Открытый урок развитию устной речи.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Смолина Елена Ивановна

Открытый урок развитию устной речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_po_suhomlinskomu_vyuga.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Сухомлинский «Вьюга»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить детей с рассказом Сухомлинского «Вьюга»; провести анализ данного произведения, формировать плавное  слоговое чтение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом «Вьюга», его идейным смыслом;  
  • расширить представление о явлениях природы (вьюга, метель)
  • расширить представления о человеческих отношениях (дружба, взаимопомощь);
  • формировать элементарные навыки анализа текста под руководством учителя;

Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся, образное  мышление, зрительную память;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  •  расширять кругозор  учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту к окружающим, к своим одноклассникам, учить взаимопомощи;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • воспитывать умение дружно, согласовано работать с одноклассниками.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран,  презентация, карточки с индивидуальным заданием, звуковое сопровождение, ватные тампоны для гимнастики, слоговая таблица, карточки с трудными для чтения словами, иллюстрации.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинаем  наш урок. ( Слайд «Урок чтения»)

Если хочешь много знать 
Многого добиться 
Обязательно читать 
Надо научиться. 

- Это девиз нашего урока. 

 Сядет за парту тот, чьё имя начинается с буквы А (Алина, Антон), на букву В

 ( Вова, Вадим, Вася), чьё имя начинается с буквы П (садится Петя), чьё имя начинается на букву У (Ульяна),  на букву Д (Даня, Дима).

II.  Речевая разминка.

  1. Проговаривание чистоговорок.

     Учитель: Какое время года сейчас? Какой месяц зимы идёт?

     Дети: зима, декабрь.

Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.

Учитель: Проговорим чистоговорки о зиме:

(Слайд 2 Слоги. )

МА-МА-МА- начинается зима
ЛО-ЛО-ЛО – лёд на речке как стекло
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт на улице метель

2. Чтение слогов.

Учитель: Приготовьте наши таблички для чтения.

Прочитаем слоги с буквой М и с буквой Н.

Дети: Читают слоги по таблицам (Ульяна, Вова, Даня)

           Показывают слоги по таблицам (Вася, Антон, Вадим)

            Показывает буквы (Алина)

  1. Логопедическое упражнение.

 Учитель: Какой ветер дует зимой? (Слайд 3)

Холодный, сильный.

Покажем, как он дует.

Представьте, что у вас снежинка на ладошке. Подуйте на неё.

III.  Подготовка к восприятию произведения.

1. Работа с загадками и пословицей.

Учитель: Ребята, отгадайте загадки:

ZZ2

Всё вокруг белым-бело –
Все дороги замело!
Издалёка налетели
К нам суровые ...

(Метели.)         (Слайд 4)

 

У метели есть подруга,
Звать подружку эту ...

(Вьюга.)             (Слайд 5)

Учитель: Посмотрите, какие необычные снежки скатала вьюга. На них слоги, которые мы должны прочитать, подготовиться к дальнейшему чтению.

Дети: Чтение  вместе с учителем слогов. ( Уля, Вова, Даня)

           Показ слогов по выбору учителя     (Вася, Антон)

  

   

Учитель: Зимой часто бывают вьюги  и метели.  Народ об этом сложил много пословиц.  Прочитаем одну из них. (Слайд 6)

Вьюги да метели зимой налетели. (Уля и Вова прочитают сами)

Проговорим эту пословицу вместе медленно. А теперь быстро.

IV.  Первичное восприятие текста детьми.

1. Составление названия рассказа.

  Учитель: Посмотрите на буквы, подумайте, как будет называться рассказ, который мы будем читать сегодня. (Если детям трудно, то учитель помогает в составлении слова)

В       Ю     Г

     А       Ь

«Вьюга»

Рудольф составит название  рассказа.

О чём будет рассказ, можем ли догадаться по названию?

Сегодня мы будем читать с вами рассказ  В. Сухомлинского.

В. Сухомлинский не просто писатель, он замечательный учитель, который научил многих ребят чтению, письму. Для того, чтобы ребятам было интересно учится читать, он писал для них рассказы. (Слайд 7)

2. Словарная работа.

Учитель: Что же это за природное явление вьюга ? (Просмотр слайдов)

                                                 (Прослушивание шума ветра во время вьюги.)

Дует сильный ветер. (Слайд 8)

Идет снег.

