Рабочая программа по курсу "Современная русская литература"_10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Устимова Елена Анатольевна

Рабочая программа для кусра по выбору (элективного курса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustimova_e.a._sovremennaya_literatura_10.docx56.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

в 10 классе «А»

 (34 часа)

учителя Е.А. Устимовой

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору (элективного курса) для 10 класса составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897);
  • авторской программы Б.А.Ланина «Современная русская литература», М., Вентана-граф, 2011 г.
  • учебного плана ГБОУ СОШ № 929» на 2014-2015 учебный год.

Проблема изучения русской литературы последних лет стоит перед современной школой очень остро. Проанализировав имеющиеся программы по литературе (11-й класс), мы заметили следующие противоречия. Во-первых, русская литература начиная с 1960-х годов и до настоящего времени даётся, увы, только обзором: несколько десятков имён и фамилий, из которых учителю предлагается самому отобрать для изучения то, что ему ближе. Во-вторых, за последние восемь-десять лет к этому закономерно прибавилась и третья волна русского зарубежья, которая тоже должна занять своё законное место в программе. В желании не упустить главное учитель порой хочет объять необъятное, что, безусловно, невозможно и сказывается на качестве усвоения материала. Поэтому на последнюю учебную четверть в 11-м классе приходится очень большая нагрузка: каждое занятие — новое прозаическое произведение, порой достаточно большое по объёму. Результативность от такого изучения литературы — ноль.

Таким образом, выделив изучение лучших произведений наиболее значительных писателей последних десятилетий, творчество которых позволяет судить об основных художественных и идейных исканиях нашего времени, из курса 11-го класса в отдельный курс, мы предлагаем его в качестве варианта изучения современного литературного процесса в 10-м классе. Необходимость данного спецкурса подсказана жизнью. А произведения, рассматриваемые на спецкурсе, — наше главное духовное, культурное достояние. По-настоящему овладеть им, сделать его частью жизни и души молодого человека можно только при серьёзной душевной и интеллектуальной сосредоточенности. Считаем, что занятия спецкурса и обеспечивают возможность подобной деятельности учащихся.

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильных классов, которым интересна современная русская литература. Он поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы.

Литература рубежа ХХ–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.

Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения современной литературы, не являющиеся “классическими”, а следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени должен самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.

В рамках элективного курса рассматривается прежде всего литература последних двух десятилетий. Однако при изучении творчества современных российских авторов нельзя не принимать во внимание специфику литературного процесса конца 1980-х — начала 1990-х гг., когда в литературу одновременно вошли и произведения писателей русского зарубежья (от 1920-х до 1980-х гг.), и неопубликованные произведения авторов, остававшихся в России (от А. Платонова, Б. Пильняка до В. Ерофеева, А. Битова и многих других). Для понимания закономерностей, определивших развитие русской литературы конца XX — начала XXI в. и формирование новых литературных течений — таких, в частности, как русский постмодернизм, важно знакомство с этапными произведениями, ставшими «классикой» современной литературы («Москва —   Петушки»   Вен. Ерофеева,   «Пушкинский   дом» A. Битова, «Школа для дураков» С. Соколова). Именно с их изучения начинается данный элективный курс (первые официальные публикации произведений пришлись на конец 1980-х гг.).

Логическим продолжением знакомства с литературой русского постмодернизма становятся, с одной стороны, тексты концептуалистов (1970—1980-е гг.), с другой — проза конца 1980-х гг. (творчество Т. Толстой). Далее в программе представлены наиболее характерные произведения русского постреализма (проза Л. Петрушевской, B. Маканина, С. Довлатова), реализма (роман Г. Владимова), неосентиментализма (проза Л. Улицкой). Такая последовательность изучения позволяет представить «смежные» литературные явления (постмодернизм — постреализм, постреализм — реализм, реализм — неосентиментализм) в тонких, но осязаемых различиях. Завершает курс рассмотрение литературного проекта Б. Акунина: его произведения совмещают в себе (а чаще всего пародируют) черты классической литературы XIX в. и приемы постмодернистского письма конца XX в.

