Но каков Аввакум! Увидел человеческое в злодее! И это ещё одна особенность «Жития» Аввакума: лирический подход к человеку.

    - Чей ещё образ, яркий, незабываемый, запечатлел Аввакум в «Житии»? (Анастасии Марковны, жены протопопа)

    - Это первый женский образ в житийной литературе. Ещё одно новаторство.

    - Обратимся к двум эпизодам. (Приложение № 3, текст 2 и 3). Эпизоды читаем по ролям.

    - Какой вы видите здесь Марковну? (Текст 2).

    Это женщина с сильным характером, терпеливая, верящая человеку, предназначенному ей судьбой. Во втором эпизоде (текст 3) мы видим её готовной на страдания.

    - Действие в книге разворачивается в двух основных пространствах. Одно пространство замкнутое, находящееся как бы на расстоянии вытянутой руки протопопа (заключение в темницу Андроньева монастыря (зачитать, стр. 23)

    - Какой традиционный для жанра жития приём использует здесь Аввакум? (Чудо явления ангела)

    «Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, – сиречь есть захотел, – и после вечерни ста предо мною, не вем – ангел, не вем – человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и лошку в руки дал и хлебца немношко и штец дал похлебать, – зело прикусны, хороши! – и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплениюДа и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только – человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца – везде ему не загорожен»

    - Другой тип художественного пространства в «Житии» - это огромный мир, в который заброшен Аввакум с семьёй. Опишите, на каком фоне, пространстве происходит диалог Аввакума и Марковны в тексте 3 (Приложение № 3) (Зима, холод, лёд)

    - Каким кажется человек? (Фигурка человека, брошенного в ледяную равнину, кажется маленькой).

    - Посмотрите, там, в темнице, - он одинок – «токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат», здесь – он маленький, беззащитный, но, несмотря ни на что – «до самые до смерти».   

    -Пейзажные зарисовки Аввакума, с одной стороны, противопоставляют природу и человека, а с другой стороны, показывают нам человека сильного, который все несчастья принимает как должное, не озлобляется, как и подобает смиренному сыну Бога.

    - Что можно сказать о человеке, который мёрз, голодал, страдал, а запомнил и через 10 лет описал в Пустозерской ссылке дождь и снег, вершину дерева, сияющую звезду? Как раскрылся с этой стороны Аввакум?

    (Аввакум – человек, не равнодушный к природе. Эти описания говорят о глубокой впечатлительности автора. Природа постоянно описывается в воспоминаниях Аввакума даже там, где она «необязательна» или «неуместна» с точки зрения житийных канонов.

    Можно отметить ещё одну особенность данного «Жития»: его литературный талант имел своеобразную «природоведческую» сторону.

    - Несмотря на то, что описываются трагические события из жизни автора, в какой-то момент мы улыбнулись, читая текст 3. Аввакум умел посмеяться над собой.

    Читаем текст 4 (Приложение №3)

    В «Житии» герой не только страдалец. Автор заставляет героя преодолеть все испытания с помощью юмора, насмешки, издевательства над своими мучителями.

    - Подведём итоги нашим наблюдениям над языком «Жития». В чём новаторство?

    1. Автобиографическая повесть

    2. Микробиографии

    3. Первый женский образ в житийной литературе

    4. Лирический подход к героям

    5. «Природоведческая» сторона таланта Аввакума

    6. Юмор, насмешка в описаниях

    7. «Русский природный» язык Аввакума. Своё «вяканье», «ворчанье» противопоставил литературному языку как языку официальной церкви.

    - Что вы можете сказать о личности Аввакума, учитывая все наши наблюдения и находки?

    Бунтарь, который идёт до конца, философ, лирик, яростный, нетерпимый, но человечный, умеющий сопереживать, высокий дух, верность своим идеям. Жизнелюб. Цельная натура.

    Приложение № 1

    Историческая справка.

