«Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»
творческая работа учащихся по литературе на тему

Исследовательская работа «Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon asadov_._issledovatelskaya_polnaya_rabota.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-исследовательская  конференция

 учащихся «Первые шаги»

СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

«Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»

                                                                                                                     

   Выполнили:

Ученицы МАОУ «Лицей №5»

г. Губкин Белгородской области

Автомонова Ольга Сергеевна

Чуева Екатерина Андреевна

Научный руководитель -

Учитель литературы МАОУ «Лицей №5»

Асеева Светлана Александровна

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Кто такой Эдуард Аркадьевич Асадов?  Биография поэта. ………………..4
  3. Тема Родины в творчестве Э. Асадова………………………………………5
  4. Тема счастья в лирике поэта. ………………………………………………...8
  5. Любовная лирика. ……………………………………………………………9
  6. Оценка уровня культуры современников (опросы) ……………………….11
  7. Литература раньше и сейчас………………….……………….…………….13
  8. Результаты опросов. ……………….……………….……………….……….13-14
  9. Выводы. ……………….……………….……………….……………….……15
  10. Литература……………………………………………………………………15

Исследовательская работа по теме:

«Влияние творчества Э.А. Асадова на развитие личности в современном обществе»

Введение.

Любой на свете вправе быть никчёмным,
Бездушным или каменно-минорным,
Без всяких чувств встречающим рассвет.

И лишь поэт обязан быть влюблённым,

Сурово-гневным или окрылённым.

Бесстрастный же – он вовсе не поэт!

Э.А. Асадов. «Два слова поэту»

Данная работа посвящена изучению творчества Э.А. Асадова и исследованию влияния его поэтического творчества на развитие личности в современном обществе.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что в наше время происходит отдаление молодых людей от духовной культуры. Время, в которое мы живем, характеризуется быстротой движения. С самого детства человек привыкает к динамичному образу жизни. Вначале школа, затем вуз, самоопределение и утверждение на избранном поприще, работа  – жизнь становится однообразной, скучной. В суете мы забываем о том, что человек рожден не для того, чтобы удовлетворять свои материальные потребности, а для того, что посредством познания окружающего мира, усвоения опыта предшествующих поколений развивать свои творческие способности, раскрывать свой потенциал. К сожалению, часто этого не происходит. Более того, наблюдается некая моральная деградация части молодых людей. Они забывают культуру своей страны, отстраняются от нее. И достояние литературы, называемое классикой, становится для них чем-то далеким и неясным. Моральные ценности и взгляды на жизнь части современной молодежи приводят к мысли о том, что неизбежно разрушение культуры, утрата знаний, накопленных годами. Что же может спасти нас от этого морального истощения? И как приобщить молодежь к классической литературе? Решение этих проблем предполагает изменение ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе. 

Но что должно стать основой такого изменения? Чье творчество способно перевернуть сознание человека, заставить его задуматься?

Повлиять на мировоззрение современной молодежи, да и на мировоззрение любого человека может творчество настоящего поэта, поэта с большой буквы. Стихотворения, задевающие самые трепетные струны души читателя, стихотворения, способные в переломный момент направить человека в верную сторону, стихотворения, проверенные временем, – эти стихотворения являются поистине ценными. Это своеобразная лакмусовая бумага, способная показать нам, что является подлинно глубокой и самобытной поэзией. Известный российский поэт Михаил Аркадьевич Светлов однажды сказал так: «Я считаю, что настоящим поэтом имеет право называться тот, кто написал хотя бы одно стихотворение, которое знают все». Но как же должен именоваться поэт, написавший не одно, а множество стихотворений и поэм, являющийся автором остроумнейших миниатюр и пародий, создавший целый ряд волнующих душу романов и повестей? Может быть, классик?

Стихи Эдуарда Асадова не только читали, переписывали в тетрадки и учили наизусть - его творческие вечера, с которыми он объездил весь Союз, вызывали не меньший интерес, чем концерты звезд эстрады. Ослепший поэт не мог видеть переполненных залов, но он ощущал восторг благодарной публики. Слушателей, как и читателей, привлекали обостренное чувство справедливости автора, его представления о верности, благородстве, его великодушие. Они узнавали в его стихах себя, ситуации, в которых оказывались сами. В тысячах писем взволнованные читатели делились с ним самым сокровенным, восхищаясь поэтом, который, будучи незрячим, видел жизнь столь проницательно.

Быть может, творчество поэта, стихотворения которого знали наизусть наши мамы, сможет пробудить в современных подростках желание стать ближе к культуре своей страны, приблизиться хоть на шаг к классической литературе.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью увеличения числа молодых людей, заинтересованных в развитии культурного достояния нашей страны.

Объектом исследования является поэтическое творчество Э.А.Асадова, многогранность и тематическое богатство его лирики.

Предметом данного исследование является описание процесса влияния творчества Э.А.Асадова на развитие личности.

Целью настоящей исследовательской работы стало изучение творчества Э.А.Асадова, популяризация его творчества и приобщение современной молодежи к его произведениям.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:                 

1. Познакомиться с биографией поэта.

2. Выяснить причины популярности поэзии Э.А.Асадова.

3. Найти истоки творчества Эдуарда Аркадьевича.

4. Выявить «вечные» темы, поднимаемые поэтом в его творчестве.

5. Изучить художественные особенности поэзии Асадова.

