Открытый урок на областной семинар «Столкновение добра и зла…» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пономарева Нелли Ивановна

Методическая карта урока

I. Организация класса. Введение в ситуацию общения.

1. Коммуникативная задача: по предлагаемой информации догадаться о ситуации общения.

2. Социальная форма взаимодействия: учитель- класс (работа учащихся по собственной инициативе).

3. Предметный результат: интерпретация текста романа, сопоставительный анализ героев: Дубровского, Троекурова, объяснение слов: штаб-лекарь, генерал-аншеф, псарь, холоп, поручик и других.

Метапредметный результат: формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД).

II. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися.

III.Коммуникативная задача (в группах рассказать о темных и светлых сторонах личности героев).

 

1. Предметный результат: развитие навыков диалогической речи, развитие навыков ведения дискуссии.

2. Метапредметный результат: формирование личностных универсальных учебных действий (УУД), познавательных УДД (постановка и формулировка проблемы), регулятивных УДД (прогнозирование).

3. Предполагаемый результат этапа: создание эмоционального настроя, прогнозирование хода обсуждения, постановка проблемы.

IV. Активизация лексико-грамматического материала

 

1. Коммуникативная задача: запросить и понять полученную информацию.

2. Социальная форма взаимодействия: ролевая игра:

лингвисты и литературоведы задают вопросы командам: одна из групп представляет только светлое; другая  представляет только темное начало в каждом персонаже.

3. Предметный результат: тренировка умения обобщения, развитие навыка диалогической речи.

4. Метапредметный результат: формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), регулятивных УДД (самоконтроль), познавательных УДД (работа с текстом произведения).

5. Предполагаемый результат: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение работать с различными видами информации, представление и обобщение материала.

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

1. Коммуникативная задача: проанализировать и оценить свою деятельность на уроке.

2. Социальная форма взаимодействия: самостоятельная работа каждого ученика

3. Метапредметный результат: формирование регулятивных УДД (самооценка) при помощи личностных УДД.

4. Предполагаемый результат: подведение итогов урока, анализ и оценка собственной деятельности на уроке и урока в целом.

Необходимо в ходе урока дать ответы на два проблемных вопроса:

  1. Нужно ли читать произведения А.С. Пушкина о далеком прошлом? Почему ?
  2. Какие уроки извлекли вы из данного произведения?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_seminar_6_kl.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок литературы в 6 классе

Тема.  Тема: «Столкновение добра и зла…» ( по роману А.С. Пушкина «Дубровский») (Слайд 1)

Методическая карта урока

I. Организация класса. Введение в ситуацию общения.

1. Коммуникативная задача: по предлагаемой информации догадаться о ситуации общения.

2. Социальная форма взаимодействия: учитель- класс (работа учащихся по собственной инициативе).

3. Предметный результат: интерпретация текста романа, сопоставительный анализ героев: Дубровского, Троекурова, объяснение слов: штаб-лекарь, генерал-аншеф, псарь, холоп, поручик и других.

Метапредметный результат: формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД).

II. Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися.

III.Коммуникативная задача (в группах рассказать о темных и светлых сторонах личности героев).

1. Предметный результат: развитие навыков диалогической речи, развитие навыков ведения дискуссии.

2. Метапредметный результат: формирование личностных универсальных учебных действий (УУД), познавательных УДД (постановка и формулировка проблемы), регулятивных УДД (прогнозирование).

3. Предполагаемый результат этапа: создание эмоционального настроя, прогнозирование хода обсуждения, постановка проблемы.

IV. Активизация лексико-грамматического материала

1. Коммуникативная задача: запросить и понять полученную информацию.

2. Социальная форма взаимодействия: ролевая игра:

лингвисты и литературоведы задают вопросы командам: одна из групп представляет только светлое; другая  представляет только темное начало в каждом персонаже.

3. Предметный результат: тренировка умения обобщения, развитие навыка диалогической речи.

4. Метапредметный результат: формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), регулятивных УДД (самоконтроль), познавательных УДД (работа с текстом произведения).

5. Предполагаемый результат: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение работать с различными видами информации, представление и обобщение материала.