    С началом царствования Алексея Михайловича (с 1645 года) наступила эпоха государственных реформ. Было издано законодательное «Соборное уложение» в 1649 г., которое окончательно закрепило крестьян и содействовало усилению абсолютизма. Ещё большее впечатление на современников произвела церковная реформа.

    В русской православной церкви в XVII веке происходит раскол, патриарх Никон велел все церковные книги и обряды перевести в соответствии с книгами и обрядами греческой христианской церкви X века, но многие не хотели признавать реформ Никона.

    Значительная часть крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и верхнего духовенства, а также некоторые аристократы (боярыня Морозова, её сестра княгиня Урусова и др.) восприняли реформу как крушение русской истинной старой веры, как новую «ересь». Соловецкий монастырь, отвергший реформу, 8 лет сопротивлялся войскам.

    Тех, кто был против реформы, стали называть «раскольниками», сами себя они называли «верными», «старолюбцами», а с XVIII века – «старообрядцами».

     

    Фанатичным сторонником старообрядцев, раскольником был и протопоп Аввакум, который о реформе Никона писал в соём «Житии»: «Зима хощет бытии, сердце озябло и ноги задрожали».

                                                   Приложение № 2

                                              Биография Аввакума.

    Год рождения Аввакума 1620 или 1621. Отец его, сельский священник Пётр, сильно пил и рано умер. Мать – Мария, напротив, была «молитвенница» и «постница». Она женила 17-летнего сына на 14-летней сиротке Анастасии, дочери кузнеца Марко.

    Рано пристрастившись к чтению «святоотеческой» литературы, такой как Ветхий и Новый заветы, сочинения отцов церкви, жития святых, юный Аввакум приобрёл в этой области глубокие познания. Его начитанность и природный дар проповедника способствовали церковной карьере: «в попы был поставлен 23х лет, в протопопы 31 года».

    Но повсюду, в сёлах и в Юрьевце-Повольском, жилось ему тяжело. Неукротимый духом и крепкий телом, молодой священник требовал от паствы своей «безусловного благочестия». Он обличал, а его за это зверски избивали («Среди улицы били батожьём, а бабы были с рычагами»).

    Гонимый паствой, Аввакум переехал в Москву, сблизился с придворным духовенством, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Аввакум проявил себя как замечательный проповедник – «много людей приходиша». Впереди была перспектива придворной церковной деятельности.

    Во времена реформ Никона Аввакум выступил ярым противником изменений. А когда правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев», Аввакума с семьёй в 1653 году сослали в Сибирь, где он жестоко притеснялся воеводой Пашковым. Он пробыл в ссылке 11 лет, был возвращён оттуда в 1664 году, причём ему предлагали место царского духовника. Но он «паки заворчал» на «никонианскую ересь», был сослан с семьёй на Мезень. Затем один возвращён в Москву, осуждён и предан анафеме «священным собором». Аввакум, единственный и осуждённых, сам проклял этот собор.

     В 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре

     

    14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске. 

                                                         Приложение №3

                      «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

    I.              «Сел Пашков на стул, шпагою подпёрся, задумался и плакать стал, а сам говорит: «Согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил: за то меня наказует Бог!» Он же, Пашков, оставя застенок, к сыну своему пришёл, яко пьяный с кручины… Пашков же, возвед очи свои на меня, - слово в слово что медведь морской белой, жива бы меня проглотил, да господь не выдаст! – вздохня, говорит: «Так-то ты делаешь

    II.            «Опечалялся, сидя, рассуждаю: что сотворю? Проповедую ли слово божие или скроюся где? Понеже жена и дети связали меня. И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и рече ми: «Что, господине, опечалился еси?» Аз же ей подробну известих: «Жена, что сотворю? Зима еретическая на дворе: говорить ли мне или молчать? – связали вы меня!» Она же мне говорит: «Господи помилуй! Что ты, Петрович, говоришь? Слыхала я – ты же читал – апостольскую речь: «привязался еси жене – не ищи разрешения, егде отрешишися, тогда не ищи жены». Аз тя и с детьми благословляю. Дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи: дондеже бог изволит, живём вместе, а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай: силён Христос и нас не покинет! Поди, поди в церковь, Петрович, - обличай блудню еретическую!»