Цели элективного курса:
  • помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию; сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;
  • познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе от периода “оттепели” до “постсоветского” периода;
  • совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
  • воспитывать любовь к чтению;
  • прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;
  • формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • способствовать развитию эстетического вкуса, научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы.
  • формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

Задачи курса:
  • показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;
  • совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;
  • продемонстрировать возможности литературно-критических жанров (аннотация, рецензия, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими;
  • формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура (интертекст/интертекстуальность, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст и др.);
  • развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть литературно-критическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);
  • приготовить выпускников к аттестационному сочинению.

Цели и задачи курса определили и его структуру:

Курс построен на сочетании и взаимодополнении проблемно-тематического, историко-литературного и теоретико-литературного принципов. Курс рассчитан на 34 часа  (из них примерно две трети практических и семинарских занятий, где идёт непосредственный анализ литературных произведений, учащиеся выступают с результатами своих исследований).

Весь учебный материал сгруппирован в следующих разделах.

1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов.

2. Рождение русского постмодернизма.

3. Литература 1990-х — начала XXI века:

а) современная поэзия;

б) реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.

4. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

5. Современная драматургия.

6. Современная массовая литература.

Межпредметные связи с курсом русского языка осуществляются через выполнение практических работ по анализу текста, включающих в себя анализ языка и стиля автора.

Курс по выбору совершенствует эстетические, нравственные, гуманитарные интересы учащихся старших классов, делает чтение современной художественной литературы постоянной жизненной потребностью. Современная литература как предмет изучения принадлежит эстетическому, гуманитарному и коммуникативному полям знаний. Сегодня она интегрирует художественное, историческое, хореографическое, речевое и обществоведческое образование. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания.

1. Главным, как и на предыдущих этапах литературного образования, является эстетический аспект, так как литература — искусство слова. Поэтому мы продолжаем работать над знанием законов литературы, так как постижение их и есть важное условие понимания современных литературных произведений. Но изучение теории не должно быть самоцелью: законы, по которым создаются художественные произведения, должны прежде всего способствовать развитию читательских умений, что и научает отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений “массовой литературы”.

2. Следующий аспект литературного образования, полученного на уроках, — нравственный. Современная литература в своих лучших произведениях просто самоценна, она заставляет задуматься нашего молодого читателя над коренными вопросами бытия, над “проклятыми” вопросами (Достоевский). Каждый раз современная литература по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений, в то же время настаивая на том, что вечные нравственные ценности неизменны. Не надо забывать слова Пушкина: “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Таким образом, курс несёт не только знания и умения, он формирует убеждения, определяет качества личности, направленность её жизненных интересов.

3. В курс литературного образования заложен и речевой аспект. На этом, четвёртом, этапе литературного образования мы продолжаем путь медленного вчитывания в художественный текст. Результатом такой работы на спецкурсе является совершенствование культуры речи учащихся, как письменной, так и устной.

4. Следующий аспект литературного образования, получаемого учеником при изучении литературы последних десятилетий, — культурологический. В современной литературе содержатся и исторические, и географические сведения, которые являются не менее точными, конкретными и ощутимыми, чем в учебниках. Литература расширяет представление о жизни не только предков, но и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает его гражданином отечества.

5. На всём протяжении школьного курса литературы формируются и читательские умения. В этом плане задача спецкурса — формировать стойкий личный интерес к чтению.

Основные формы организации учебных занятий — семинары и практические занятия. В лекционной форме (с элементами беседы) проводятся только уроки по обзорной теме, охватывающей большой спектр различных литературных явлений, — «Литературная ситуация конца 1980—1990-х гг.». «Пристальное чтение» конкретного литературного текста (в большинстве случаев материалом для рассмотрения являются рассказы небольшого объема или лирические стихотворения), эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы закрепляют и совершенствуют навыки анализа и аргументированной интерпретации литературного произведения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся (исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение); работе в малых группах. Могут быть подготовлены и проведены читательские форумы, круглые столы и конференции.

Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов для самостоятельного обдумывания, которые направлены на корректировку рецепции, на развитие литературоведческой наблюдательности, установление значимых связей между композиционными элементами текста. Ряд вопросов ориентирован на установление внутрилитературных связей изучаемых произведений (например, связей современной литературы с русской классикой XIXв., выявление сходных или контрастных композиционных приемов, рассмотрение автоаллюзий и т. п.). Эти вопросы в основном и будут определять ход обсуждения произведений на уроке. Задания к уроку-семинару в большей степени ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Они требуют предварительной работы с литературно-критическими источниками (материалы представлены в учебном пособии), самостоятельных наблюдений и обобщений и рассчитаны на подготовку развернутого сообщения с решением конкретной учебной задачи. По итогам изучения темы школьникам даются вопросы для повторения, которые носят обобщающий характер, или вопросы и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. Одни направлены на повторение и частичное дополнение изученного материала, другие — вопросы повышенной трудности (они выделяются звездочкой (*) — требуют самостоятельной исследовательской работы.

Уровень сложности заданий в процессе обучения повышается от первых к последним урокам: если начальные темы в основном сопровождаются вопросами репродуктивного характера, то во второй половине курса главным образом используются задания исследовательского характера. В первую очередь это касается работы с художественными текстами: каждый из них сопровождается специальным заданием, которое позволяет обратить внимание учеников на не рассматривавшиеся в ходе урока аспекты творчества того или иного автора (прежде всего речь идет о поэтических произведениях).

Возрастает и объем самостоятельной работы, которую выполняют ученики при подготовке к урокам, от начала к концу элективного курса. Естественно, учитель должен выбирать из предложенных к темам заданий те, которые отвечают интересам и возможностям его класса, однако в целом характер заданий таков, что каждое из них — особенно в последних темах — требует от ученика самостоятельного микроисследования.

При распределении учебных часов по темам предусмотрен резерв времени (3 часа), который отведен для изучения произведений, выбранных самими учениками и вызывающими их интерес. Нет необходимости пояснять, что программа курса не исчерпывает всех явлений современной литературы и школьники должны иметь возможность обсуждать на уроках и те произведения, которые не вошли в основной курс.

Освоение современной литературы связано и с необходимостью формирования навыков культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения современными приемами быстрого поиска научной и учебной информации. Речь идет не только о формировании библиографической культуры, но и о возможности получения информации on-line с интернетовских литературных сайтов.

Образовательные результаты программы — понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы, умение выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения, умение самостоятельно формулировать собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры, овладение литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения, доклады и письменные работы (рецензии на самостоятельно прочитанные произведения изучаемого автора, литературоведческое эссе по проблематике изученного произведения, сочинение по предложенной теме). Задания творческого практикума также подчинены логике усложнения видов работы, которую выполняют ученики в рамках элективного курса. Если на начальном этапе школьник должен написать сочинение по изученному произведению или аннотацию к прочитанной книге, то в конце курса он должен представить рецензию или эссе по творчеству того или иного автора. Оценка выставляется с учетом точности понимания проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения и понимания, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, стилевой оригинальности и правильности речевого оформления.

Программа включает в себя характеристику общественно-исторической и литературной жизни указанного периода, обзоры развития прозы, поэзии, драматургии, монографические разделы о творчестве известных современных писателей, список художественной литературы для чтения, список использованной литературы, перечень учебных материалов. Тексты, включённые в программу курса, сегодня легко найти в интернете, что облегчает работу учителя и учащегося.

Содержание программы.

Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов

  1. Понятие современная литература и современный литературный процесс. Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, литературные премии как фактор литературной жизни.