6. Выявить факторы, способные возродить интерес к творчеству Эдуарда Аркадьевича Асадова, оказать влияние на духовное развитие молодого поколения.

7. Приобщить часть молодежи (учеников своей школы) к духовным ценностям посредством подробного изучения лирики поэта.

В работе над темой мы использовали следующие методы исследования:                                 - аналитический и описательный методы;                                                                                      - статистический метод.

Кто такой Эдуард Аркадьевич Асадов?  Поэт правдивый и живой…

Пусть твой удел – терзания и слава

И ты живешь, мечтая и любя,

И все ж не можешь, не имеешь права

Жить на планете только для себя.

Э.А.Асадов

Поэзия всегда тревожила сердца людей, задевала самые трепетные струны души, показывала идеалы, помогала найти свое место в мире, остановиться, оглядеться и понять, что же есть самое главное, к чему нужно стремиться.

Но что же такое поэзия? Почему она способна так воздействовать на ум и душу человека?

Литературоведение предлагает нам несколько определений.

Поэзия- это стихотворная, т.е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма.
Толковый словарь русского языка Ушакова дает такое определение: стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.
Большая советская энциклопедия предлагает следующее понятие: стихотворение - написанное стихами
 художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Определение, данное в Википедии, гласит:  стихотворение — текст, состоящий из стихов. К литературным жанрам, традиционно имеющим стихотворную форму, относятся поэма, ода, эпиграмма, баллада, элегия, лирическое стихотворение  и др.

Это научные определения. Но что же  мы вкладываем  в слово «поэзия» сегодня?

Стихотворение   – это вечный полет души его создателя. Поэзия отражает мысли и переживания автора, его характер, сущность его эпохи, его отношение к миру и времени, его мировоззрение, историю его жизни. Она отражает всё, что наиболее ценно для людей, и акцентирует внимание на том, чего людям не хватает. Как через призму можно разглядеть преломление лучей, так и через стихотворение можно чётко увидеть, как меняется мир со временем, как меняются люди, их моральные ценности, или, наоборот, сохраняются нравственные и эстетические принципы.

Очень часто, когда на душе беспокойно и грустно, одиноко и тоскливо, ты открываешь старенький сборник стихов и вдруг видишь отражение своих мыслей в строках, написанных поэтом много-много лет назад. И понимаешь, что ты не один чувствуешь боль,  переживаешь горе, не один мучаешься от пришедших мыслей. Как будто твои переживания записали в стихотворной форме задолго до того, как ты появился на свет, и записали не те, кто тебя хорошо знает, а те, кто тебя никогда не видел, никогда о тебе не слышал. Именно такие чувства переполняют наши души, когда мы читаем стихотворения Э.А.Асадова. То утешающие и спокойные, то буйные и ликующие, то уносящие ввысь и возвращающие обратно, на землю, строки его стихотворений никого не могут оставить равнодушным. В них столько чистоты, тепла и искренности, что порой поражаешься тому, как подобное мог написать человек, переживший столько потрясений, вынесший «горесть злейших на свете судеб».

Но для того, чтобы понять творчество Эдуарда Аркадьевича, чтобы с должным почтением отнестись к его личности, необходимо изучить жизненный путь поэта. (Приложение 2)

Тема Родины в творчестве Э. Асадова

«Сражаюсь, верую, люблю…»- эти слова Э. Асадова стали его жизненным и поэтическим кредо. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Вот и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть всех неравнодушных к творчеству людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь вдохновить их на новые подвиги. В годы войны были написаны очерки, зарисовки, репортажи, стихотворения и поэмы, которые помогали воодушевить бойца, поднять его боевой дух.

Эдуард Асадов создал много интересных стихотворений о войне, поскольку сам был ее участником. Самобытный художник и опытный боец, он хорошо знает, что за прекрасные идеи нужно вести борьбу. Э.А.Асадов вел борьбу с цинизмом и бездушием, с лицемерием и трусостью, вел борьбу за справедливость, за жизнь на земле.

22 июня 1941 года над Москвой стоял солнечный, яркий рассвет. Асадов возвращался из Подмосковья. В вагоне электрички было шумно и весело. Люди громко переговаривались, перелистывали свежие газеты и журналы. Приехали на Ярославский вокзал. Двери вагонов раскрылись, и тут словно тревожный ветер пробежал по сердцам. Неторопливый, но взволнованный голос Молотова сообщает о нападении гитлеровской Германии на нашу страну…                                                                         

Дома у Эдуарда лежало два заявления в институт. Он порвал оба заявления. Сел и написал третье. На этот раз в райком комсомола с просьбой отправить его  добровольцем на фронт. Ему было семнадцать лет. Летом 1941 года под Москвой формировались первые дивизионы и полки знаменитых « катюш» - грозных артминометных установок. Оружие это было секретным, и личный состав гвардейских частей состоял в те дни только из комсомольцев и коммунистов. Должность Асадов получил уважаемую и серьезную – наводчик орудия, хотя в батарее он был самым молодым.

