Модуль "Анализ эпизода"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

В процессе работы над учебными элементами учащиеся на практике овладевают :

знанием

- времени (точное или примерное) появления произведения, основных характерных черт общественной и культурной жизни тех лет;

- основных литературных течений и направления, разнообразия жанров;

- значения литературоведческих терминов  (тема, идея, пафос, конфликт, элементы сюжета и композиции, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, синоним, антоним, архаизм, неологизм, герой,  авторская характеристика, самохарактеристика,  взаимохарактеристика, портрет, диалог, пейзаж и т.д.).

умением:

- определить границы эпизода;

- выявлять его основную мысль, озаглавливать эпизод в соответствии с основной мыслью;

- выразительно прочитать, выделить «ключевые», опорные слова;

- определить идейное содержание и жанровое своеобразие произведения;

- выделить из текста художественные приемы и поэтическую лексику, использованные автором для выражения идеи ;

- определять роль эпизода для раскрытия характера героя и объяснять, как эпизод помогает понять смысл произведения;

- написать связный текст, раскрывающий ТВОЕ (!) отношение к данному эпизоду, твое понимание места и роли данного эпизода в произведении, 

а также

умением увидеть:

- своеобразие и красоту эпизода;

- художественное мастерство автора;

- эстетическое и нравственное воздействие отрывка из художественного произведения на читателя.

ученики развивают:

- навык анализа эпизода из художественного произведения;

- умения письменно излагать свои размышления;

- методический навык (самоконтроль и взаимоконтроль).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_analiz_epizoda.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода.                                        

М

УМ

                                  Задания

Контроль

                 Тема: «Анализ эпизода художественного произведения»

УЭО

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

ЗНАТЬ

- время (точное или примерное) появления произведения, основные характерные черты общественной и культурной жизни тех лет;

- основные литературные течения и направления, разнообразие жанров;

- значение литературоведческих терминов  (тема, идея, пафос, конфликт, элементы сюжета и композиции, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, синоним, антоним, архаизм, неологизм, герой,  авторская характеристика, самохарактеристика,  взаимохарактеристика, портрет, диалог, пейзаж и т.д.).

УМЕТЬ:

- определить границы эпизода;

- выявлять его основную мысль, озаглавливать эпизод в соответствии с основной мыслью;

- выразительно прочитать, выделить «ключевые», опорные слова;

- определить идейное содержание и жанровое своеобразие произведения;

- выделить из текста художественные приемы и поэтическую лексику, использованные автором для выражения идеи ;

- определять роль эпизода для раскрытия характера героя и объяснять, как эпизод помогает понять смысл произведения;

- написать связный текст, раскрывающий ТВОЕ (!) отношение к данному эпизоду, твое понимание места и роли данного эпизода в произведении.

УВИДЕТЬ

- своеобразие и красоту эпизода;

- художественное мастерство автора;

- эстетическое и нравственное воздействие отрывка из художественного произведения на читателя.

РАЗВИВАТЬ

- навык анализа эпизода из художественного произведения;

- умения письменно излагать свои размышления;

- методический навык (самоконтроль и взаимоконтроль).

УЭ1

Цель: познакомиться с эпизодом из художественного  произведениям, понять содержание, выделить опорные слова.

Задание №1.

- прочитать внимательно эпизод;

- определи его границы; за чем он следует и что последует потом;

- найти опорные слова, которые помогают понять содержание текста.

УЭ2

Цель: написать вступление к сочинению, сделать реально-биографический и фактический комментарий (вспомнить характерные черты времени создания  произведения).

Задание №1. Вспомни, что ты знаешь

- об истории создания произведения (место, время);

- о том, что волнует автора в то время (проблемы личные и общественные);

-  об отношении к  этим проблемам окружающих его людей, обществ в целом;

- о прототипах образов;

- о том, кому посвящено произведение,

- о времени публикации;

- о названии (необычности, оригинальности).

Задание №2.

Вспомни:

-  к каким литературным течениям и направлениям можно отнести творчество этого автора:  - классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, символизм;

- кто автор: драматург, сатирик, юморист…….;

 - каков жанр произведения: роман, повесть, драма и т.д.- и основные особенности жанра.

Избегай повторов, используй следующие синонимы:

Автор, художник слова, писатель, мастер слова, классик, создатель (авторский голос и речь автора);

изображает, описывает, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отвечает, выделяет, воспроизводит, воссоздает, рисует, дает набросок, воспевает, прославляет, поднимает, разоблачает, высмеивает, иронизирует, чувствует, радуется, волнуется, восхищается, негодует, знает, понимает, догадывается, видит, замечает, выделяет, вдохновляет, воодушевляет, увлекает, мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д.