    Я-су ей за то челом и, отрясшее от себя печальную слепоту, начах по-прежнему слово божие проповедать и учити по градам и везде, ещё же и ересь никонианскую со дерзновением обличал.»

    III.           «Таже с Нерчи-реки паке назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающееся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные: отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредёт-бредёт да и повалится, - кольско гораздо! В иную пору бредучи повалилась, а иной томнОй же человек на неё набрёл, тут же и повалился, оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит:

    - Матушка-государыня, прости!

    А протопопица кричит: - Что ты, батько, меня задавил?

    Я пришол, - на меня, бедная, пеняет, говоря:

    - Долго ли муки сея, протопоп, будет?

    И я говорю: «Марковна, до самые до смерти!»

    Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ино ещё побредём»

     

    IV.          «На том же Хилке в третье тонул. Барку от берега оторвало водою, - людские стоят, мою ухватило и понесло! Жена и дети остались на берегу, а меня сам-друг с кормщиком помчало. Вода быстрая, переворачивает барка вверх боками и дном: а я на ней ползаю, а сам кричу: « Владычица, помози! Упование, не утопи!» Иное ноги в воде, а иное выползу наверх. Несло с версту и больше: да люди переняли. Всё размыло до крохи! Да што петь-делать, коли Христос и Пречистая Богородица изволили так? Я вышел из воды, смеюсь: а люди, те охают, платье моё по кустам развешивая…»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)

                                                        Учитель Кремнева Ирина Александровна 

    Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

    Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

    2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

    3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

    4) Формировать чувство патриотизма.

     1.Урок начинается с показа презентации «Бунташный» XVII век».

    2. Ученик (домашнее задание подготовиться к выразительному чтению отрывка) Ученик, подготовленный, выходит со свечой, в руках перо и бумага, садится за стол, начинает писать, при этом вслух проговаривает текст из «Жития»:

    «Посем у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить... А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне!» 

    3. Учитель. Так обращался к своим читателям писатель XVII века протопоп Аввакум Петров. Какие языковые особенности, характерные для уже известного вам жанра жития, вы заметили в этом обращении?  (Приём самоуничижения, клеймения)

    - Зачем? (Он не ставит себя выше своего читателя, это своеобразная попытка расположить к себе, вот так себя принижая – грешник, друг мытарей и грешникам и всякому человеку.

    Он просит прощения. Прощение в православии – это своего рода оберег от гордыни)

    - Наша цель сегодня увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, ведь через язык любой из нас и, конечно же, писатель выражает сам себя.

    - Мы воспринимаем любое произведение объективно, когда погружаемся в то время, в ту эпоху, в которое оно было написано, ведь оно всегда предназначается прежде всего современникам. Конечно, мы, живущие в XXI веке, не можем воспринимать Аввакума так же, как его читатели в XVIIвеке, поэтому попробуем погрузиться в эту эпоху, в «бунташное» 17 столетие, почувствуем его. А для этого послушаем исторический комментарий и посмотрим презентацию «Бунташный XVIIвек»

    Архивариус (ученик получает задание и рекомендации заранее) даёт историческую справку, рассказывает о времени правления Алексея Михайловича, о расколе в православной церкви, раскольниках. (Приложение 1)

    - Вслушайтесь в слово «раскольники». От какого глагола оно образовалось?

    (Расколоть. То есть было что-то целое, единая вера, традиции, а церковная реформа как бы расколола это целое на отдельные части)

    - Но ход истории определяется не только объективными причинами, но и внутренним фактором – таким, как национальный характер. То, как развивался русский раскол, во многом определяется людьми, которые его возглавили, их представлениями о жизни, свободе, вере. И если говорить о типах русского национального характера, то надо иметь в виду два.