          Сражаться для того, чтобы побеждать! - вот главный пафос гражданской поэзии Асадова. Будучи на войне, он не переставал писать. Жажда творить не покидала его ни на секунду. В стихотворениях, написанных на фронте, Э.А. Асадов с нежностью вспоминает мирное время, родной дом, любимую маму. На наш взгляд, это одно из самых трепетных и в то же время граждански зрелых стихотворений поэта. Стихотворение «Письмо с фронта» (Приложение 1)

Сколько чувств вызывает это стихотворение! Читаешь, а перед глазами разворачиваются картины прошедших военных лет: привал, передышка, застывшие орудия, а где-то вдалеке слышится «голос кукушки», напоминающий о мирном, спокойном, беззаботном времени. Стихотворение адресовано самому близкому, самому родному человеку на земле – маме .Сколько лет прожили вместе сын и его заботливая, ласковая, любящая мать. А теперь война. Пушки, выстрелы, дым. Но что же может быть лучше с любовью написанного письма домой? С какой щемящей грустью и безмерным счастьем поэт вспоминает то время, когда он был беззаботным мальчишкой: «Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку»! С какой любовью описывает все радости и горести мирной жизни! Трудно представить себе чувства, с которыми любящая мать открывает письмо и читает трогательные строки. Солдат, а для нее «ее мальчик», вспоминает о былых временах: «приятелях», «книжечках», «спорах», «двойках по физике» - и его сердце переполняют и радость, и благодарность за то, что все эти счастливые моменты происходили с ним, но понимает и горечь утраты,  потому так очевидно звучит грусть, обида за то, что былого не вернуть: «Все сказка, все в дымке, как снежные горы». Мирная жизнь, такая далекая, теперь кажется вдвойне ценнее.

От личного обращения к матери солдат переходит к обращению ко всем материнским сердцам России и пишет уже от лица всех солдат: «Мы были беспечными, глупыми были». Не ценили юноши эту жизнь, не ценили. И только теперь на войне поняли, как все дорого их сердцам: «Мы все, что имели, не очень ценили, / А поняли, может, лишь тут, на войне». Герои, защитники Отечества, вчерашние мальчишки готовы сражаться, несмотря ни на что: «За жизнь, за тебя, за родные края / Иду я навстречу свинцовому ветру». И ничто не страшит солдата, не пугают его расстояния, ведь в сердце навечно запечатлен портрет его любимой мамы: «И пусть между нами сейчас километры/ Ты здесь, ты со мною, родная моя!».

Мамы всегда уберегают нас от невзгод, спасают от несчастий, и даже здесь, на войне, они защищают своих сыновей-солдат. Эту любовь и заботу, эту веру и готовность помочь чувствует каждый солдат, а материнское благословение помогает им сражаться с врагами, помогает защищать Родину, русских людей.

Стихотворение написано в самый разгар войны. Любящие матери ждут если не возвращения домой, то хотя бы весточку, пару строчек, написанных второпях на обрывке бумаги, от своих сыновей. Трудное время. Тяжелое время. Только молитвами и надеждами жил народ. А такие стихотворения, как «Письмо с фронта», дарили людям веру в лучшее, веру в светлое будущее. Э.А.Асадов  с  изумительной точностью передает чувства, переполнявшие сердца сына и матери.

В стихотворениях о войне Э.Асадов больше, чем в других, обнажает свою душу, и от этого они становятся такими пронзительными и понятными для каждого человека. В этом и заключается феномен его стихотворений. Поэт создал замечательное стихотворение «Россия начиналась не с меча!» Он так проникновенно пишет о миролюбии своей страны:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, кровь не горяча,

А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Но если враг приходит для того, чтобы поработить его родную страну, русский человек готов к священному бою, как был готов былинный Илья Муромец:

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

Да, русский человек может совершить возмездие, но «жажды крови» у него нет, в этом уверен поэт и воин Э.Асадов.  Стихотворение «Солдат» (Приложение 1).

В основе стихотворения - история одного солдата: прошагал он столько километров, столько путей изведал, а роковые двадцать шагов до родного дома пройти не сумел. Судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне. И каждый человек шел на войну, не зная, вернется ли назад, в родной край, в родное село, в родной дом, увидит ли снова семью. Взрывы гранат, танковые нашествия, стрельба из пулеметов  сопровождают солдата на войне повсюду.  Выстрел, взрыв гранаты - вот и оборвалась человеческая жизнь, хрупкая и беззащитная. И мы видим: «лежит на задворках отцовского дома осколком гранаты убитый солдат». Да, «капризен солдатской судьбы произвол». Но сражаются солдаты за Родину, за отчий дом, родимый край, за мать, ждущую на пороге. И вот, пройдя тысячи километров, испытав множество трудностей, потеряв не одного товарища, солдат дошел до родного края, увидел родные поля, вдохнул полной грудью родной воздух. Что же он испытал при этом? Все чувства слились воедино: и радость, и грусть, и печаль.

Кажется, что все беды позади, что мирная жизнь ворвется внезапно, что только счастье ждет впереди. Но нет, сбыться этим мечтам не суждено.

Его недвижное тело осталось на родной земле, которую он защищал. Но его боевым товарищам чудится, что он вместе с ними шагает до Берлина. Они призывают нас, живущих в мирное время:

За мысли такие бойцов не судите,

Пускай он в Берлин и ногой не ступил,

Но в списках победных его помяните:

Солдат эту почесть в боях заслужил!