см. сответств. раздел биографии  автора в.учебнике.

УЭ3

Цель: определить идейно-тематическое содержание эпизода.

Задание №1.

Прочитай эпизод еще раз, расставляя логические ударения.

Задание №2. Определи тему:

- о чем пишет автор;

- что является главным в описанном сюжете, эпизоде, пейзаже, лирическом или философском размышлении;

- можно ли говорить о многоплановости, нескольких темах, т.е. есть ли тема главная и второстепенная;

- не забывай использовать вводные слова (на первый взгляд, кажется, представляется, по мнению, с точки зрения, во-первых и т.д.);

- используй в своих рассуждениях такие конструкции, как

…перефразируя, я бы мог сказать…

…сразу же захватывает читателя…

…хочется понять, что…

…можно предположить, что…

Задание №3. Определи главную мысль эпизода  (зачем, с какой целью автор включил его в произведение).

ВНИМАНИЕ! Вспомни правила цитирования.

Исп. словарь литературоведческих терминов или предложенные таблицы

УЭ4

Цель: определить особенности композиции эпизода.

Задание №1.

-. Вспомни, как до этого момента развивался сюжет. Как подготовлено появление этот эпизода развитием действия?

-  Прослеживается ли сюжет в данном эпизоде? Можно ли выделить завязку, кульминацию, развязку действия.

- Обратите  внимание на  смену чувств и настроений действующих лиц, проанализируйте их поступки. Чем они вызваны?

- Определите элементы, не входящие в сюжет (если они есть). Объясните их присутствие  ( диалог, пейзаж, интерьер и т.д.)

- Найдите авторское объяснение чувств, мнений, действий персонажей. Как считаете вы?

Задание №2.

Используй, по необходимости, при определении особенностей композиции следующие  выражения:

Перед моими глазами встает….Часто наблюдается …  Одно из интересных… Когда я впервые внимательно прочел… Неторопливо, размеренно, раздумчиво, свободно и естественно  движется…  Спокойствие сменяется … В каждой строчке чувствуется… Так постепенно автор переходит к… Первые строки… Но уже в следующих строках… Резкая смена интонации ведет … Нет, не случайно автор…

Исп. словарь литературоведческих терминов или предложенные таблицы

УЭ5

Цель: определить художественные приемы, использованные автором для выражения идеи.

Задание №1. Выдели образ повествователя:

-от какого лица идет речь;

-покажите мысли, чувства, душевное состояние, настроение повествователя  (автор делится сокровенными думами, желаниями, чувствами…, печалится о…, радуется и т.д.);

-есть  ли конфликт между действующими лицами;

-на чьей стороне симпатии автора;

- найдите авторские характеристики персонажей;

- используется ли прием самохарактеристики и взаимохарактеристики  персонажей, с какой целью;

- использует ли повествователь портретные характеристики, на какие детали портрета он обращает внимание?-

-обрати внимание на следующие слова и словосочетания, которые можешь использовать в своем тексте

 (в этих строчках выражено …….отношение;  утверждающие, отрицающие интонации; ощущение печали, торжественности, отчаяния, тоски, скорби;

убежденность в правоте, в конечной победе  разума, любви, справедливости, жизнеутверждение, открытие прекрасного, проникновенный лиризм, трезвый, реалистический …. романтический взгляд).

Исп. словарь литературоведческих терминов или предложенные таблицы

УЭ6

Цель: понять, какие выразительные средства языка и синтаксические средства помогают автору донести до читателя основную мысль, о каких чертах дарования они говорят.

Задание №1. Выдели в тексте красочные слова, словосочетания, предложения, при помощи которых автор воздействует на твои мысли, чувства (эмоции читателя), т.е. определи художественные приемы, изобразительные средства, поэтическую лексику ( метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, символы, аллегория, синонимы, антонимы, архаизмы, славянизмы, неологизмы, оксюмороны).

 Задание №2. Выдели речевые особенности : эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллинг, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание, необычное построение строки, свободное построение фраз, прерванность предложений, неполное предложение, необычные знаки препинания.

Задание №3. проанализируй все выделенные тобой художественные особенности текста и ответь на вопросы:

-с какой целью автор использует эти художественные средства?

-Каковы особенности этих тропов?