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

1. Коммуникативная задача: проанализировать и оценить свою деятельность на уроке.

2. Социальная форма взаимодействия: самостоятельная работа каждого ученика

3. Метапредметный результат: формирование регулятивных УДД (самооценка) при помощи личностных УДД.

4. Предполагаемый результат: подведение итогов урока, анализ и оценка собственной деятельности на уроке и урока в целом.

Необходимо в ходе урока дать ответы на два проблемных вопроса:

  1. Нужно ли читать произведения А.С. Пушкина о далеком прошлом? Почему ?
  2. Какие уроки извлекли вы из данного произведения?

Правила игры:

Все учащиеся делятся на пять групп.

Количество учащихся в группе – по количеству заданий.

Организация пространства: количество игровых столов – 5

Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана.

Вопросы задаются одновременно всем командам, обсуждаются и с ответом выступает один представитель группы. Условие: каждый должен ответить на один вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, названия групп.

Эпиграф:  (Слайд 1)     Удались от зла, и сотвори благо…

А.С.Пушкин

Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное. А.С.Пушкин

Слово учителя: Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье…. Как отразилась эта мысль на картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»? (Слайд 2)

Поистине пути людские неисповедимы…. Между чем приходится нам выбирать в жизни? Как не ошибиться в выборе?

Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?

Итак:  «Пути людские неисповедимы…» (Слайд 3-4)

- Имеют ли эти слова отношение к роману?

- Какая мысль высказана в эпиграфе?

- Какова цель нашей встречи с героями? (Мы должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить их нравственные ориентиры). Помогут нам в достижении цели группы исследователей:

  1. «Благородное дворянство»
  2. «Дикое барство»

Задание 1 (Слайды 5-7). Представление героя. (Внешний облик, имя, толкование, род занятий, защита семейного герба)

4 группы представляют своих героев: Троекурова, Дубровского-отца и сына, Машу Троекурову, а группа литературоведов делает вывод: люди как люди, живущие своими заботами, строящими жизнь согласно своему внутреннему миру, своим принципам.

Учитель: Почему мирная жизнь, согласие, царившее между товарищами, рушится? Что явилось причиной их конфликта? (Ссора на псарне)

Зло – начало всей цепи событий. Много есть добра в жизни человека, но много и зла. Много его и на пути героев романа.

Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий. Это задание под силу только внимательным читателям.

Слайд 8.

«…батюшка скончался»;

«…будущее для него являлось покрытым грозными тучами»;

«…до сна ли нам? До чего дожили, кто бы подумал?»

«…кровля рухнула, и крики утихли»;

«она не могла поверить, что жизнь её была навеки скована»;

«выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены»

Физкультминутка  (Слайд 9)

Задание 2. Какой путь выбирает в этой ситуации каждый из героев? Опираясь на текст, докажите это. Что для них честь, а что бесчестье?

1 группа доказывает благородство поступков Владимира Дубровского на примере рассказа Глобовой. (Для Владимира Дубровского честь – защитить свою семью, бесчестье – обидеть невинного)

2 группа рассказывает эпизод «Ссора на псарне». Кто прав в этой ситуации?

(Для Андрея Гавриловича Дубровского честь – доброе имя, высокие моральные качества, незапятнанная репутация; бесчестье – быть оскорблённым, не защитить себя).

3 группа рассуждает на вопрос: когда Маша обратила внимание на Дубровского как на человека? (Для Маши честь – соблюдать правила светской жизни, бесчестье – идти против общества).

4 группа представляет увеселения Троекурова. (Для Кирилла Петровича честь – почёт и уважение, бесчестье – стерпеть замечание от менее богатого).

 Учитель:

Итак, мы доказали, что зло в романе является началом цепи событий. Но что лежит в основе зла? В основе поступков, ставших причиной несчастья других? Какие чувства стали ведущими и подтолкнули к недоброму действию?

5 группа литературоведов делает вывод: (Слайд 10)

- зависть;

- гордыня;

- вседозволенность;

- эгоизм;

- месть;

- ненависть;

Учитель:

Такой выбор сделали герои. Зло проникло в их сердца. А если зло не пресечь сразу, оно разгорается с ещё большей силой. Докажите это, используя рисунки-символы.