Так понять настроение военного времени, так почувствовать потребность людей в поддержке может только истинный поэт. Юность Асадова совпала с военным лихолетьем, это была борьба с фашизмом, война «ради жизни на земле», как писал А.Твардовский. Но и вся последующая жизнь была отдана борьбе. Вся его жизнь – это борьба со всяческим злом на земле, борьба с подлостью, ложью, лицемерием, трусостью, даже с собой и смертью. Борьба за любовь, за радость, за счастье человека. И вот этим счастьем, счастьем борьбы за светлые идеалы, за правду, за справедливость живет поэт Эдуард Асадов, живет его поэзия. Потому, мы уверены, Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов и миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли.

 «Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение»

Лев Николаевич Толстой

Трудная жизнь, тяжелая судьба, но поэт не опускает руки. Он видит красивое в обыденном и возвышенное в простом. И разве не может вызывать светлого удивления то обстоятельство, что поэзия человека, прошедшего сквозь бури сложнейших испытаний, оптимистична от начала и до конца! Пожалуй, любое стихотворение дарит веру и надежду. Даже самые грустные стихотворения пронизаны какой-то тонкой атмосферой доброты. Каждая строчка несёт в себе заряд мудрости и любви к жизни. Поэт счастлив, несмотря ни на что. И это счастье он приносит людям. Ведь каждый человек достоин того, чтобы быть счастливым.  Стихотворение  Асадова «Дорожите счастьем, дорожите!» - это целая палитра чувств.  Автор задумывается над вопросом: «А что же такое счастье?»  Да, понимание счастья  разнообразно, для каждого оно свое. Но самое главное, поэт призывает читателя дорожить каждым моментом своей жизни, принимать все, что бы ни предоставила нам жизнь.  Каждое мгновение, каждая минута жизни  - это и есть счастье: будь то время, проведенное с близкими людьми, будь то раскаты грома в сорокаградусную жару - это счастье!

Призыв Э.Асадова: «Дорожите счастьем, дорожите!» и  житейски прост, и философски глубок. Поэт  призывает читателя ценить то, что он имеет, ведь каждый миг нашей жизни - это волшебство.  Главное, по мнению автора, не торопить события, дать возможность жизни идти своим чередом. Это очень непросто: научиться дорожить любыми моментами своей жизни, дорожить людьми, которые окружают вас, проживать каждый миг, как будто вы последний день живете. Его стихотворение учит радоваться каждому мгновению, ценить каждую секунду своей драгоценной жизни.  Необходимо  слушать свое сердце. Оно подскажет всегда и поможет найти  выход из любой ситуации. Сердце может показать пусть к счастью.

Мир огромен, и все люди разные. Желчные скептики, убежден поэт, неспособны радоваться жизни. Мир лишен зависти, злобы, горя только для добрых глаз.  Верьте лишь себе, своей душе, своему сердцу, ведь счастье - это лишь то, что вы таковым считаете, поэтому чужие мнение не нужны. Счастье заключается в умении видеть прекрасное. Для кого-то счастье - это близкие люди; кто-то счастлив, когда все вокруг улыбаются; кто-то обретает счастье, когда смотрит на прекрасные пейзажи…

Автор призывает читателя научиться искать счастье во всем: будь то суровые будни или минуты веселья, будь то невзрачная картина природы или яркий пейзаж, никого не оставляющий равнодушным, будь то теплая беседа с близкими людьми или встреча с незнакомцем (ведь не случайно вы встретились). Все эти мгновения – счастье, ибо именно из них состоит наша жизнь.

Понятие «счастье» многогранно, многопланово. Это серьезный философский вопрос. Но решает его Э. Асадов, как всегда ему свойственно, очень доступно и в то же время глубоко. Стихотворение «Что такое счастье?» (Приложение 1)

Пять разных ответов на вопрос «Что же такое счастье?» показал Э.А.Асадов. Действительно, нет одинаково похожих людей, а следовательно, нет и одинаковых мнений. Для каждого человека понимание счастья – явление личное и понятное только ему.

 Как бы мы ответили на вопрос: «Что такое счастье?» Наверно, счастье - это когда ты видишь, что счастливы те, кто тебе дорог. Истинное счастье,  когда ты можешь помогать другим, когда у тебя есть цель и дерзкое стремление эту цель достичь. Счастье – стремление к высоте, к «Казбеку», утверждает Асадов. А счастье, которое проистекает от удовлетворения чувств, временно и быстро проходит. Кто-то считает, что будет счастливым, если испытает «все острые ощущенья», если будет иметь «оклад большой» и «власть». Для кого-то счастье имеет более благородную форму. 
Кто-то видит счастье в любви, в любви взаимной и бесконечной.

Поэт не клеймит тех, кто видит счастье в личном, но помогает понять:  истинным является то счастье, которое не заключается во внешних материальных проявлениях, а, напротив, живет в самом человеке. Счастье – в умении относиться ко всем так, как хочется, чтобы относились к тебе, в понимании, что это твои собственные нужды. Жить ради ближнего, ради другого человека, бескорыстно помогать, радоваться успехам окружающих – это истинное счастье, не зависящее ни от чего. Счастье - это то, что нельзя разрушить ничем.

Каждый человек счастлив, нужно только увидеть это счастье, стоящее на пороге, открыть дверь и впустить его в свою душу.

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

А.С.Пушкин

Любовная лирика Асадова была понятной всем и каждому, ведь поэт писал о том, что чувствовал сам и что ощущал в отношениях других влюбленных и любящих людей. Стихотворениями о любви восхищалось население всех республик Союза.