Литературный процесс 1990-х годов

  1. Чтение в современной России. Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации. Проблема плюрализма в литературоведении, требование историзма оценок. Система «писатель — критик — читатель». Поиск новых художественных средств. Реализм, модернизм и постмодернизм — составляющие литературного процесса современности. Литература и массовая культура. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия). Современные информационные технологии и художественная литература. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.

Особенности русского постмодернизма

  1. Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация, дискуссии о нём. Философия и эстетика постмодернизма. Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». История создания и публикации поэмы. Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя. Проблема жанра произведения В. Ерофеева «Москва-Петушки»: поэма в прозе, травестийное житие, пародийная исповедь, “страсти Христовы”, путевые заметки. Многоообразие интерпретаций поэмы.

  1. Андрей Битов. «Пушкинский дом». Творческий путь А.Г. Битова. Жанровые и стилевые искания. Эволюция прозы: от реалистической (ранние рассказы) до модернистской («Пушкинский дом»). Психологизм. Поиск героя — рядового интеллигента. История создания и публикации романа «Пушкинский дом». Полярность оценок романа. Роман-музей (роман-попурри). Биография героя как вариация на тему классических сюжетов. Герои-интеллигенты и герои-интеллектуалы в романе. Проблема внутренней свободы для героев романа.

Литература 1990-х — начала XXI века

Современная поэзия

  1. Многообразие современной поэзии. Противостояние “громкой” и “тихой” поэзии. Е.Евтушенко и А.Вознесенский — реализм и романтизм, конкретность и условность, демократизм и элитарность. Традиционалисты, отразившие противоречия XX столетия, — Ю.Кузнецов и Н.Тряпкин. Авангардисты-радикалы — Г.Айги и В.Соснора. Нетрадиционные способы выражения мысли и чувства, воздействие на читателя графикой стиха. Первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Дискуссия о “сложной” поэзии и о праве поэта быть “непонятным” читателю. «Тамиздат» и «Самиздат». Литературные премии в поэзии. Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления — Н.Коржавин, И.Бродский, Б.Чичибабин и другие. Поэты-неоклассики: попытка возрождения утраченной гармонии (Ю.Кублановский, Б.Кенжеев и другие). “Куртуазные маньеристы” (В.Степанцов, В.Пеленягрэ): типичный приём “маски”.

  1. Н.Рубцов. Развитие Рубцовым есенинских традиций в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зелёные цветы», «Последний пароход» и другие. Концепция “тихой”, “смиренной” Родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывёт над рекою»). Философия покоя в лирике. Реалистическое и романтическое начало этой поэзии.

  1. Иосиф Бродский. Творческий путь. Творчество — “впадение в зависимость от языка”. Пространство и время в художественном мире Бродского. Бытие человека как путь утрат, “реальность отсутствия” и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики. Концепция поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмико-интонационного строя стихотворений И.А. Бродского. Усложнённость синтаксиса.

  1. Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д.Пригова, Л.Рубинштейна и Т.Кибирова. Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов”. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста.  Лев Рубинштейн. Каталог как метонимическое зеркало реальности. Творчество Т. Кибирова. Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. Написание реферата на тему «Понятие о концепте».

  1. “Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум и др.). Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов).

Современная русская реалистическая проза

  1. Ф. Абрамов. «Деревенская проза». «Последний старик деревни» и другие рассказы.
  2. В.П.Астафьев. Рассказы «Людочка», «Пролётный гусь».
  3. В.П.Астафьев. «Затеси» как лирические миниатюры. Нравственно-философские основы произведений Астафьева.

Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе

Русский язык и русский человек

  1. Татьяна Толстая. Своеобразие творчества. Эссе «Русский мир» как воплощение патриотизма от противного. Проблема сохранения родного языка в эмиграции и в России. Выражение глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского человека как страшный, почти необратимый процесс. Вячеслав Пьецух как представитель иронического авангарда “другой прозы”. Характерные черты прозы. Традиции классиков в прозе Пьецуха. Пародия как ведущий литературный приём автора. Анекдот как традиционный жанр. Поэтика рассказа «Успехи языкознания».