Деревья раскачиваются из стороны в сторону и гудят от ветра.

Мороз кусает щеки и нос.

Учитель: Прочитаем слова, объясним их смысл.

Страшно          

  Выла

Свистела

Шумели

Грозно

Учитель: Какие из этих слов можно отнести к вьюге?

3.Чтение учителем текста.

Учитель:

-Понравился ли вам рассказ?

-Кто главные герои рассказа?

Дети: Мальчики. (Фигурки мальчиков.)

Учитель: Как зовут мальчиков?

Дети: Толя и Саша. (Прикрепление имён к фигуркам.)

-Кто запомнил в каком классе учились мальчики? Взрослые они или маленькие?

4. Работа над трудными для чтения словами.

Пока мы слушали рассказ, вьюга намела высокие сугробы.

Они необычные, на них написаны слова, которые трудно читать.

Давайте прочитаем эти слова вместе. Это поможет вам самостоятельно прочитать рассказ. (Слайд 9)

Дети читают с учителем слова.

1.Пер-во-клас-сник

2. Ис-пу-гал-ся

3. Взя-лись

4. Маль-чи-ки

(Глеб, Рудольф составляют слова из слогов: испугался, первоклассник).

V.  Повторное чтение текста учителем и работа над ним.

1. Чтение текста и работа по нему.

Учитель: послушайте рассказ ещё раз и ответьте на вопрос:

- Почему Толик боялся идти в школу?

   - Как шумели деревья?

   - Под каким деревом стоял Толя?

- Кого Толя увидел?

   -Под каким деревом стоял Саша?

- Почему Саша тоже побоялся идти в школу?

- Чему обрадовались мальчики?

- Почему вьюга стала нестрашная для мальчиков?

Ответы на вопросы сопровождаются показом иллюстраций детьми.

Глеб показывает картинку с изображением вьюги.

Рудольф – под каким деревом стоял Толя, а Федя, под каким деревом стоял Саша.

Остальные отвечают на вопросы .

2. Выполнение индивидуальных заданий.

1.Учитель: Посмотрите,  вьюга принесла нам снежинки.

На каждой записан слог и  задание.

Ученик должен прочитать слог и выполнить своё задание.

Кирилл: чтение текста с учителем, 1-3 абзац.

Рита: чтение подчёркнутых в тексте слов и предложения.

Амирхан: Чтение 5 абзаца.

Глеб: составляет предложения из слов:

Толя вышел из дома.  На дворе была вьюга. Выбирает и показывает картинку.

Федя: соотносит имена детей с изображением мальчиков. Расставляет их с помощью учителя рядом с деревьями.

Рудольф: составляет предложения из слов:

 Мальчики взялись за руки. Они пошли вместе в школу. Выбирает и показывает картинку.

  1. Выделение главной мысли рассказа.

      Учитель: а теперь найдите картинку соответствующую отрывку.

  1. Они взялись за руки и вместе пошли в школу.
  2. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.

Дети выбирают картинка к этим отрывкам (параллельно слайды).

     Учитель: Почему вьюга стала не страшна для мальчиков.

     Дети: Они были вместе, а не по одному.

Учитель: прочитайте слова на карточках: помощь; дружба; доброта; друзья;

Какое слово можно вставить в предложение:

-Толя и Саша - (кто?).

-Толя и Саша – друзья. (Слайд 10)

VI. Подведение итога урока.

-А как вы работали все вместе на уроке чтения, нам помогут узнать ваши снежинки. Назовите слог, который   на них написан.

(дети читают)

-Поставьте  свои снежинки и прочитаем слово, которое у нас получилось. Мо – лод – цы , ре-бя-та!

- Молодцы.

- Молодцы, вы, ребята. На уроке работали хорошо.

Оценивание работы детей.

На следующем уроке мы продолжим работу над рассказом «Вьюга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

"Урок развития устной речи по теме:" THE SEASONS" учитель английского языка МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Серватовская Татьяна Александровна.

Урок развития устной речи  разработан учителем английского языка. в нем показана методика проведения подобных уроков....

"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола»

Урок «Развитие устной речи в 3 классе Тема «Посуда. Упражнения в сервировке стола» Цели и задачи: закрепить умение классифицировать предметы посуды; сервировать стол к чаепитию; развивать речь, вниман...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...

урок развития устной речи "Насекомые"

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь.Формировать фонематический слух на материале неречевых звуков.Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.Развива...