Э. Асадов сложен и прост одновременно: любовная лирика Асадова если и о наивных, первых, еще детских чувствах "мальчика к девочке", то о таких, которые тут же перерастают в сложные, серьезные и нетривиальные. Он пишет о чувствах просто и без иносказаний, но в иных стихотворениях рассуждает о вечных ценностях, высокоморальных качествах человека, о возможности существования Бога, о принципах жизни на земле. Восхваляющий эпоху, в которую он живет, Асадов употребляет такие эпитеты, как "электронный век", "век плазмы и атомных вездеходов", "эра плазмы и нейтронов", "гордый век космических высот", "нелегкий пороховой мой двадцатый век". Эдуард Асадов - поэт, шагающий в ногу со временем. Причем это касается всего - от любовной лирики Асадова до его философских размышлений. Он пишет о том, что происходит "здесь и сейчас". У него немало гражданской, патриотической поэзии, однако любовная лирика Асадова стоит особняком по сравнению с остальными его произведениями. Тот факт, что поэтические сборники Эдуарда Асадова, тиражами не менее ста тысяч, влет раскупались поклонниками его творчества, едва только успевали выходить в свет, может означать лишь одно:  Асадов по-настоящему улавливал вибрации внешнего мира и умело перекладывал их на бумагу. Он писал о любви изящно и до боли просто - как первоклассник, чисто, без помарок и с большим благоговением перед этим чувством. Именно это и подкупало девушек, которые сотнями переписывали его стихи в свои тетрадки, находя в них те же истории, зарисовки и сюжеты, которые происходили с ними или с их ближним окружением.

Любовная лирика Асадова почти документальна и составляет основу более чем  45 сборников его  стихотворений. В своих стихах Эдуард Аркадьевич всегда разный: то напутственно-строгий к порокам и слабостям людским, то снисходительно-трепетный, то воспевающий нежность первой любви, то тоскующий о любви прошедшей. Так, дебютным сборником Асадова стала книга с названием "Светлая дорога", а вот наиболее любимыми в народе стали именно те, в которых запечатлена любовная лирика Асадова: "Во имя большой любви", "Я люблю навсегда", "Не надо отдавать любимых" и другие. Одни лишь названия этих сборников показывают, как относился к любви поэт, утверждавший незыблемость и высоту этого вечного, прекрасного чувства.

Что касается основных особенностей любовной лирики Асадова, она в корне отличается от творчества других поэтов его эпохи. Как поэт не только по призванию души, но и по образованию, Эдуард Аркадьевич умел "одевать поэзию в изящные одежды", своеобразно «принаряжать»  ее; поэт показывал  любовь как чувство простое, доступное каждому и в то же время как чувство высокое, ослепительно прекрасное, возвышающее душу человека и потому все-таки приходящее не ко всем, ибо не каждая душа может откликнуться на зов небес. А то, что любовь подчиняется вечным законам и дается человеку свыше, не вызывает у поэта сомнений.  Характерно, что любовная лирика Асадова во многом стремится напутствовать человека, напоминать ему о самом важном в жизни, а в некоторых случаях даже давать ему советы, оберегать от ошибок и побуждать к свершениям «во имя…» В своих стихотворениях поэт призывает: "Умейте, умейте всю жизнь ценить и сердце надежное, и любовь!", "Вернемся же к рыцарству в добрый час!", "Как бы в жизни порой не пришлось сердиться - но разрывом в любви никогда не грозите!", "Не бейте детей, никогда не бейте! поймите, вы бьете в них сами себя", "Если любовь уходит - хоть вой, но останься гордым", "Мужчины, встревожьтесь! женщина сто тысяч грехов нам простит порой, но вот невнимания не прощает!", "Коль действительно хотите, чтоб звенела счастьем голова, ничего-то в сердце не таите, говорите, люди, говорите самые хорошие слова!", "Люди, есть на земле чудеса!", "Не надо любви никогда стыдиться!". Эти фразы давно уже стали афоризмами, их не только цитируют, но и, что немаловажно, им следуют, поскольку доверяют авторитетному мнению автора. В любовной лирике Асадова очень много эмоциональности, что проявляется в восклицательных предложениях, обилии соответствующих знаков пунктуации (в частности - восклицательных знаков). При прочтении его произведений создается впечатление, что в душе у поэта такая буря чувств, что он хочет кричать и петь о них на весь мир.

Любовная лирика Асадова выделяется еще и особым отношением к женщине. Свою любимую автор называет нежными и ласковыми словами, не боясь открыто признаваться ей в своих чувствах. Она для него "любимая яркая звезда", у которой "прописка постоянная" в "простой, но искренней душе" поэта, именно ей он готов "подарить кусочек солнышка самого". В своей любовной  лирике Асадов превозносит любовь. Поэт говорит в своих стихотворениях о том, что "любовью нам надо всегда гордиться, ибо она - редчайшая ценность!" По его мнению, выше всего и прекраснее всего в мире - красота, затмить которую может только любовь, "что шагнет вдруг к тебе в ночи", ибо, когда любишь, все и вся становится прекрасным и красивым, все преображается в глазах любящего. Даже сама смерть не может преодолеть любви: "Смерть, конечно, сильней меня, но любви моей не сильней". Но при этом Асадов не совсем и не только "поэт в розовых очках", он видит всю сложность любовных переживаний. Любовная лирика Асадова утверждает, что "чувства - страшная это сила!", что "в любви излишен всегда совет", что каждый должен только сердцем своим решать, "любить или нет, и где сходиться, и где расставаться".