Жизнь и мечта

  1. Юрий Буйда. Фамилия автора как ключ к постижению творчества (по версии Ю.Буйды). Поэтика заглавия книги «Прусская невеста». “Колония текстов” (О.Славникова) как своеобразный жанр книги. «Фарфоровые ноги» как современная интерпретация известного сюжета о Золушке (Шарль Перро). Постоянное переплетение в сюжете примет реальности и фантасмагорических деталей.
  2. Т.Толстая. Рассказ «Факир»: художественное пространство произведения. Контраст как основной композиционный приём рассказа. Функции вставных эпизодов. “Разоблачение” Филина и крушение мечты. Интертекстуальность в рассказе.

Русская классика на страницах современной литературы

  1. Пушкинские мотивы и образ поэтав прозе Т.Толстой. «Ночь». «Сюжет». «Лимпопо». Ю.Буйда. «Синдбад-мореход». Поэзия Пушкина как сокровенная часть души современного человека. Чеховские темы и образы в произведениях В.Пьецуха как представитель иронического направления в “другой прозе”. Сознательная проекция его сюжетов на различные литературные модели: «Крыжовник», «Наш человек в футляре». Деконструкция “чеховского мифа” в рассказе «Уважаемый Антон Павлович!». Щедринские мотивы и образы. В.Пьецух. Город Глупов в последние десять лет. Обращение к щедринскому сюжету как способ отражения косности и неизменяемости современной действительности. Л. Петрушевская. «Дама с собаками» Диалог с классикой («Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Дама с камелиями» A. Дюма). Трагедия как фарс в художественном мире Л. Петрушевской.

Аллюзии и реминисценции русской классики

  1. Владимир Маканин. Краткий обзор творчества. Рассказ «Кавказский пленный»: русская классика на страницах рассказа. Красота и смерть как ключевая смысловая доминанта.

Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

  1. Синтез реализма и постмодернизма. Понятие постреализма и его эстетика. “Новый автобиографизм” С.Довлатова. Биография как литературный факт. Активное использование эстетического арсенала постмодернизма (интертекстуальность, многостильность, игровые отношения между автором и героем, “открытость” текста для интерпретаций и вариантов).

Человек за колючей проволокой

  1. Георгий Владимов. «Верный Руслан». Взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа. Модель лагерного мира глазами собаки. “Трагедия преданного сознания” (Н.Иванова). «Верный Руслан» как повесть-предостережение.

Тема войны в современной литературе

  1. Виктор Астафьев. Личность и творческий путь. История создания дилогии «Прокляты и убиты» («Яма», «Плацдарм»). Система персонажей. Беспросветная трагичность картин войны и мира в романе.
  2. Новая военная (“афганская”) проза. Проблема деформации человеческой психики. Светлана Алексиевич — журналист и писатель. «Цинковые мальчики» как документально-художественный “жанр голосов”.

Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Самостоятельное исследование «Герой современной военной прозы».

Современная массовая литература.

  1. Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии. Роман М.Семёновой «Волкодав».

Женская проза: Т.Толстая, Л.Улицкая, Л.Петрушевская

  1. Место женской прозы в современном литературном процессе. От реализма к постмодернизму. “Игровая проза” Т.Толстой. Метафоричность — отличительная черта стиля. Исследование конфликта между реальным и воображаемым в творчестве Толстой. Т.Толстая. Роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.
  2. Яркость и самобытность прозы Л.Улицкой. Своеобразие конфликтов. Развитие гуманистических традиций и новаторство. «Перловый суп». Объективное (историческое) и субъективное («персональное», «личное») время в рассказе. Особенности повествовательной организации (двойственность повествовательной перспективы) и художественного языка рассказа.
  3.  Психология шоковых состояний в прозе Л.Петрушевской. Система мотивов, характерных для прозы Петрушевской. Противоречие между бездушием мира и одушевлённостью человека — главный нерв её произведений.

