Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_uroka.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Предмет        литература

Класс        6

Тема урока:        «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова. Метапредметная тема: «знание»

Тип урока:        урок решения проблемных задач с последующим обсуждением

Цель урока:        формирование навыка сравнительного анализа художественных образов

Задачи урока:

образовательная: выяснить мотивы поступков героев;

развивающая: развивать умение выделять главную информацию, систематизировать еѐ, представлять в графическом виде, классифицировать,  сравнивать, анализировать, обобщать:

воспитательная: воспитывать культуру связной речи, толерантность.

Техники и технологии: информационно - коммуникативные технологии; приѐмы: « совместный поиск», «перекрѐстная дискуссия», составление синквейна

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, проектор

Планируемые результаты обучения:

Личностные: морально - этическая ориентация и нравственная оценка; формирование нравственной позиции обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков.

Предметные: уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям, понимать основные мысли автора.

Метапредметные: овладение приѐмами отбора и систематизации материала по теме; восприятие текста художественного произведения; умение сопоставлять и сравнивать героев произведения; умение создавать устный текст в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение структурировать текст в соответствии с учебной задачей; оценка речевого высказывания; целеполагание, планирование,


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы

оцениван ия

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Орг.

 момент.

 Мотивация к

 учебной

 деятельности.

 Цель: актуализирова ть требования к ученику со стороны

учебной

деятельности; создать условия для возникновени я у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность (1 мин)

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха,

предлагает выбрать

бумажную фигуру того цвета, которая соответствует настроению.

Слушают учителя. Извлекают информацию из сообщения учителя.

Выбирают

бумажную фигуру того цвета, который соответствует настроению.

Положительное отношение к учебной

деятельности

Самоопределение на уроке

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

наблюден ие

 .Актуализац

 ия знаний и

 фиксирование

 затруднений в

 деятельности.

 Вызов.

 Цель:

подготовка мышления

Задаѐт

проблемный вопрос: « Какой темой

объединены эти пословицы?»

Просит

объяснить их смысл.

Слушают учителя, сравнивают пословицы, отмечают, что эти пословицы на тему

«мир и ссора», что люди в жизни

часто ссорятся из- за разных взглядов

Уважительное отношение к мнению

одноклассников.

Выполнение учебной

деятельности, саморегуляция в случае

затруднения

Работа коллективная и в группах Формулирование высказываний в рамках учебного диалога.

Извлечение необходимой информации из текста.

Анализ с целью выделения признаков.

взаимопр оверка


учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового

способа действия. (2 мин.)

-От одного слова да навек ссора. Нелады да свары хуже пожара.

Разгорелся сыр – бор из-за сосенки.

В ссорах да во вздорах пути не бывает.

-Приходилось ли вам ссориться с кем – нибудь?

Почему люди ссорятся? Можно

ли избежать ссор?

на жизнь, иногда ссора не имеет явных причин.

Ссоры можно избежать, но не

всегда это удаѐтся.

3.

 Формулирова

 ние темы

 урока,

 постановка

 цели.

 Цель:

подведение детей к

формулирован ию темы и постановке задач урока.

Составление плана работы. (3 мин.)

Обсуждает возникшие затруднения.

Задаѐт

проблемный вопрос: « Как пословицы связаны с

содержанием романа?» Просит сформулировать тему урока, поставить перед собой цель.

- На какие вопросы мы

должны будем ответить?

Отвечают на вопрос учителя, определяют, что смысл пословиц связан со ссорой двух помещиков: А. Дубровского и К. Троекурова.

Формулируют тему урока, определяют цель. (Надо

попытаться разобраться в причинах ссоры между двумя

помещиками, а для

этого необходимо понять их

Сознательное отношение к учебной

деятельности.

Постановка

учебной задачи на основе того, что уже известно и что уже усвоено учащимися, и новым материалом.

Определение последовательнос ти

промежуточных целей с учѐтом конечного результата.

Составление плана

последовательнос

Учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Поиск и выделение информации. Выделение существенного и

несущественного.

наблюден ие


-Что нужно

сделать, чтобы получить ответы на вопросы?

характеры и взгляды).

Записывают в тетрадь тему урока.

Составляют план действий.

Озвучивают его.

ти действий.

4.Применение

 знаний и

 умений в

 новой

 ситуации

 Цель:

подготовка учащихся к исследователь ской

деятельности, (14 мин.)

Предлагает учащимся

объединиться в группы и выполнить мини- исследования.

Определяет правила работы в группе.

Консультирует учащихся в случае

затруднений. Задаѐт вопросы:

-Почему именно такой макет

обложки выбран вами?

- Какая пословица характеризует отношения людей в сословном

обществе?

-Чем будет отличаться

Выполняют творческие задания учителя.

 1 группа

  1. История создания и судьба романа А.С. Пушкина.
  2. Создание макета обложки романа.

 2 группа 1.Историко – культурный контекст романа (устройство российского

общества, время, изображѐнное в произведении, отношения между сословиями) 2.Изобразить

общественное устройство в виде схемы.

 3 группа 1.Рассказать о Троекурове

(материальное

Развитие внимания к выполненной

другими работе, к языку, оформлению

работ, к способам решения

проблемной ситуации.

Нравственно – эстетическая ориентация.

Творческое осмысление полученных результатов.