 Тема любви волновала не одно поколение. Словарь С. И. Ожегова трактует понятие любовь следующим образом: «Любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения». Это самое загадочное и многогранное чувство, отличающееся длительностью, всеобъемлющим влиянием на поведение человека и тесной связью с другими чувствами: любовь пробуждает широкий спектр переживаний – от блаженства и восторга до горя, унижения, ревности, отчаяния и ненависти.

Всю многогранность этого чувства Э.А.Асадов показывает в своих стихотворениях.

Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» (Приложение 1)

В своем стихотворении Э.А.Асадов размышляет о верности и преданности своей возлюбленной. Герой стихотворения готов всю жизнь свою положить к ногам избранницы. Но разделяет ли чувства героя его возлюбленная? Этого мы не можем узнать из стихотворения, лирический герой сам терзается сомнениями. Не знает  влюбленный герой, нужна ли его любовь избраннице и окажутся ли его чувства взаимными. Но он верит, упорно верит в то, что любовь связывает два сердца, что любовь не может быть напрасной.  На все готов герой стихотворения, не страшит его ничто.
Он готов следовать хоть на край света за своей возлюбленной, главное, чтобы и она оказалась верной ему.

Герой боится предательства любимой, ведь ее он может ждать годами, для нее может «горы свернуть»,  ей посвятить жизнь, подарить целый мир, ничего не требуя взамен. Кроме одного: ему нужно точно знать, что любовь эта будет оправдана, что не осквернит ее предательство и ложь. Э.А.Асадов показал истинную любовь, не требующую жертв со стороны любимого человека, спокойную и самоотверженную, возвышенную и чистую.

Не многие способны так любить: в современном мире все больше внимания обращают на внешние атрибуты красивой жизни, забывая о самой душе. Каждый выбирает свою дорогу, свою любовь, свое счастье.         

«Как сердцу высказать себя?

 Другому как понять тебя?»

Ф.И.Тютчев

Трагизм современной действительности заключается в том, что многие подростки, даже имея желание приобщиться к культуре, узнать больше о классической литературе, сталкиваются с такой проблемой, как непонимание со стороны своих сверстников. К сожалению, увлекаться классикой стало не модно. И желание духовно обогащаться, родившееся в душе молодого человека, пресекается на корню. Но все исправимо.

Мы решили начать с малого. Путем приобщения наших сверстников к поэзии Эдуарда Аркадьевича Асадова мы приблизимся к классической литературе в целом. Стихотворения Э.А.Асадова посвящены таким вечным темам, как любовь и ненависть, дружба и вражда, верность и предательство, а потому и близки молодежи. «Книги Асадова прошли самое главное и самое трудное испытание - испытание временем. Вот уже более пяти десятилетий книги Эдуарда Асадова являются едва ли не самыми любимыми и самыми читаемыми как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Чтобы не быть голословной, с абсолютной уверенностью скажу, что вряд ли найдется человек, который, не кривя душой, видел хотя бы раз книгу Эдуарда Асадова, пылящуюся на полках книжного магазина. Но не только испытание временем прошли эти книги, они прошли абсолютно невредимыми сквозь кислоты и щелочи завистливой и недоброжелательной критики. Почему так получилось? Ответ, как говорится, прост до смешного: да потому, что на стороне Эдуарда Асадова были миллионы читателей всех возрастов и профессий - от школьника до ветерана и от рабочего до прославленного ученого. Сразу же возникает вопрос: чем же волнуют и покоряют эти стихи читателей? Да прежде всего огромной художественной и жизненной правдой, самобытностью и неповторимостью интонаций, полифоничностью звучания. И все-таки самое главное - то, что не поддается практически никакому анализу, никаким препарированиям критики, короче говоря, то, что Михаил Исаковский назвал когда-то "секретом поэзии", а именно - литературный талант,» - пишет Александра Зосимова, кандидат филологических наук.

Одна из замечательных черт лирики Эдуарда Аркадьевича – это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях, о счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется и страдает. И читатель великолепно чувствует это и глубоко сопереживает. И когда в своем стихотворении поэт произносит слово: «Люблю!» - ему можно верить. Эта честность поэта и привлекает сердца читателей.

Вот что сказала о Э.А.Асадове одна из биографов поэта, кандидат филологических наук Александра Зосимова: «Поэзию Эдуарда Асадова знают и горячо любят не год, не два и даже не десять лет, а по признанию друзей и недругов, поэзия его является самой читабельной и любимой вот уже более пятидесяти лет как в нашей стране, так и далеко за ее рубежом. Срок, согласитесь, сверхубедительный. Жизненный и творческий путь, проделанный автором, огромен и ярок. Он не был усыпан лаврами, ибо каждый шаг и каждая ступень давались всегда с боем».

Но почему же его поэзия сегодня так незаслуженно забыта? И многие ли знают о таком гениальном поэте?

Чтобы верно разобраться в этом вопросе, мы провели опрос среди учеников нашей школы (9 – 11 классы).

Мы предложили следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вы с творчеством Э.А.Асадова?
  2. Какое стихотворение Асадова является любимым? (для тех, кто знаком с его творчеством).
  3. Хотели бы вы узнать больше о поэте и его творчестве?

