Жанр поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской литературе XIX века
статья по литературе на тему

Стукова Ольга Ивановна

Исследование жанра поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской поэзии XIX  века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semichkovoy_e._2014g.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Стукова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

Семичкова Екатерина Александровна,

ученица 11 «В» класса

МАОУ гимназия №18

Жанр поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской литературе XIX века

Привить ученику неподдельный интерес и уважение к отечественным литературным произведениям – одна из основных задач современного образования. Также немаловажно, чтобы ребенок умел провести аналогию между основными проблемами, поднятыми автором в произведении, и  историческими событиями, произошедшими в стране в период написания книги, которые, возможно, и послужили причиной для создания произведения. Понимание взаимосвязанности и взаимовлияния истории и литературы на протяжении всего существования русского государства, ощущение преемственности великих истоков  – всё это должно воспитываться в ученике XXI века путём усвоения школьной программы. Но не всегда интересы ребенка ограничиваются рамками классической литературы, обязательной для чтения в школе. И очень часто это касается поэтических произведений: большое количество учеников, особенно старших классов,  читают поэзию много и с увлечением. Так, одну из моих учениц, Катю Семичкову, можно смело назвать юной любительницей поэзии – этот литературный жанр привлекает её уже много лет. Чтобы расширить своё познание в данной области, Катя выбрала для исследования литературные произведения XIX века, как апофеоза величия русской литературы в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова. А я, в свою очередь, как педагог, посоветовала Кате  сузить область исследования, выбрав жанр поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора. В качестве объектов нашего исследования мы выбрали следующие произведения: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Журналист, писатель и читатель», «Поэт и гражданин», в которых традиционная тема поэта и поэзии значительно расширяется решением социально-политических проблем, вопросами  реалистического отражения действительности в художественном тексте, проблемой профессионализации писательского труда. Диалог, как форма написания данных произведений, помогает делать выводы об основных темах творчества XIX века: сложные политические и социально-философские проблемы, глубокие раздумья над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Таким образом, целью нашего проекта является исследование жанра поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора, в русской поэзии XIX  века.

Для решения цели нами были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать литературу по данной теме;
  • познакомиться с жанром поэтической декларации, выраженной в форме диалога-спора;
  • проанализировать стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом»  А.С. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М.Ю.Лермонтова, «Поэт и гражданин» Н.А.Некрасова  - с точки зрения их идейно-жанровой и композиционной специфики;
  • осуществить сравнительный анализ указанных текстов, сделать выводы о сходстве и различиях в раскрытии темы предназначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова.

В ходе анализа мы выяснили, что в данных стихотворениях  композиционная ситуация восходит к ломоносовской традиции:  хандрящий и ничего не пишущий Поэт, к которому взывает собеседник, который по тем или иным причинам желает добиться от него продолжения творческого труда (Книгопродавец, Журналист, Читатель, Гражданин). Каждое из анализируемых произведений ставило вопрос о роли поэта в обществе и назначении поэзии по-разному, сообразно проблемам своего времени.

У Пушкина позиции спорящих, диаметрально противоположные вначале, сходятся в том, что свобода творчества, поэтическое вдохновенье вовсе не означают ухода от реальных проблем жизни, в том числе и материальных. Путем сопоставления двух «крайних» точек зрения  автором утверждается идея профессионализации литературного труда.  Лермонтовский  Писатель, также отстаивающий право на свободу вдохновения, находится в несравненно более глубоком противоречии с обществом, чем Поэт у Пушкина.   Им  также движет нравственный пафос, а высшая красота связана с «мечтою благородной», хотя, в конце концов, он замыкается в своем одиночестве, отказываясь снискать славу слишком дорогой для себя ценой. Писатель реакционного времени 1830-40-х годов обречен на непонимание общественности, на невозможность осуществления культурной и интеллектуальной коммуникации с читателем. Некрасов  в 1856 году сознательно избирает для решения поставленной  проблемы форму диалога об искусстве, развивая традиции пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом» и лермонтовского «Журналиста, читателя и писателя».
Наступила новая эпоха, пожалуй, в чем-то еще более суровая, чем 1820-1840-е годы:

      Ты знаешь сам,
      Какое время наступило.
      ………………………
      С твоим талантом стыдно спать;
      Еще стыдней в годину горя
      Красу долин, небес и моря
      И ласку милой воспевать.

