Программа спецкурса «Когда потеряют значенье слова и предметы, на землю для их обновленья приходят Поэты…»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

программа предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 32 часа. Программа способствует·    формированию и воспитанию нравственного отношения к миру  и целенаправленному, поэтапному, динамичному обучению,  восприятию, анализу, интерпретации и оцениванию художественного произведения в единстве формы и содержания,  расширению круга читательских представлений и пристрастий школьников, приучению детей к собственной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа спецкурса «Когда потеряют значенье слова и предметы, на землю для их обновленья приходят Поэты…»

 ( 6 класс, 32 часа, 2012г.)

Пояснительная записка.

«И растаяла вселенная перед мощью слова, растворилась в слове, уничтоженная и заново сотворенная... ».

        Современная культура, к великому сожалению, и по способу производства, и по способу потребления техногенна. Познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяются средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, компьютерными  играми,  рекламой. Знания учащихся  складываются из разрозненных обрывков, не имеющих структуры, цельности. Эта культура «мозаична», потому что «она представляет по сути своей случайную... конструкцию фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия».

При этом ученик не прилагает особых интеллектуальных, эмоциональных, душевных или каких-либо усилий, т.е. у него формируется «операционный стиль мышления». «Поток сознания» вытесняется калейдоскопическим, ангажированным и получаемой информацией заданным «потоком информации». Стиль мышления современной цивилизации породил и новый язык, язык «примитивно-уродливого, чрезмерно прагматичного технического мышления». Это привело к снижению общего уровня речевой культуры, которая, по мнению большинства лингвистов, характеризуется речевой неряшливостью, тиражированием языковых ошибок и немотивированными заимствованиями, использованием жаргонной лексики. 

В сложившейся ситуации содержанием литературного образования в школе должно стать  ИССКУСТВО  СЛОВА, которое представляет жизнь  во всем многообразии, сложности, в движении, а  литературное образование должно дать ребенку нравственные ориентиры, помочь заложить фундамент личности. Система дополнительных занятий по предмету поможет детям освоиться в мире этических и эстетических ценностей, сделает идеалы человечества личностно-необходимыми, основой самовоспитания. А интеллектуальное и эстетическое наслаждение от прочитанного, нравственная и философская оценка литературного произведения зависит от того, насколько осознанно, вдумчиво, неспешно читает ребенок, как он понимает законы искусства слова. Ведь язык и речь — это своего рода метафоры человеческих мыслей, чувств и эмоций, формы существования человеческой души, интеллекта, сознания и самосознания. Поэтому необходимо, чтобы Слово для подростка стало ключом к познанию мира и высшего смысла бытия.

         

Цели программы. Как развить способность творить, самовыражаться? Как разбудить в себе речевую чуткость и языковую интуицию? Как научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? Наконец, как из суммы слов создать некую целостность, передать через целостность личное, единственное, неповторимое и оригинальное?

Ответы на эти вопросы призвана дать программа предлагаемого для учащихся спецкурса,  способствующая:

  • формированию и воспитанию нравственного отношения к миру  и целенаправленному, поэтапному, динамичному обучению,  восприятию, анализу, интерпретации и оцениванию художественного произведения в единстве формы и содержания,
  • расширению круга читательских представлений и пристрастий школьников,
  • приучению детей к собственной творческой деятельности. 

 Занятия спецкурса  позволяют осуществить следующие задачи:

 - предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе;  - воспринимать и анализировать художественный текст;  - выделять смысловые части художественного текста;  - выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; давать характеристику героев;  - характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств;  - выявлять авторскую позицию, интерпретировать текст с учетом авторской позиции;  - выражать свое отношение к прочитанному;  - строить письменное высказывание: давать конкретный ответ на поставленный вопрос.

        Содержание предмета «Литература», как и любого другого, характеризуется не только системой предметных знаний, предметных умений, но и ценностных представлений о мире, человеке, процессе познания, опытом творческой деятельности. Как они будут реализовываться на занятиях данного спецкурса?