На основании опроса мы пришли к следующим выводам:

1) Не знакомы с творчеством Эдуарда Асадова 32 человека;

2) Знакомы среди сверстников, с которыми мы учимся,  лишь 2 человека и они привели в качестве любимого стихотворения «Как много тех, с кем можно лечь в постель…» Это стихотворение относится к любовной лирике поэта.

3) Все, кроме нескольких ребят, проявили желание познакомиться с творчеством Э. Асадова. Многие ребята хотели бы узнать, о чем же пишет Эдуард Асадов. Их заинтересовал наш опрос, и мы поможем им познакомиться с творчеством выдающегося поэта.

Этот же опрос анонимно мы провели в группе «вконтакте», так как большинство молодых людей предпочитает проводить время за компьютером.

А вы знакомы с творчеством Эдуарда Асадова?

1.да, знаю очень много стихотворений;

2.слышал(а) о нем что-то;

3.нет, с его творчеством не знаком(а);

Результаты были следующими:

Проголосовал всего 219 человек.

*Итак, 76 человек знают многие стихотворения, следовательно, увлекаются творчеством поэта. (34.7%)

* Слышали о поэте 41 человек. (18.7%)

* Оставшиеся  102 человек не слышали о поэте и не знакомы с его творчеством. (46.6%)

Оказалось, что многие знакомы с творчеством Э.А.Асадова. Его дело не умерло, его стихотворения по-прежнему заставляют переживать сердца молодых людей.

Литература раньше и сейчас…

Было время, и не так давно, когда другой характер имела наша литература: другие споры, другие книги и журналы. Другим было и отношение к литературе. Перемена совершилась в короткое время. Впрочем, быстрота перемен составляет характеристику нашей литературы. К сожалению, в динамично развивающемся обществе роль книг в культурной жизни молодых людей теряет значимость с появлением достаточно развитой системы коммуникации, Интернета, СМИ. Значительную часть досуга молодых людей заполняют электронные средства: телевидение, видео, радио, компьютерные игры – посредством которых сегодня формируется внутренний мир молодого человека, его художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Поэтому крайне слабый интерес молодежи к книгам имеет четко выраженную проблемную характеристику. Ведь в процессах формирования духовности значительную роль играет чтение литературы. Отражая действительность посредством применения средств художественной выразительности, тем самым развивая воображение путем создания образов и героев, часто отражающих в чертах своих характеров многие особенности современной действительности, литература имеет свою собственную уникальную специфику в формировании общечеловеческих ценностей, приоритетов, взглядов. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что в большей степени под силу литературе именно с высоким нравственным содержанием.

Однако в последние десятилетия литературные произведения более развлекательного характера, зачастую оторванные от мира и написанные сленговым языком, начинают превалировать над другими жанрами. Неоспорим тот факт, что такие произведения не способствуют формированию здоровых вкусов и нравственных качеств отдельной личности. Многие представители культуры с тревогой признают тот факт, что сама книга утрачивает свое значение.

Если мы внимательнее посмотрим на современную литературу, чем представится она после строго испытывающего взора? Увы, явлением не очень утешительным. Литература наша  сегодня – во многом произведения искусственные, приземленные. Может, этим и объясняется отдаленность современных подростков от культуры нашей страны.

Какие же ценности  преобладают в среде молодежи сегодня? Семья, Родина, любовь и верность, благородство и самоотверженность? Едва ли. Материальный мир пришел на смену духовному. Но так ли все плохо?

Мы решили провести опрос среди подростков 16 – 18 лет, обучающихся в нашей школе (9 - 11 классы). Вопросы были таковы:

  1. Какие качества вы цените в людях?
  2. К чему вы стремитесь? Чего хотели бы достичь в жизни?
  3. Как вы оцениваете уровень культуры своих сверстников?
  4. Можно ли говорить о том, что культура, и в частности литература, переживает кризис?
  5. Какими методами можно привлечь современных подростков к классической литературе?

Итак, проведя опрос, мы получили следующие результаты:

  1. Большинство наших сверстников считают, что самыми важными человеческими качествами являются доброта, искренность, честность, а также стремление людей добиться чего-либо в жизни (безусловно, у каждого своя цель);
  2. Поскольку в нашей жизни сейчас происходит решающий момент, подготовка к  взрослой жизни, выход на финишную прямую, то многие хотят успешно сдать экзамены, поступить в высшие учебные заведения. Почти все мечтают о крепкой семье и любимой работе.
  3. Как ни печально, многие осознают, что уровень культуры молодого поколения достаточно низок. Хотя  наши сверстники считают, что все разные, потому  сделать обобщение невозможно. Есть,  конечно,  эрудированные, образованные, развитые, начитанные молодые люди, ценящие основные качества личности и являющиеся такими сами,  но, повторимся, это – большая редкость. Надо признать, что культура нашего поколения  довольно низка.
  4. Здесь  возникло достаточно спорное и противоречивое мнение. Одни считают, что литература переживает кризис, а другие и вовсе, честно признаваясь, говорили, что не разбираются в этом вопросе.  Совсем небольшая часть опрошенных считает, что пока есть хоть один читающий человек, пока хоть кто-то интересуется данным видом искусства, то он будет жить и приносить людям пользу.
  5. Большинство опрошенных считает, что необходимо создавать литературные кружки. Но сразу  возникает вопрос:  как же привлечь современную молодежь к посещению таких кружков?  