Современный детектив

  1. Б.Акунин (Г.Ш. Чхартишвили). Б.Акунин — писатель-маска. Художественное творчество как игра. Циклизация детективных произведений Б.Акунина, многообразие жанров.
  2. М.Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как своеобразная сказка для взрослых.
  3. Звёзды детектива: Полина Дашкова и Александра Маринина. Истоки творчества. Идеальное общество в детективах Дашковой: порядочные люди против преступников. Традиции советского детектива в милицейских романах А.Марининой. Цикл о Насте Каменской.

Современная фантастика.

  1. Братья А. и Б.Стругацкие. Философская фантастика. Истоки и традиции. Роман-предостережение «Трудно быть богом». Осознание личной ответственности перед историей. Сатирическая фантастика «Понедельник начинается в субботу».
  2. Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ героя-богатыря Жихаря.
  3. Виктор Пелевин. Личность и творческий путь. Условно-метафорическая проза: «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота». Осознание иллюзорности окружающего, фантомной природы современной реальности в рассказе «Миттельшпиль». «Жёлтая стрела» как фантастическая философская повесть. Своеобразие стиля Пелевина.

Современная драматургия.

  1. Театр А. Вампилова: философичность, острота социальной и нравственной проблематики. Соединение мелодрамы, комедии, романтической драмы. «Старший сын», «Утиная охота».
  2. Современная драматургия. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («Мурлин Мурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).
  3. Б.Акунин. «Чайка» как постмодернистская пьеса-детектив. Юрий Кувалдин. «Ворона» как “выворотка” (Ю.Кувалдин) «Чайки» Чехова. Заключение. Особенности развития современной литературы. Взгляд молодого читателя.

Тематическое планирование

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

проект

1

Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов

1 час

Лекция учителя с элементами беседы

Знакомство с материалами лит. сайтов, оценка сайтов

Создание сайта на тему «Проблемы и тенденции в современной русской культуре».

2

Литературный процесс 1990-х годов

1 час

Лекция учителя с включением дискуссионных вопросов

Дискуссия

Игра — ремесло — призвание: изменилось ли место литературы в современном мире?

3

Особенности русского постмодернизма

2 часа

Краткий обзор творчества писаталей

Анализ произведений

4

Современная поэзия

5 часов

Краткий обзор биографий поэтов

Анализ стихотворений

Читательская конференция

«Направления и стили в современной русской поэзии»

5

Современная русская реалистическая проза

3 часа

Анализ худ. текстов

Написание лирической миниатюры

6

Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.

Русский язык и русский человек.

1 час

Интерпретация

произведений

Написание эссе на тему «Что является реальностью для соврем. писателей-реалистов?».

7

Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.

Жизнь и мечта.

2 часа

Анализ рассказов

8

Русская классика на страницах современной литературы

1 часа

Беседа с элементами

дискуссии

Аспектный анализ произведений

9

Аллюзии и реминисценции русской классики

1 час

Аспектный анализ произведения

10

Реалистическая традиция: кризис реализма и формир-е постреализма.

1 час

Урок-исследование

Дискуссия «Литература и исторический факт: допустимые границы творческой интерпретации».

11

Человек за колючей проволокой

1 час

Анализ произведения

12

Тема войны в современной литературе

2 часа

Урок-семинар

Самост. исследование «Герой современной военной прозы».

13

Современная массовая литература.

1 час

Урок-семинар

Рецензия на фильм

14

Женская проза: Т.Толстая, Л.Улицкая, Л.Петрушевская

3 часа

Уроки-семинары

15

Современный детектив

3 часа

Уроки-семинары

Написание эссе на тему «Есть ли в современном детективе муки совести?».

Написание рецензии на книгу

16

Современная фантастика.

3 часа

Урок- экскурсия

Сочинение с элементами библиографического исследования «Фантастика и утопии в современной критике».

17

Современная драматургия

3 часа

Урок-семинар

Написание эссе на тему «Узнаваемый незнакомец: Герой пьесы в тексте и на сцене».