  • Через расширение круга чтения, знаний об историко-культурных реалиях, знаний основ теории литературных технологий анализа текста.
  • Через овладение видами самостоятельной читательской деятельности.
  • Через формирование комплекса этико-философских категорий сознания и формирование умения давать оценку прочитанному в свете этих категорий.
  • Через организованную устную и творческую деятельность (высказывание, стилизация, сочинительство, в данном случае, краткий пересказ текста с его анализом, отзыв о прочитанном произведении, характеристика литературного героя и др.). Помимо традиционных занятий подразумевается проведение групповых занятий, практикумов, итоговых зачетов.
  • Тематический принцип позволил включить в структуру этих занятий различные виды и жанры искусства: художественный текст, музыку, графику, живопись, скульптуру. Духовная энергия искусства позволяет раздвинуть границы диалога с собой до диалога с миром. Другими словами, воплощая словесно зрительные, слуховые (живописные, музыкальные) образы, школьник учится проникать в тайны сложного языка искусства, а широкий культурологический контекст, проявляющийся в синтезе искусств, расширяет гуманитарное пространство, позволяя учащимся глубже и тоньше чувствовать окружающий мир во всем его многообразии и уникальности. Таким образом, интеллектуальная, эстетическая, художественная и речевая деятельность подростка выступают комплексно.

 Примерное планирование и содержание занятий.

Название раздела, количество часов.

Планирование раздела

Содержание раздела.

Практическое воплощение

Художественный текст,

его природа – 5 часов

  1. Художественный и нехудожественный текст. Образная природа художественного текста. 1 ч.
  2. Способы художественного изображения и передачи чувств. Введение в поэтическую лексику, фонетику и синтаксис. 2ч.
  3. Интонация – душа звучащей речи.1ч.
  4. Практикум. 1ч.

Анализ художественного и нехудожественного текстов. Понятие об Образе в художественном произведении и средствах его создания.

Стили речи. Их лексические признаки. Работа с таблицами.

Процесс поиска нужного слова; основные тропы; звукопись; эмоционально-окрашенная лексика; восклицание; риторический вопрос; повторы; инверсия; обращение.

Определение способов выражения авторского отношения  (лексических, синтаксических, сюжетных).

Характеристика речи с точки зрения громкости, ритма, темпа, тона. Составные элементы интонации текста.

Создание речевых ситуаций. Подбор эмоционально окрашенных слов и выражений для передачи настроения, интонации  высказывания. Работа с художественным текстом. Особенности письменной речи в ее стилистических вариантах. Подбор иллюстраций. Анализ с точки зрения использования тропов и грамматических средств.

«Природы небездушный лик». 5 часов

  1. Учимся читать книгу природы. 1ч.
  2. Учимся читать картину. Сочинение-описание по картине. 2ч.
  3. Создаем живой образ природы.  Сочинение-описание на основе сравнения. Описание с элементами повествования.  2ч.

Повествование, описание, рассуждение и их структура и их использование в письменной речи.  Учимся создавать живой образ природы (превращать чувства в слова, подбираем слова «звучащие», «разноцветные», «пахнущие»). Работа над образом-фантазией.

Литературный альманах «Разноцветные страницы»

Из чего и как возникает чудо сказки?

6 часов

  1. Практическое занятие: определение признака жанра и используемых художественных средств. Вспомним «Советы начинающем сказочнику». 1ч.
  2. Сказки о животных. Сочиняем, сравниваем. Портрет животного.2ч.
  3. Фантастика и реальность в волшебных сказках. Использование тропов . 1ч.
  4. Сказка о быте. Черты бытовой сказки. Включение в повествование описания. 2ч.

Заполнение таблицы «Сказка как жанр литературного творчества», подбор примеров.

Художественные средства, используемые сказочниками. Описание животного. Учимся рассказывать от лица животного. Сопоставление качеств и черт людей через соответствующих этим качествам животных.