    Вспомним «Житие Сергия Радонежского. Какими словами можно определить личность, деятельность, подвиг Сергия?

    (Скромность, смирение, подвижничество, трудолюбие, терпение – это один тип русского национального характера)

    - А вот другой тип. Перед вами картина Сурикова «Боярыня Морозова», написанная в конце XIX века. Аввакум называл боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову своими духовными дочерьми: «Красные и светлые боярони в русской земле явились; не токмо славы, но и плоти своей, и деток не пощадили, да Христа приобрящут»

    В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собой ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа.

    История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла художника Сурикова её трагедия. А писатель Варлам Шаламов посвятил этой национальной героине прекрасные стихи.

    Ученица читает стихотворение Шаламова «Боярыня Морозова».

    - Какие строки, слова, словосочетания запомнились после чтения стихотворения? Запишите их.

    - Что можете сказать о «настроении» картины Сурикова? Запишите несколько слов.

    Какими словами можно выразить ваши чувства, эмоции к изображенному на картине? Запишите.

    - Выберете одно ключевое, самое яркое слово или словосочетание из всего записанного. Запишите его. Это та эмоция, картинка, мысль, то представление, которые возникли в вашей голове, сердце в связи с тем, что вы увидели и услышали. Это слово-тест. Через слово попытайтесь описать эту мысль, эмоцию, ваше представление в небольшой миниатюре (мини-сочинение).

    Ученики пишут (4-5 предложений).

    - Прочитайте, что получилось.

    Судя по вашим откликам, картина заставила задуматься, произвела впечатление. Вы поняли, какие великие личности жили в XVII веке. И таких людей было немало, не случайно кто-то из них вошёл в русскую культуру, они сами стали частью нашей культуры.

    - Как вы думаете, кто ещё (если брать историю России в целом) мог оказаться в этих санях (образно говоря)? Политики, писатели…

    (Все предводители крестьянских войн, Радищев, Пушкин…)

    - Если затрудняетесь с конкретными именами, то можно одним словом, словосочетанием. (Инакомыслящие, любая личность, не угодная власти, верующая, мыслящая иначе).

    - В периодизации древнерусской словесности 17 столетие принято считать переходным от литературы средневекового типа к литературе нового времени.

    Перед вами «Житие», излюбленный (наряду с летописью) жанр древнерусской литературы. Какова задача житийной литературы?

    (Описание жизни святого, канонизированного церковью)

    - Какое ещё древнерусское искусство рассказывало о жизни святого? (Иконопись)

    - Это икона (показ изображений идёт через проектор) XVI века, написанная в Соловецком монастыре. На среднике её изображён Соловецкий остров, перед монастырём -Богоматерь, молящиеся ей соловецкие «чудотворцы» Зосима и Савватий с братией. Зосима и Савватий – основатели монастыря.

    В 29 клеймах изображены сцены из «житий» этих святых.

    - Чем отличается  «Житие», лежащее перед вами, от «Жития Сергия Радонежского», если судить только по заголовку?

    Автор «Жития Сергия Радонежского» - Епифаний Премудрый, «Житие» Аввакума им самим написано.

    - И хотя Аввакум осознавал своё произведение как наиболее традиционное, на самом деле нарушил все возможные каноны и традиции.

    Мы представили время, в которое жил Аввакум, через историю, картину, стихотворение, подключив фоновые знания, знания о культуре. Попробуем понять личность человека и писателя через его творение.

    - Итак, неординарный автор создал своё неординарное произведение, и одну особенность этого произведения мы уже выявили:

    Это автобиографическая повесть, тяготеющая к роману.

    - Что из этой повести мы узнаём о жизни Аввакума? (Индивидуальное задание. Учащийся кратко говорит о жизни протопопа) (Приложение 2)

    О дальнейшей судьбе, о гибели Аввакума мы с вами узнаем из рассказа Ю. Нагибина «Огненный протопоп» (Домашнее задание на следующий урок).