-О каких чертах таланта этого поэта они говорят?

-В чем особенность стиля данного автора, данного текста?

Задание №4. Используй, по возможности, для логического соединения предложений в работе следующие словосочетания:

Эмоциональности и образность языка,  особенности авторской  интонации, проникновенный лиризм, задушевности и доверительности тона,

сдержанная эмоциональности и драматизм, поэтичная картина, публицистичность стиля, художественные средства, аргументы, контрастные интонации,  четкий ритмический рисунок фразы, утверждение бесценности человеческой жизни, неповторимый художественный мир,

нравственные, политические проблемы и т.д.

При затруднении обращайся к «Словарю литературных терминов» или к справочным материалам, предложенным учителем

УЭ7

УЭ8

Цель: определить роль эпизода для раскрытия характера героя.

Задание №1.

- Что нового мы узнали о герое произведения, как он раскрылся перед нами?

- Какие изменения претерпели его взаимоотношения с другими персонажами?

- Как события, описанные в эпизоде, повлияли на дальнейшее развитие сюжета?

 Цель: сформировать личное отношение читателя к изобрааженному ( в качестве заключения).

Задание №1. Сформулируйте свое отношение к персонажам, изображенным в данном эпизоде, их поступкам  и высказываниям:

-нравятся ли, вызывают ли уважение, восхищение;

-вызывают негодование, неприятие;

-ты сочувствуешь им, сопереживаешь;

-радуешься, любуешься (красотой, чувствами, величием духа и т.д.)

ВНИМАНИЕ! В этой части работы попробуй строить предложение, начиная их словами:

Я любуюсь…

Я сопереживаю…

Мои ощущения (впечатления) совпадают с…

Вместе с героем (с автором, драматургом )…

Я настраиваюсь…

Задание №2. Дай эстетическую, нравственную оценку прочитанному эпизоду, используя при необходимости, следующие словосочетания:

естественность и человечность отношений,

 я разделяю (не разделяю, мне непонятны) мнение автора, его оценку(а)  действий, мыслей чувств и настроений героя;

переживания героя совпадают с моими чувствами,

вызывают ассоциации с событиями моей жизни,

 помогают понять, определить мое отношение к событиям эпохи, войне, традициям народа, революции, проблемам современности,

 воспитывает…

Приложения.

.Тема – предмет изображения, который объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события в реальной жизни, которые отражены в произведении; выд. Актуальная (созвучная основным проблемам времени) и малоактуальная, общественно-значимая (широкая)и частная (локальная). Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем – тематика произведения (линии развития темы, намеченные писателем, и образующие ее целостность). Проблема – основной вопрос, сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения , уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости…) Проблематика – перечень проблем, затронутых в произведении. (Они  могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме).

 Конфликт - в основе сюжета; столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; К. может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; быть явным и скрытым. Ступени развития конфликта отражают элементы сюжета.

Идея художественная – сущность отношения писателя к жизни;  обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому.

И.- вопрос (значение произведения определяется остротой поставленных проблем; их решение – вне произведения и зависит от времени, от позиции читателя и т.п.)

И. – ошибка  (ошибочный вывод писателя, сделанный им на основе рассмотр.  Материала)

И. – ответ (верное и глубокое освещение поставленной проблемы, ее анализ, выводы)

И. авторская – истолкование, которое автор дает наблюдаемым и отображаемым фактам жизни; их субъективная оценка (может соответствовать  и не соответствовать читательскому пониманию жизни; может быть прогрессивной или ограниченной).

И. объективная – объективное истолкование представленного в произв.  Писателем материала (богатство реального содержания может быть шире выводов, сделанных автором)

И. художественная по содержанию отличается степенью глубины авторского понимания отраженных им явлений жизни и мерой исторической правдивости «приговора», который А. Выносит отраженному им явлению жизни.

Пафос - от греч., обозн.  «страдание, воодушевление, страсть»; эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое страстное чувство)

П. – утверждающий

        Отрицающий

        Оправдывающий

        Возвышающий

П. – героический (стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига);

  • Драматический (чувство страха  и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание персонажам , чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели);
  • Трагический (высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает у читателей острейшее чувство сострадания и катарсиса (очищения через страдание);
  • Сатирический ( негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной и частной жизни человека);
  • Комический – юмор (насмешка над безобидными комическими противоречиями; смех, соединенный с жалостью)
  • Сентиментальности (повышенная чувствительность; умиление, способность к сердечной рефлексии)
  • Романтический ( восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу)

Фабула - основной конфликт, который разворачивается в событиях;

Конкретное развитие событий;

Само повествование о «предмете» (т.е. композиционная сторона произведения)

Сюжет - ход событий; основная схема событий в последовательности их развития; развитие действия; «предмет» или предметная сторона повествования – то, о чем повествуется.