18

Итоговое занятие

Литературная конференция

Учебные пособия:

  • «Современная русская литература». Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. Под редакцией. Б.А.Ланина;

  • «Современная русская поэзия. 10-11 классы». Элективный курс. Учебное пособие для учащихся. Н.В.Беляева;

  • «Малый жанр в русской новейшей прозе. Опыт рецензирования». Пособие для учащихся 10-11 классов.

Художественная и методическая литература, учебные материалы:

  • Бассель Нафтолий. Метаморфозы обыденного, или “Странная проза” Михаила Веллера // Вечерний Таллин. 20.02.89.

  • Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.

  • Бердышева Л.Р. О содержании элективного курса по современной русской литературе // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 15 апреля. www.eidos.ru/journal/2004/0415.htm. В надзаголовке: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru

  • Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70–90-х годов ХХ века): Материалы к курсу «История русской литературы ХХ века (часть III)». СПб.: Филолог. ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2001.

  • Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

  • Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002.

  • Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала ХХI века // www.auditorium.ru

  • Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

  • Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ, 2002.

  • Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ru/slava/index. Html

  • Кучина Т.Г. Программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» // Программы элективных курсов. Литература. 10–11-е классы. Профильное обучение. 2-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2005.

  • Ланин Б.А. Современная русская литература. Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.

  • Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

  • Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990-е годы): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  • Маркова Т.Н. Проза конца ХХ века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск, 2003.

  • Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл (В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Пелевин): Монография. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003.

  • Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1. С. 199–219.

  • Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17–29.

  • Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО «Издательский дом “Оникс XXI век”», 2002.

  • Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 25–38.

  • Черногрудова Е.П. (Борисоглебск). Связь лингвистического и культурологического аспектов: понятие интертекстуальности //www.pn.pqlu.ru

  • Штейн Б.С. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.

  • Щербакова И., Хадынская А., Майракова Н., Ткаченко О. Современная русская литература. Литературный процесс 1960–1990-х годов: Программа спецкурса. Планирование. Материалы к урокам // Литература. 2003. № 33.

  • Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков. Хрестоматия / Сост. Е.В. Михина (прилагается на CD).