    - Его «Житие» не только автобиография, где описаны мытарства и испытания, выпавшие на его долю, оно населено и микробиографиями – ещё одно новаторство.

    О ком пишет Аввакум? (Никон стр. 22, 47, 56 – /ссылка на страницы даётся по книге Северо-Западного книжного издательства, 1990/, Пашков – стр. 27, 28, 30, 38 + текст 1 из приложения №3 читаем по ролям))

    - Обратите внимание, Аввакум сравнивает героев с тем или иным животным: «яко лис», Никон – «волк со дьяволом», Пашков – «яко дикий зверь», «медведь морской белой». Про себя в Братском остроге Аввакум говорит: «что собачка, в соломке лежу».

    «…взяли меня палачи, привели перед него. Он со шпагою стоит и дрожит: начал мне говорить: «поп ли ты или роспоп?»; и аз отвещал: «аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе дело до меняОн же рыкнул, яко дикий зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой, и паки в голову, и сбил меня с ног, и, чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши, по той же спине семьдесят два удара кнутом».

    «Сын Иван — невелик был — прибрел ко мне побывать после Христова рождества, и Пашков велел кинуть в студеную тюрьму, где я сидел: начевал милой и земерз было тут. И на утро опять велел к матери протолкать. Я ево и не видал. Приволокся к матери,— руки и ноги ознобил.

    Этот приём, когда переносятся признаки животного на человека, называется зооморфизмом. В каждой лингвокультуре за каждым животным закрепляются свои признаки и характеристики.

    - Какие черты характера подчёркивает таким сравнением Аввакум?

    (Лиса – аллегория хитрости в русской лингвокультуре, волк – злобы, а белый медведь – хищности, жестокости)

    - Зачем используется этот приём? (Показать абсурдность самой ситуации раскола – люди уподобляются зверям).

    - Обратимся ещё раз к тексту № 1 (Приложение №3). Только ли хищным и жестоким мы видим здесь Пашкова? Где, в каких словах чувствуется другое отношение автора к воеводе?

    (Пашков – враг, «медведь морской белой», но и человек, который «задумался, плакать стал, кручинится и вздохня говорит».)

    - Как раскрывается личность Аввакума в данном описании?

    ( Сочувствие герою, сострадание, умение понять другого, даже врага. Академик Лихачёв, который хорошо знал древнерусскую литературу, говорил, что одна из важнейших черт русского человека – доверие другому и умение видеть в нём что-то положительное.)

    - Тогда, может быть, есть ещё одно объяснение, почему белый медведь?

    (Он седой – ему 50 или даже за 50 лет. Упоминание о седине противника, злодея совершенно необычно. Древнерусские авторы и иконописцы обычно отмечали седину достойных людей, страдальцев. В этом эпизоде страдальцем выглядит Пашков. Только что вернулся с неудачного похода по Даурии его сын Еремей, израненный и чудом один из всего отряда оставшийся в живых. Пашков идёт к сыну, «яко пьяный с кручины».

    Седина показывает стареющего, страдающего, вдруг посмиревшего человека. И окружён в этот момент Пашков смиренными людьми: кланяющимся Аввакумом и сыном, который «был разумен и добр человек».

    Но каков Аввакум! Увидел человеческое в злодее! И это ещё одна особенность «Жития» Аввакума: лирический подход к человеку.

    - Чей ещё образ, яркий, незабываемый, запечатлел Аввакум в «Житии»? (Анастасии Марковны, жены протопопа)

    - Это первый женский образ в житийной литературе. Ещё одно новаторство.

    - Обратимся к двум эпизодам. (Приложение № 3, текст 2 и 3). Эпизоды читаем по ролям.

    - Какой вы видите здесь Марковну? (Текст 2).

    Это женщина с сильным характером, терпеливая, верящая человеку, предназначенному ей судьбой. Во втором эпизоде (текст 3) мы видим её готовной на страдания.