Темы «чистого искусства» становятся не актуальными для данного времени,  но гений Пушкина, соединивший искусство и активную социальную позицию, остается актуальным всегда.  Поэт и Гражданин солидарны в мысли, что без гражданского идеала Поэт невозможен, так рождается новая категория – поэт- гражданин.      Но судьба  такого творца  нелегка, она трагична уже потому, что исполнить свой долг он может только путем собственной жертвенности.  

Также в своем исследовании мы произвели анализ этих трех поэтических произведений, чтобы выявить их специфику, а также общие черты.   Все три текста написаны в  драматизированной форме, с четким разграничением ролей, а также с авторскими ремарками. Общий стиль текстов – публицистический. С целью привлечения внимания читателя, придания тексту образности, поэты используют эпитеты, метафоры и сравнения. Для выражения живой диалогической речи, насыщенной пафосом, используются лексические повторы, антитезы, анафоры и синтаксический параллелизм, риторические вопросы и восклицания. Так же следует отметить довольно частое использование многоточия для выражения как приема умолчания, так и для «рваных» фраз, передающих возбуждение персонажа или, наоборот, его задумчивость. Для придания тексту поэтичности, мелодичности авторы активно используют прием инверсии. Интересно, что все три поэта основным стихотворным размером своих произведений выбрали четырехстопный ямб. С одной стороны, это придает определенную простоту и естественность речи, с другой – поддерживает традицию. Именно это позволяет писателю включать в свой текст элементы цитирования (как, например, у Некрасова), а читателю проследить традицию в развитии темы.

Во всех текстах можно обнаружить лексическое деление на «возвышенную» и «приземленную» семантико-стилистические группы, что также обусловлено представлением различных точек зрения на предмет спора. Так сопоставляются, например, «сладкозвучные творенья» и «пыльные громады лежалой прозы и стихов». Особой глубины этот прием достигает в том случае, когда слова- антонимы рифмуются: «благородство», «пошлое юродство». Так образуются множественные текстовые антитезы,  формально позволяющие отнести анализируемые тексты-декларации к жанру инвективы, который предполагает использование всевозможных стилистических средств и иронии, призванных убедить читателя занять одну из представленных точек зрения. Однако, как мы выяснили ранее, форма поэтической декларации, выраженной в форме диалога, выполняла в русской литературе другую функцию: художественной сублимации,  - что позволяло автору заглянуть вовнутрь себя, ответить на волнующие вопросы о смысле жизни, о роли искусства, о творческой самореализации в сложных социальных условиях.

Подводя итог, следует сказать, что выполнение данной исследовательской работы, с нашей точки зрения, позволило обобщить и систематизировать знания по русской поэзии XIX  века, расширить активный терминологический словарь, наметить пути анализа избранного жанра в русской поэзии ХХ века , оно, несомненно, помогло ученице проследить влияние исторических процессов XIX века на поэзию данного времени. Материалы нашего исследования могут быть использованы в средних и высших учебных заведениях для более углубленного изучения поэзии XIX века, а также в библиотеках при работе персонала с читателями.  

                                            СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты

  1. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 6 т. — М. - Л., 1954. — Т. II.
  2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – Л., 1986.
  3. Н.А.Некрасов. Собр. Соч. в 8 томах.– М., 1965. - Т. I.
  4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. – М.. 1977. Т. II.

Критическая литература, литературоведческие источники

  1. Благой Д. Творческий путь Пушкина. – М., 1967.
  2. Бойко М. Лирика Некрасова. – М., 1977.
  3. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов – М., 2003.
  4. Вацуро В. Э. Журналист, читатель и писатель // Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.
  5. Гапоненко П.А. О «Поэте и гражданине» Н.А. Некрасова // Литература в школе. – 2007.- №6.- С.47.
  6. Лебедева О.Б. История русской литературы 18 века. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2002. С.118Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. – Л., 1982.
  7. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.
  8. Путеводитель по Пушкину / М. Азадовский. – М., 2009.
  9. Тамарченко Г.Е. Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин»// Литература в школе. – 1971.- №6. - С.11.
  10. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. – М., 1955.
  11. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л.,1961.
  12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный – М., 2001. – Т.1,2

Интернет-ресурсы:

  1. http://vsedli.ucoz.ru/blog/pushkin_o_naznachenii_poehta_i_poehzii
  2. http://www.booksite.ru
  3. http://lib.rus.ec
  4. http://velikayakultura.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"

Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX  веке с краткой характеристикой...