Слайд 11. Литературоведы объясняют смысл рисунков-символов на схеме:

- спички – символ неожиданно вспыхнувшей ссоры между Троекуровым и Дубровским;

- перо и чернильница – символ продолжения неприятной истории: обмен между поссорившимися помещиками недобрыми письмами; именно чернильницу Дубровский бросает в судебного заседателя;

- топор является символом разрастания зла: ссора между старинными друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей. Топор мы видим в руках Архипа-кузнеца;

- пламя – символ ссоры, превратившейся в неуправляемую стихию: горит дом Дубровских, погибают заседатели;

- замок – символ несвободы и безысходности: под замком оказываются заседатели, и это предопределило их судьбу; под замком держит Троекуров свою дочь, и оттого её судьба несчастна; у Владимира Дубровского тоже нет ни свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы;

- ружьё – ещё один символ зла: оружие в руках Дефоржа и в руках разбойников;

- вопросительный знак – последний символ на схеме. Зло,  не пресечённое сразу, разгорелось, дальнейшее развитие  событий становится непонятным и неконтролируемым.  

Какой же выход предлагает писатель?

Слайд 12 «Удались от зла, и сотвори благо!»

Задание 3.  Кто из героев последовал этому совету?

1 группа – рассказ о Владимире Дубровском, отказавшемся от мести;

2 группа – о судьбе Андрея Дубровского, о его смерти;

3 группа – о Марии Кирилловне, сохранившей добрые отношения с отцом ценой своего несчастья;

4 группа – о Троекурове, в котором зло победило, а ростки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды и спеси;

5 группа – рассказ о спасении кошки Архипом-кузнецом, в котором всё-таки победила доброта;

Учитель: Какие нравственные ориентиры помогли героям не подчиниться злу, найти свою дорогу в жизни?

Составляется словарь нравственных ценностей:

Слайд 13.

- добро;

- ответственность;

- любовь;

- благородство;

- совесть;

 -Поместите их в словарик нашего урока. Пусть они будут для вас спасительными маячками, помогающими найти правильное решение.

Задание 4. Слайд 14-16. Обозначьте дороги жизни каждого героя через различные творческие формы.

1 группа – составить синквейн о Владимире Дубровском;

2 группа  - составить «Фишбоун» о Дубровском-отце;

3 группа – написать письмо Маше от имени Владимира Дубровского;

4 группа – составить кластер на героя романа Троекурова;

5 группа – представить «Дерево предсказаний» о судьбах героев романа;

Заключение

Вы только вступаете на большую дорогу жизни, и вам, вероятно, не раз придётся оказаться на распутье. Возьмите в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа. Не оступитесь, не потеряйте своих нравственных ориентиров, найдите ту дорогу, которая в глубине вашей души. Помните, что дороги неисповедимы, и пусть больше будут они наполнены добром, нежели злом.

Домашнее задание. Написать сочинение:  «Каким я вижу будущее Дубровского?»

Примерные варианты творческих работ:

I. «Синквейн»: Владимир Дубровский

1.Дворянин, сын, разбойник;

2.Бедный, любящий, благородный;

3.Мстит, страдает, любит;

4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше»

 II.   «Фишбоун»

                              Прямота               благородство         человечность

Человек чести и достоинства

Черты характера А.Г.Дубровского

                         Высказывает свои мысли    честен      защищает крестьян

3.Письмо Дубровского к Маше.

Дорогая Мария Кирилловна! Я благодарю судьбу за то, что однажды увидел Вас. С того дня жизнь моя была подвластна вашей воле. Но дороги наши расходятся, наверное, это Божья воля. Я не устаю восхищаться вашим благородством, верностью данной клятве. Честность, сила духа ещё более возвышают Вас в моих глазах.

Будьте счастливы.

Прощайте.

Владимир Дубровский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

тема добра и зла в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Данная презентация является дополнительным материалом к уроку "Тема добра и зла в романе Дубровский". Наглядно представлены образы главных героев, образы-символы добра и зла. Учащимися подготовлены пр...

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....

Конспект урока по русской литературе на тему «Добро и зло» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.Методы: проблемный, исследовательский.Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, и...

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....