С. хроникальный – может излагаться в прямой хронологической последовательности, с отступлениями в прошлое – ретроспективами – и «экскурсами» в будущее, в преднамеренно измененной последовательности.

С. может также строиться по концентрическому принципу ( в основе – единый конфликт, в развитии которого есть завязка, кульминация и развязка)

Т.о., С. – это завершенное событие, имеющее экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о события прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие .

Экспозиция – условия, которые вызвали к жизни конфликт (общий фон действия).

Завязка – событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события.

Развитие действия – ход событий.

Кульминация – решающее столкновение борющихся  сил.

Развязка – положение, которое создалось в результате развития всего действия.

Эпилог – заключительная часть произведения,  в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев;  иногда дается оценка изображенному; это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

Вводные эпизоды (вставные) – не связанные непосредственно с сюжетом; события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями.

Лирические отступления (авторские: собственно лирические, философские и публицистические) – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-то поводу или объяснение своей цели, позиции).

Художественное предварение – изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий

.

Художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.

Приемы создания художественного образа человека

  • внешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм,  портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;
  • психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; особое значение имеет изображение «диалектики души», то есть движения внутренней жизни героя;
  • характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи;  характеристика  героя через его действия и поступки в системе сюжета;
  • прямая авторская характеристика – она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической);
  • характеристика героя другими действующими лицами;
  • сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им;
  • изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);
  • изображение  социальной среды , общества, в котором живет и действует персонаж;
  • изображение природы – помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;
  • художественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали – символы);
  • наличие или отсутствие прототипа.

Виды образов – персонажей;

  • лирические: в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии);
  • драматические: в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», то есть автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произв.)
  • эпические: автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

Персонажи могут группироваться по классовому признаку, по сущности, по сюжетной роли, на основе их непосредственного участия в конфликте.

        Система персонажей – способ выражения идейного и художественного замысла  автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и, в конечном счете, на окружающую действительность.

        Чем сложнее, масштабнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако на основные тенденции можно указать.

                          Система персонажей реалистического произведения

                         Вершинная система

Система равнозначных образов

Незамкнутая система

Идеально – вершинная

-восходит к романтизму;

-диктует наличие одной сюжетной линии («Герой нашего времени», «Отцы и дети»)

С другими тенденциями

при  одном главном герое возможны параллели – персонажи-двойники, или тяготение к равноценности с другими героями; обычно возникают другие сюжетные линии при наличии основного конфликта («Горе от ума», «Преступление и наказание»)

-представляет очень широкие возможности и, следовательно, очень распространена в реалистическом романе;

  • несколько равноценных сюжетных линий;
  • несколько конфликтов;
  • возможно наличие систем с другими типами организации

(«Евгений Онегин», «Воина и мир»)

  • -восходит к жанру путешествий (сентиментализм);
  • - композиция «нитка бус»;
  • - потенциально бесконечное число персонажей;
  • - движение во времени («Очарованный странник»);
  • - движение в пространстве (« Мертвые души»)

                                                                   Отношения между персонажами

Параллелизм

-продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого

 ( князь Андрей – Пьер);

- повторение судьбы одного персонажа  в судьбе другого (мать Татьяны Лариной – ее няня – сама Татьяна);

- персонажи-двойники у Достоевского

«Скреще

ние судеб»

Раскольников – Мармела

дов,

Наташа – князь Андрей

Противопо-

ставление- антагонизм

Прямое столкнове-

ние (Базаров – Кирсанов)

«Крещендо»

возрастание свойств

Коробочка – Ноздрев – Плюшкин;

Может доходить

 до гротеска

 (Молчалин –

Загорецкий –

 Фамусов –

 Тугоуховские)

«Случайный персонаж»

не вступает ни в какие отношения с действующими лицами; цель его введения – жизнеподобие или создание определенной атмосферы. Иногда отношения с другими персонажами (контраст, параллель) глубоко скрыты (молодой человек в начале «мертвых душ», утопленница в «Преступлении и  наказании»; некоторые герои в пьесах Чехова)

  • персонаж-цитата
  •  
  • вызывает литературные реминисценции; в сферу внимания читателя включается система персонажей другого произведения (Берг -–Молчалин);
  • может вызывать исторические ассоциации; возникает взаимодействие
  • с прототипом
  • (Наполеон, Кутузов).