  • Берг Б. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. — М., 2002.
  • Гудков А., Аубин Б. Литература как социальный институт. — М.г 1994.
  • Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. — М.г 2001.
  • А. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».
  • А. Терехов. «Бабаев».
  • А. Наймам.. «Славный конец бесславных поколений».
  • А. Генис. «Довлатов и окрестности».
  • Н. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».
  • L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001.
  • Немзер А. Замечательное десятилетие. — М.г 2003.
  • А. Зорин. «Авансцена».
  • А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой».
  • Попов. «Подлинная история ,3еленых музыкантов"».
  • Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».
  • Маканин. «Андеграунд».
  • А. Слаповский. «Я — не Я».
  • А. Волос. «Недвижимость».
  • L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии русской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001.
  • Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.
  • Д. Быков. «Орфография».
  • М. Бутов. «Свобода».
  • М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана».
  • Н. Торланова, В. Букур. «Роман воспитания».
  • А. Дмитриев. «Повесть о потерянном».
  • М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».
  • Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Ермаков. «Крещение».
  • Азольский. «Диверсант».
  • Астафьев. «Веселый солдат». 
  • В. Макании. «Кавказский пленный».
  • Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —М., 2001.
  • Аедкоб И. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.
  • Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —М., 1998.
  • Астафьев. «Прокляты и убиты». О. Блоцкий. «Стрекозел».
  • Аьииев. «До встречи в раю».
  • Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно-критические эссе.
  • И. Бродский. «Урания».
  • Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творчества), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солженицына).
  • В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).
  • А. Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Республика», «Тень всадника».
  • Б. Хазанов. «Час короля».
  • Ю. Кублановский. «Дольше календаря».
  • И. Горбаневская. «Кто о чем поет».
  • И. Коржавин. «Сплетения».
  • Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998.
  • Веллер М. Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. —№9. —С. 197-201.
  • Зубарева ЕЮ. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). —М., 2000.
  • Минчан А. 20 интервью. — М., 2001.
  • Юрьенен С. Мюнхен как форма выживания русской литературы // Знамя. — 1994. — № 7. — С. 203-205.
  • С. Болмат. «Сами по себе».
  • М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».
  • Войнович. «Монументальная пропаганда».
  • Аовлатов. «Иностранка», «Филиал».
  • Ю. Аружников. «Ангелы на кончике иглы».
  • Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Протеревши глаза».
  • Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)».
  • Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-кину».
  • В. Пьецух. «Государственное дитя».
  • К. Булычев. «РекаХронос» (ч. «Заповедник для академиков»).
  • X вон Зайчик. «Плохих людей нет».
  • Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //Континент. — 1997. — № 94.
  • Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический роман. — М ., 2002.
  • Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —2001. —№ 11. —С. 161-171.
  • Для самостоятельного чтения
  • Е. Попов. «Прекрасность жизни».
  • В. Пьецух. «Заколдованная страна».
  • В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».
  • А. Кабаков. «Невозвращенец».
  • Петрушевская. «Новые Робинзоны».
  • Маканин. «Лаз». Т. Толстая. «Кысь».
  • Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».
  • О. Аивов. «Выбраковка».
  • В. Пелевин. «Омон Ра».
  • Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
  • Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,2002.
  • Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,1995.
  • А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».
  • Д. Быков. «Оправдание».
  • С. Витицкий. «Бессильные мира сего».
  • А. Аазарчук. «Гиперборейская чума».
  • А. Аазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».
  • Ю. Латынина. «Ничья».
  • С. Лукьяненко. «Спектр».
  • Сорокин. «Очередь».
  • В. Пелевин. «Жизнь насекомых».
  • Д. Талковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).
  • Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.
  • Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.
  • Аиповецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.
  • Ю. Буйда. «Прусская невеста».
  • Э. Гер. «Дар слова».
  • П. Крусанов. «Укус ангела».
  • В. Пелевин. «Generation П».
  • Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Тандлевско-го, А- Новикова.
  • Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.
  • Монастырский А. Словарь терминов московской концептуальной школы. — М., 1999.
  • Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.
  • А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990).
  • И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).
  • Ольги Седаковой. Лирический герой в поэзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах.
  • Поэтический мир Веры Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).
  • Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Справочник-антология.— М., 1998.
  • Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко.— М., 1998.
  • Т. Кибиров. «Интимная лирика».
  • Е. Аавут. «Амур и др.».
  • Л. Аосев. «Послесловие».
  • В. Павлова. «Четвертый сон».
  • Салимон. «Брильянтовый и золотой».
  • И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».
  • А. Генис. «Раз. Два. Три».
  • Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».
  • П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».
  • Аурье. «Успехи ясновидения».
  • Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.
  • Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Кобринского. — СПб., 2001.
  • Макании. «Квази».
  • Файбисович. «Русские новые и неновые».
  • Н. Коляда. «Канотье».
  • А. Галин. «Чешское фото».
  • Е. Гришковец. «Как я съел собаку».
  • Н. Садур. «Панночка».
  • Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».
  • К. Арагунская. «Рыжая пьеса».
  • Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999.
  • Лейдерман Н. Драматургия  Николая  Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.
  • Торенштейн Ф. «Споры о Достоевском».
  • Горин Г. «Кин IV».
  • С. Носов. «Берендей».
  • Б. Акунин. «Внеклассное чтение».
  • Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».
  • Маринина. «Стилист».
  • Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,2001.
  • Немзер А. Памятные даты. — М., 2002.
  • Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марйниной как отражение современной российской ментальности. — М., 2002.
  • Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».
  • Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».
  • Н. Леонов. «Защита Гурова».
  • А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти». Т. Полякова. «Мой любимый киллер».
  • Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.
  • Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 6 класс

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 7 класс

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И....

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа учебного предмета "Русская литература" 11 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по литературе для 11 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основании:Федерального...

Рабочая программа учебного предмета "Русская литература" 6 класс

Рабочая программа по литературе для 6в класса Муниципального казённого учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Фе...