Саморегуляция в случае

затруднения

Работа в парах и группах Аргументация своей точки зрения.

Умение вести диалог.

Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей.

Умение анализировать и синтезировать новые знания Построение логической цепи рассуждений.

Взаимопр оверка


фамильный герб Дубровских от фамильного герба Троекуровых?

положение, образ жизни, занятия, взаимоотношения с дворянами, с крепостными, черты характера) 2.Придумать фамильный герб Троекуровых.

 4 группа

1. Рассказать об А.Г.Дубровском (материальное положение, образ жизни, занятия, взаимоотношения с дворянами, с крепостными, черты характера) 2.Придумать фамильный герб Дубровских.


5.Динамическ

 ая пауза.

 Цель: смена вида

деятельности, здоровье-

сбереженье школьников (2 мин)

Предлагает выполнить несколько упражнений

Выполняют упражнения под руководством учителя

Убеждѐнность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке

наблюден ие

6.Контроль

 усвоения,

 обсуждение

 допущенных

 ошибок и их

 коррекция.

 Цель: выявление затруднений учащихся при работе над заданиями, закрепление полученных знаний.

(15 мин)

Слушает выступления групп, комментирует ответы. Беседует с учащимися:

  • Каковы взаимоотношени я между помещиками?
  • Чем можно

объяснить особое отношение Троекурова к Дубровскому?

  • Кто из помещиков первым спровоцировал ссору? Как это

случилось?

Представляют свои творческие работы. Дают развѐрнутые ответы на

дополнительные вопросы.

Называют черты характеров помещиков, сравнивают их, подкрепляют ответы цитатами. Записывают пункты плана сравнительной характеристики помещиков тетрадь.

Составляют устные

рассказы на основе иллюстраций.

Развитие

положительного отношения к познанию нового. Способность к оценке действий, поступков.

Саморегуляция, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации

затруднения.

Учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Умение строить монологическое высказывание. Аргументация своей точки зрения.

Анализ с целью выделения определѐнных признаков.

Умение сравнивать и доказывать.

наблюден ие


  • Какое чувство заставило Андрея Гавриловича сказать неприятные для его друга слова?
  • Что обидело Дубровского? Как он выразил свою обиду?
  • В каком эпизоде он объясняет причины своего ухода?
  • Хотел ли Кирила Петрович намеренно

обидеть Андрея Гавриловича?

  • Почему он так болезненно отреагировал на письмо своего соседа? Что

вызвало его гнев?

  • Какие еще

обстоятельства, поступки героев усугубляют конфликт?

  • Что заставило Троекурова отнять имение у своего приятеля?
  • Какие черты характера


проявили герои?

  • Какой поступок Троекурова вызывает

уважение?

  • Кто из героев и как мог бы

предотвратить трагические последствия ссоры?

  • Кого вы считаете виновником ссоры? (Виноваты оба)
  • Какие из рассмотренных нами в начале урока пословиц наиболее точно оценивают описанную в романе ситуацию? . Помогает составить план сравнительной характеристики помещиков.

Учитель обращает

внимание на иллюстрации в учебнике.

Беседа с


учащимися: Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов.

- Какие моменты изображены на них?

  • Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание.
  • Озаглавьте иллюстрации.
  • Как художник изобразил чувства героев?

Просит составить устный рассказ по одной из иллюстраций.

 7.Рефлексия

Организует

Оценивают своѐ

Формирование

Самооценка на

Умение слышать

Взаимопр

 деятельности

рефлексию

участие на уроке по

чувства

основе критериев

других. Умение с

оверка

 Цель:

учащихся.

пятибалльной

удовлетворѐнност

успешности.

достаточной

осуществлени

Инструктирует.

шкале ( участвовал

и результатами

Самоопределение.

полнотой выражать

е рефлексии

в работе группы,

своего труда

мысли в


учащимися собственной деятельности. (7 мин)

Задаѐт вопросы учащимся:

  • Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось

больше всего? Почему?

  • Какой из

представленных творческих проектов показался вам самым интересным?

Почему?

  • Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всѐ ли успели?

Предлагает составить синквейны. (Троекуров, А.Дубровский).

Обращает

выступал перед аудиторией,

отвечал на вопросы учителя).

Обучающиеся оценивают работу групп.

Обращают внимание на записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. В группах составляют синквейны .

Обсуждают результаты.

соответствии с задачами и условиями коммуникации.


внимание на настроение, просит выбрать бумажную фигуру,

соответствующу ю настроению.

8.Домашнее задание

(1 мин.)

Задаѐт творческое домашнее задание.

Инструктирует по выполнению домашнего

задания.

Слушают учителя.

Письменно

создают страничку

«личного дневника

одного из героев на тему « Как я поссорился со своим приятелем» 1в – А.Г.

Дубровским; 2в – К.П.

Троекуровым.

Умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека.

Рефлексия. Оценка. Умение организовывать самостоятельную деятельность.

Умение с

достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Умение анализировать и синтезировать новые знания.

Взаимопр оверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока хакасской литературы по теме "Торымас" ("Кедровая шишка")

Урок хакасской литературы в соответствии с требованиями ФГОС составлен для учащихся 5 класса и нацелена на ознакомление учащихся с литературной сказкой и произведением писателя С.Е.Карачакова "Торымас...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...

Технологическая карта урока по литературе: «В мире сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского»

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...