Советы маленького волшебника.  Выражение в волшебной сказке отношения к героям и их поступкам.

Особенности бытовой сказки и ее сюжета. Включение в нее характеристики героев и их поступков. Работа над элементами портретной характеристики персонажа.

Литературный альманах

«С чего начинается Родина…» 3 часа

  1. «То люблю, что оказалось близко…». Художественное описание жилища. 1
  2. «Тихая моя Родина»  (описание малой Родины) 2

Словарная работа: Родина, Отечество, земля, Дом. Анализ текста К.Д.Ушинского. Нахождение в нем контекстуальных синонимов.

Дом – зеркало души. Образ Дома в поэзии. и прозе. Анализ текста «Обитель дальняя трудов. Болдино».

Пейзажные зарисовки. Образ малой Родины в произведения русских писателей и поэтов. Анализ художественных средств.

Человек и время. 4 часа

  1. Герои минувших дней. 2ч.
  2. Что тебе рассказать о себе? 1ч
  3. Как мир меняется, и как я сам меняюсь…1ч.

Словарная работа: национальный герой, богатырь, идеал. Какими качествами должен обладать такой человек.  

Летопись, хроника, биография.

Особенности биографического жанра. Пересказ текста-биографии человека, которого можно назвать героем своего времени. Повествование с элементами рассуждения.

Автобиографическая проза. Основные черты. Анализ текста (Аксакова С.Т., например). Написание автобиографии.

Литературный альманах «Как мир меняется, и как я сам меняюсь…»

Поговорим о нас… 5 часов

  1. Сколько прелести таят в себе человеческие лица… 1ч.
  2. Разные люди – разные характеры  -разные судьбы. 2ч.
  3. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство».2ч.

Лексическая работа (синонимы к слову Внешность, подбор эпитетов). Особенности портретной характеристик в произведениях УНТ.  Ср. с описанием красавицы-казачки у Н.В.Гоголя . Учимся всматриваться в детали внешности, сравнивать, работать над выразительностью портретной характеристики. Описание-характеристика.

Введение в активный словарь нравственно-духовных понятий путем создания речевых ситуаций. Человек и его поступки. Работа со словарем. Анализ текстов (дневники Л.Н.Толстого). Дневниковые записи. Повествование с элементами описания и рассуждения.

«Пейзаж души моей…»

4 часов

  1. Изображение жизни в лирическом произведении. Чувства и настроения, которые вызывает лирическое произведение.  1 ч.
  2. «Я волнуюсь, сомневаюсь, верю…». Образ лирического героя и средства его создания. . Авторская позиция и способы ее выражения. 2ч.
  3. «Образ мира, в слове поэтическом явленный…»  1ч.

Рисование; составление ассоциативных рядов, система образов лирического произведения; мир лирического героя.

Понятие лирического сюжета; мотивы лирики; составление «партитуры чувств»; выразительное чтение.

Внимательное, медленное, вдумчивое чтение; работа со словами, создающими образ.

Сопоставительный анализ.

«Поэтическая тетрадь» «Мой мир»

Всего 32 часа

Издание детских творческих работ. Участие в творческих конкурсах.

Используемая литература.

  1. Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества».
  2. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г, «Посредством Слова творю и Мир: кн. 3. диалог с художественным текстом..»
  3. Е.В.Любичева, Л.И. Болдырева  «Учиться языку как искусству».
  4. Н.В.Куманова «Как научиться писать сочинения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Программа спецкурса по литературе «Поэты и писатели города Братска»

Спецкурс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов города Братска, и опирается на  публикации последних десятилетий. Несомненная ценность произведений как м...

Программа спецкурса по литературе «Поэты и писатели города Братска»

Спецкурс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов города Братска, и опирается на  публикации последних десятилетий. Несомненная ценность произведений как м...

Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"

Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обу...

Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"

Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обу...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...