Наше время отличается быстротой и динамичностью движения, бурным развитием современных технологий и средств массово информации. Исходя из этого, многие считают, что необходимо снимать больше художественных фильмов, размещать больше информации  в интернете, создавать специализированные сайты и форумы. Некоторые из наших сверстников считают, что необходимо создавать сокращенные варианты произведений.  Но разве можно понять шедевры классической литературы, прочитав лишь некое подобие в сжатом виде? Как можно проникнуть в суть произведения, постичь всю глубину чувств и переживаний авторов? Разве можно определить все проблемы литературного  произведения, понять, для чего же оно было написано?  Ведь для этого необходима кропотливая  и нелегкая работа над текстом. В этом может помочь учитель литературы.  Мы считаем, что способствовать развитию интереса подростков к классической литературе может и должен школьный преподаватель, который сумеет заинтересовать молодое поколение красотой русской речи, глубиной проблем, поднимаемых в классических произведениях, желанием  проникать в самую суть творений выдающихся писателей.

Мы не смогли остаться равнодушными к тому, что большинство молодых людей не только не читают классические произведения, но и не заинтересованы в чтении вообще. Альтернативой чтения стали фильмы, большинство из которых не несут особой смысловой нагрузки, напротив, направлены на отдых и развлечение; компьютерные игры, которые отвлекают подростков от реальной жизни, вследствие чего и происходит моральная деградация. Но есть возможность исправить эту ситуацию. Именно поэтому мы немедленно принялись за дело и провели ряд мероприятий, направленных на духовное развитие личности, раскрытие творческого потенциала, приобщение к классической литературе:

  1. Одним из мероприятий стал поэтический вечер, посвященный творчеству Э.А.Асадова, на который добровольно пришли 24 человека. Познакомившись с биографией писателя, каждый рассказал особенно полюбившееся ему стихотворение из прочитанных ранее. Все остались довольны вечером, потраченным не зря, и такие мероприятия решили устраивать каждый месяц, чтобы продолжить изучение творчества Э.А.Асадова, а также познакомится с творчеством других классиков.
  2. Наша школа ежемесячно выпускает газету. И для того, чтобы большее число учеников включилось в проводимые нами мероприятия, мы опубликовали в ней фотоотчет о проведенном поэтическом вечере и несколько отзывов ребят, в которых они говорили о том, кем Э.А.Асадов стал в их жизни.
  3. Не остались в стороне и учителя лицея, они охотно включились в работу по культурному воспитанию подростков. Классные руководители помогли нам провести открытые уроки по темам: «Литература в жизни школьника», «Каким должен быть настоящий поэт?» и «Чем стало для меня творчество Э.А.Асадова?». На этих уроках каждый ученик получил право сказать свое слово, высказать свое мнение. Ребятам понравились уроки, построенные на живом общении.

Выводы:

Мы уверены, что смогли заинтересовать большое количество учеников нашей школы творчеством Э.А.Асадова. Кто-то впервые познакомился с его стихотворениями, кто-то дополнил свои знания о лирике поэта. Но равнодушным не остался никто! И это поистине ценный результат, ведь приобщив часть школьников к классической литературе, мы дали им те знания, которые не пропадут бесследно, а напротив, останутся в их памяти на долгие годы и, более того, заинтересуют их друзей. И возможно, услышав о мероприятиях, проходящих в лицее, другие школы последуют нашему примеру и не останутся равнодушными к биографиям и творчеству великих писателей и поэтов.

Подводя итог нашей работе, мы не хотим говорить о том, что молодое поколение  невежественно и безразлично к проблемам духовным,  что молодые люди не стремятся знать классическую литературу. Самобытность нашей культуры можно спасти от гибели. Безусловно, культура не умрет, пока есть такие люди, которые стремятся к развитию и самосовершенствованию. А такие люди есть. Не случайно Э.А.Асадов так говорил о развитии российской литературы: «Я могу сказать только одно: как бы ее ни качало по ухабам и ямам, все равно наша литература – великая литература. Она все равно снова поднимет паруса и будет одной из лучших в мире»

Литература.

  1. Асадов Э. А. Что такое счастье. – М., «Эксмо», 2007 .
  2. Баруздин С. Строки, летящие сквозь года. – «Литературная Россия», - 1982, 22 октября.
  3. Календарь «Знаменательные даты – 2003» - М., Либерея-Бибинформ, 2002 – с. 362.
  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., «Советская энциклопедия», 1987.
  5. Стрельбицкий И. С. Ради вас, люди. – М., 1979.
  6. Розанов. И.И. Русская советская поэзия 50 – 70х годов. Хрестоматия. – Минск: Вышэйшая школа, 1982.
  7. Л.И. Дзюбинский. Герои города Серова. Серов. 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность нравственного воспитания личности в современном обществе

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...

Важность нравственного воспитания личности в современном обществе

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...

Особенности формирования социальных способностей личности в современном обществе

Оценивая уровень развития современного общества, нельзя не заметить значительные изменения социальной сферы.Термин и понятие «социальный», т.е. «общественный» стремительно занимает лидирующую позицию ...

Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка

В свете совершенствования и изменения системы российского образования и его правовой основы одну из первостепенных ниш занимает дополнительное образование детей в школе. Данный вид образования с...

«Гражданско-патриотическое воспитание детей, как средство социализации личности в современном обществе»

Патриотическое воспитание  основано на  статьях Конституции РФ, Законе Российской Федерации «Об             образовании в Ро...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...