        

Указанные системы персонажей обычно осложняются взаимоотношениями отдельных действующих лиц, так, например, в рамках незамкнутой системы могут встретиться персонажи, противопоставляемые друг другу (Ноздрев – Собакевич) и т. п.

        В драматическом произведении велика роль упоминаемых, или внесценических, персонажей. Такие персонажи, не входя в систему действующих лиц, тоже вступают  в определенные отношения с ними. Подобные персонажи характерны и для реалистической прозы: Сонечка в романе Гончарова  «Обломов», Покорский в романе Тургенева «Рудин», Марфа Петровна в романе Достоевского «Преступление и наказание»…

        Чем больше взаимосвязей выявляется у персонажа, тем ярче высвечивается его многогранность и раскрывается сложность характера. Поэтому по мере развития литературы осложнялись взаимоотношения внутри системы персонажей:

        -в классицизме главенствующим было разделение героев на «+» и « - «;

        -в романтизме – вершинная система выступала почти в чистом виде;

        -в реализма же используются        все варианты систем, осложненные подсистемами и непростыми связями между действующими лицами.

                                                                      ИНТЕРЬЕР

Интерьер как средство характеристики персонажа

Интерьер – место действия

Интерьер, влияющий на развитие действия

Интерьер «самоценный»

Наиболее распространенные приемы в художественной системе реализма. Интерьер как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели-реалисты ( вслед за Пушкиным) поняли, как много вещь может рассказать о своем владельце. Первоначально освоение интерьера как средства характеристики персонажа шло по пути увеличения детализации описаний. Позже (2 половина 19 века) к отбору деталей стали подходить строже. Описания сократились – роль художественной детали возросла.

Деталь приобретает символическое значение (кремовые шторы у Турбиных; свеча в «Докторе Живаго»).

Создается определенная атмосфера в целом (комната-гроб у Раскольникова).

Влияет на поступки персонажей (шкаф и детская в «Вишневом саде»)

Часто использовался в произведения писателей натуральной школы.

Встречается при описании вымышленных миров

( Алюминиевые дворцы Чернышевского).

Используется для создания исторического колорита

 (см. Загоскин, Лажечников)

           

ИНТЕРЬЕР МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕН: развернуто ; в качестве выразительных деталей.

ИНТЕРЬЕР  МОЖЕТ  ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:

Социальный статус (богатство – бедность, аристократизм – мещанство, образованность – невежество);

Черты характера (самостоятельность – стремление к подражанию, наличие вкуса – безвкусица, практичность – бесхозяйственность);

Сферу интересов взглядов (западничество – славянофильство, любовь к чтению – безразличие к нему, род деятельности – бездеятельность).        

                                                                                                                                                             ПЕЙЗАЖ

Лирический

Не связан напрямую с развитием сюжета

Пейзаж, необходимый для развития действия

Пейзаж – символ

Пейзаж самоценный

Вымышленный (фантастический) пейзаж в контексте реалистического произведения

Собственно лириический

П. Настроения

Используется в развитии внешних событий (описан автором или от лица героя). Играет роль в духовной жизни персонажей (описан автором или от лица героя)

«Поднятая целина» Шолохова и др.

Исследовательский подход «натуральной школы»

Экзотический пейзаж

романтиков

Создание вымышленного художественного мира (Салтыков-Щедрин, Чернышевский);

Сны и иллюзии персонажей (Достоевский)

Выражение чувства автора

Обращение к эмоциям читателей; использование литературных реминисценций

-информативно-познавательная функция;

-создание иллюзии достоверности, реальности

Метафоричность, гиперболизация; использование риторических приемов и ритмизированной прозы; в произведении необходим для создания атмосферы, настроения как важный элемент художественного мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Анализ эпизода из романа «Обломов» «Отъезд Штольца из родительского дома»

Цели урока:1.Обучающая: на примере эпизода  II  части главы романа Гончарова «Обломов» научить учащихся анализировать текст, видеть в нём личность автора, идею произведения. Формирован...

Обучение анализу эпизода

Презентация знакомит учащихся с элементами анализа эпизода на примере материала  романа А. С.  Пушкина " Дубровский"....

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...