Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Еремеева Ольга Александровна

          Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с введением новых форм итоговой атестации выпускников 9-ых классов, а также с введением профильного обучения на III ступени. Решение  этих проблем возможно через реализацию  предлагаемой программы спецкурса..

     Цель курса - познакомить учащихся с различными подходами к использованию текста на уроках русского языка в школе, раскрыть сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе, рассмотреть возможности использования текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков, проанализировать условия реализации принципа изучения языка на текстовой основе и их роль в процессе формирования языковой личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

                                                                                         Утверждаю.

                                                                                         Директор школы            Веселкина Е.Г.

Согласована на МО                                                                      Принята на педсовете                                                          

Пр.№    от                                                                                       Пр.№      от

        

 «От слова к тексту»

Рабочая программа

спецкурса   по русскому языку

для учащихся  8-9 классах

                                                                              Составитель: Еремеева О.А.

                                учитель русского языка и литературы                                                                                высшей квалификационной категории

 

Анжеро-Судженск 2011

Пояснительная записка

            Курс русского языка в общеобразовательной школе направлен на достижение  целей,  обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когни тивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуника тивных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к рече вому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к рече вому самосовершенствованию;

-  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функциониро вании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистиче ских ресурсах русского языка; об основных нормах русского лите ратурного языка; о русском речевом этикете;

-  формирование умений опознавать, анализировать, классифициро вать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативнос ти, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и пре образовывать необходимую информацию.

          Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с введением новых форм итоговой атестации выпускников 9-ых классов, а также с введением профильного обучения на III ступени. Решение  этих проблем возможно через реализацию  предлагаемой программы спецкурса..

     Цель курса - познакомить учащихся с различными подходами к использованию текста на уроках русского языка в школе, раскрыть сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе, рассмотреть возможности использования текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков, проанализировать условия реализации принципа изучения языка на текстовой основе и их роль в процессе формирования языковой личности школьника.

       Задачи курса - дать знания о тексте как синтаксической единице и дидактической единице в работе над связной речью учащихся, сравнить различные точки зрения на понятие текста в современной лингвистике; обобщить, систематизировать, углубить знания по развитию связной речи, ориентированной на создание сжатого изложения, сочинения-рассуждения как видов письменного испытания на итоговой аттестации в 9 классе, выработать навыки аналитической работы с текстами,  определения  значения сведений о содержательной и композиционной структуре различных типов текста.

Программа спецкурса построена с учетом принципов системности, научно сти и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.Содержание учебного материала  структурирова но на основе компетентностного подхода.  В соответствии с этим на занятиях спецкурса формируются и развиваются коммуникативная, языковая,   лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами рече вой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, ба зовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важ ных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — ос воение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общест венном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; ов ладение основными нормами русского литературного языка; обога щение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-ру систах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории на рода, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Одно из главных направлений программы – проникновение в текст, сосредоточение внимания на его основных признаках и способах их раскрытия. Раскрытие признаков текста базируется на соответствующих им речеведческих понятиях, являющихся теоретическим фундаментом работы над содержанием исходного текста.

   В основе уроков-практикумов лежит работа с научным, художественным и публицистическим текстами, представленными  как единицы обучения. Задания помогают понять  содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование различных приемов компрессии   текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

                                               

.

Требования к уровню подготовки слушателей спецкурса:

В результате изучения спецкурса учащийся должен: знать / понимать:

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече вого общения;

- основные признаки научного,  публицистического стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического стилей;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

-  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-  формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

-  оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать   устные    монологические   высказывания    на    актуальные   социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-  владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

 ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения рассуждения;  - писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- писать сочинеия-расуждения на морально-этическую и лингвистическую темы;

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания.

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;

-  пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

-  верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот ребления;

-  проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

-  распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слое с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове ряемыми орфограммами;

-  пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

-  проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-  различать изученные виды простых и сложных предложений;

-  интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос венной;

-  проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

-  устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

-  использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази тельности речи;

-  применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо значения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

-  проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Срок реализации  программы 1 год. Планирование составлено на 70 часов в год. Количество часов в неделю на изу чение спецкурса - 2 часа. Программа рекомендована для  обучения учащихся 8-9-ых классов.

Содержание учебного материала

п/п

Наименование разделов

Всего

часов

Теория

Практика

1

Введение. Понятие о тексте как синтаксической и дидактической единице

2

2

2

Основные направления в исследовании текста.

25

8

17

3

Особенности работы по развитию речи на современном этапе

2

1

1

4

Текст как дидактическая единица в работе над связной речью

3

2

1

5

Обучение сжатому изложению

10

2

8

6

Обучение сочинению-рассуждению

12

2

10

7

Эстетическая и нравственная функция текстов, анализируемых на уроках русского языка

4

1

3

8

Текстовые ошибки и работа над их исправлениями.

6

2

4

9

Обобщение материала

4

1

3

10

Резервные занятия

2

1

1

ИТОГО

70

22

48

ЛИТЕРАТУРА

для учителя

  1. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М.,1983.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
  3. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
  5. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М., 1981.
  6. Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста// В кн.: Функционирование грамматических категорий: текст и контекст. - М., 1984.
  7. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
  8. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. – М., 1996.
  9. Леонтьев А.А. Признаки связности и целостности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев, 1979.
  10. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С.Степанова, И.П.Цыбулько М.-2010.

ЛИТЕРАТУРА

для учащихся

1. Пахнова Т. М.  Русский язык:  Комплексная работа с текстом:  Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.

2. Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   класс.

/  И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2006.

3. Пахнова Т. М.  Русский язык. Работа  с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Сфера,2010

5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011

/ Под редакцией Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону, 2010

6.Цыбулько И.П, Степанова Л.С. ГИА-2011: Экзамен в новой форме. Русский язык.

9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ. – М: АСТ: Астрель, 2011

Перечень ключевых слов

  1. Авторская интерпретация текста
  2. Аргументация
  3. Вид связи предложений в тексте
  4. Выразительность речи
  5. Грамматический строй текста
  6. Компрессия текста
  7. Коммуникативная функция текста
  8. Лексический анализ текста
  9. Основная мысль текста
  10. Простой и сложный план
  11. Речевая связность изложения
  12. Смысловая цельность изложения
  13. Синтаксический анализ текста
  14. Средства связи предложений в тексте
  15. Структура текста
  16. Текст
  17. Тема текста
  18. Типы ошибок
  19. Тип и стиль речи
  20. Точность речи
  21. Языкоавя норма
  22. Языковые средства выразительности