    - Действие в книге разворачивается в двух основных пространствах. Одно пространство замкнутое, находящееся как бы на расстоянии вытянутой руки протопопа (заключение в темницу Андроньева монастыря (зачитать, стр. 23)

    - Какой традиционный для жанра жития приём использует здесь Аввакум? (Чудо явления ангела)

    «Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, – сиречь есть захотел, – и после вечерни ста предо мною, не вем – ангел, не вем – человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и лошку в руки дал и хлебца немношко и штец дал похлебать, – зело прикусны, хороши! – и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплениюДа и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только – человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца – везде ему не загорожен»

    - Другой тип художественного пространства в «Житии» - это огромный мир, в который заброшен Аввакум с семьёй. Опишите, на каком фоне, пространстве происходит диалог Аввакума и Марковны в тексте 3 (Приложение № 3) (Зима, холод, лёд)

    - Каким кажется человек? (Фигурка человека, брошенного в ледяную равнину, кажется маленькой).

    - Посмотрите, там, в темнице, - он одинок – «токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат», здесь – он маленький, беззащитный, но, несмотря ни на что – «до самые до смерти».  

    -Пейзажные зарисовки Аввакума, с одной стороны, противопоставляют природу и человека, а с другой стороны, показывают нам человека сильного, который все несчастья принимает как должное, не озлобляется, как и подобает смиренному сыну Бога.

    - Что можно сказать о человеке, который мёрз, голодал, страдал, а запомнил и через 10 лет описал в Пустозерской ссылке дождь и снег, вершину дерева, сияющую звезду? Как раскрылся с этой стороны Аввакум?

    (Аввакум – человек, не равнодушный к природе. Эти описания говорят о глубокой впечатлительности автора. Природа постоянно описывается в воспоминаниях Аввакума даже там, где она «необязательна» или «неуместна» с точки зрения житийных канонов.

    Можно отметить ещё одну особенность данного «Жития»: его литературный талант имел своеобразную «природоведческую» сторону.

    - Несмотря на то, что описываются трагические события из жизни автора, в какой-то момент мы улыбнулись, читая текст 3. Аввакум умел посмеяться над собой.

    Читаем текст 4 (Приложение №3)

    В «Житии» герой не только страдалец. Автор заставляет героя преодолеть все испытания с помощью юмора, насмешки, издевательства над своими мучителями.

    - Подведём итоги нашим наблюдениям над языком «Жития». В чём новаторство?

    1. Автобиографическая повесть

    2. Микробиографии

    3. Первый женский образ в житийной литературе

    4. Лирический подход к героям

    5. «Природоведческая» сторона таланта Аввакума

    6. Юмор, насмешка в описаниях

    7. «Русский природный» язык Аввакума. Своё «вяканье», «ворчанье» противопоставил литературному языку как языку официальной церкви.

    - Что вы можете сказать о личности Аввакума, учитывая все наши наблюдения и находки?

    Бунтарь, который идёт до конца, философ, лирик, яростный, нетерпимый, но человечный, умеющий сопереживать, высокий дух, верность своим идеям. Жизнелюб. Цельная натура.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа к учебнику Семакина информатика и ИКТ 8-9 класс 2 часа

    Программа к учебнику Семакина расчитана на 2 часа в 8 и 9 классах...

    Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.

    Урок включает в себя методы ИКТ,  технологию объяснительно - иллюстрированного обучения,  технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...

    Конспект открытого урока по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)

    Урок по теме: «Протопоп Аввакум как языковая личность. Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» (8, 9 класс) (2 часа)...

    Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс

    Цель урока: формировние представления о лексическом  и грамматическом богатстве имени существительном....

    Конспект открытого урока по теме "Одежда и мода" в 8-м классе.

    Конспект  был разработан на основе материалов УМК "Английский в фокусе" для 8 класса авторов В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулиной и  представлен на открытом уроке для учителей английского...