Рабочая программа учебного предмета "Русская литература" 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по литературе для 6в класса Муниципального казённого учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Программы по литературе.  В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 г.
  • Авторской программы по литературе (5-9).  В.Я. Коровина. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 г.)
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од).

Программа   рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа).

Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника, учебного пособия

Класс

Издатель учебника

1.2.1.2.2.2

В.П. Полухина,

В.Я. Коровина,

В.П. Журавлёв и др.,

Под ред. Коровиной В.Я.

Литература (в 2-ух частях)

6

Москва «Просвещение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._rp_6v_19-20.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Панаевская школа-интернат»

Рассмотрено на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Согласовано

«УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №1

Зам. директора по УВР

Директор Панаевской школы-

от 27 августа 2019г.

___________/Храброва Н.Г.

интерната

Руководитель МО

__________/Дубникова Е.В.

_____________/Мухаметова Э.М.

от 28 августа 2019г.

Приказ №

от 29 августа 2019г.

Рабочая программа

учебного предмета

русская литература

6в класс

Составила Бакулина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

с. Панаевск

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6в класса Муниципального казённого учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Программы по литературе.  В.Я. Коровина. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 г.
  • Авторской программы по литературе (5-9).  В.Я. Коровина. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 г.)
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од).

Программа   рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа).

Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника, учебного пособия

Класс

Издатель учебника

1.2.1.2.2.2

В.П. Полухина,

В.Я. Коровина,

В.П. Журавлёв и др.,

Под ред. Коровиной В.Я.

Литература (в 2-ух частях)

6

Москва «Просвещение»

Цель изучения литературы в школе — приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс).

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе —подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по литературе понимаются позитивные изменения в личности шестиклассника, на которые ориентирована данная программа.

Обучающийся научится:

(на начальном уровне)

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Шестиклассник получит возможность научиться:

(на начальном уровне)

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Межпредметные связи: русский язык, история, обществознание, ИЗО, музыка, МХК, журналистика (внеурочная деятельность).

Занятия спланированы с соблюдением преемственности, предусматривается обучение литературе в 6 классе на доступном уровне сложности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей, обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

Шестиклассники - это группа обучающихся, активно воспринимающих прочитанный текст, но недостаточно владеющих собственно техникой чтения.   Поэтому на занятиях важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся.

Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ 1+0

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 4+1

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1+0

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1+0

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 42+12

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы.  Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град.…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 22+4

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 2+0

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19+2

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены вой ны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Творческие работы

Контрольные работы

1 четверть

Введение 1+0

1

Художественное произведение, автор, герои

1

Устное народное творчество 4+1

2

Обрядовый фольклор

1

3

Пословицы и поговорки

1

4

ВЧ Загадки

1

5

РР Урок-посиделки «Русский фольклор»

1

1

Древнерусская литература 1+0

6

Русская летопись. «Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе»

1

Из литературы XVIII века 1+0

7

Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха

1

Из литературы XIX века 42+7

8

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей»

1

9

И. А. Крылов. «Листы и Корни»

1

10

И. А. Крылов «Ларчик». Проект.

1

11

РР Русские басни. Письменный ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?»

1

1

12

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину»

1

13

А. С. Пушкин. «Узник»

1

14

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

1

15

ВЧ А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина

1

16

РР А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха

1

17

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров

1

18

А. С. Пушкин. «Дубровский»: бунт крестьян

1

19

А. С. Пушкин. «Дубровский»: история любви

1

20

А. С. Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского

1

21

А. С. Пушкин. «Дубровский»: композиция романа.  Проект

1

22-23

РР Сочинение «О чём заставляет задуматься роман Пушкина «Дубровский»?»

2

2

24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои

1

25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Контрольная работа. Проект

1

1

26

ВЧ А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: проблемы и герои

1

27

М. Ю. Лермонтов. «Тучи»

1

28

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Проект

1

29

М. Ю. Лермонтов. «Листок»

1

30

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…» Проект

1

31-32

РР М. Ю. Лермонтов. «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)?»

2

2

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

1

34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей

1

35

«Бежин луг»: картины природы Проект

1

36

ВЧ И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

1

37

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»

1

38

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»

1

39

Ф. И. Тютчев. «Листья»

1

40

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

41

А. А. Фет. «Ещё майская ночь»

1

42

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Проект

1

43

РР Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Анализ стихотворений

1

1

44

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

1

45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения

1

46

Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

1

1

47

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть

1

48

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Язык сказа. Проект

1

3 четверть

49

РР «Левша». Изложение «Левша в гостях у англичан»

1

1

50

ВЧ Н. С. Лесков. «Человек на часах»

1

51

Писатели улыбаются. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

1

52

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе Проект

1

53

ВЧ А. П. Чехов. Рассказы

1

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…»

1

55

Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…».

1

56

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…» Проект

1

Из русской литературы XX века 22+4

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип

1

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

1

59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность

1

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей

1

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке

1

1

ВЧ А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

1

63

Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

1

64

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

1

65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

1

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Проект

1

67

РР В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

1

1

68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

1

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя. Проект

1

70

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

1

71

Писатели улыбаются

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя

1

72

ВЧ В. М. Шукшин.

«Чудик», «Срезал»

1

73

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики

1

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Контрольная работа

1

1

75

РР Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)

1

1

76

Родная природа в русской поэзии ХХ века

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

1

77

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

1

78

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1

79

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная

1

80

ВЧ Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. Проект

1

81

РР Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. Подготовка к сочинению

1

1

82

РР   Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о Родине и родной природе

1

1

Из литературы народов России 2+0

83

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

1

84

К. Кулиев. «Когдана меня навалилась беда…»,«Каким бы ни был малым мой народ»

1

Из зарубежной литературы 19+2

85

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции

1

86

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. Проект

1

87

ВЧ    Древнегреческие мифы

1

88

Геродот. «Легенда об Арионе»

1

89

Произведения зарубежных писателей.  Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма

1

90

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Проект

1

91

ВЧ   Гомер. «Одиссея»

1

92

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

1

93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы

1

94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа

1

95

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

1

96

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести

1

97

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация

1

98

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства

1

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые

1

100

«Маленький принц» как философская сказка-притча

1

101

ВЧ   «Маленький принц»: вечные истины в сказке

1

102-103

Выявление уровня литературного развития учеников. Контрольная работа. Проект

2

1

104-105

РР   Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения

2

2

Всего:

105

14

4

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/формы контроля

по плану

по факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

1 четверть

 Введение 1+0

1

Введение. Художественное произведение, автор, герои

Вводный  урок

Будут знать о способах изображения характеров героев. Научатся применять теорию на практике

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)смысловое чтение;

8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)смысловое чтение;

8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)смысловое чтение;

8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. 1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. 2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. 3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. 4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. 5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. 6)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  9. 7)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  10. развитие
  11. 8) эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  1. 1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. 2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. 3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. 4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. 5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. 6)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  9. 7)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  10. развитие 8) эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предварительный контроль, комбинированная форма

Устное народное творчество 4+1

2

Обрядовый фольклор

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Будут знать понятие, жанры, образцы обрядового фольклора. Научатся анализировать содержание, тематику,  поэтику обрядовых песен.

Текущий контроль, комбинированная форма

3

Пословицы и поговорки

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Будут знать понятие пословицы и поговорки. Научатся отличать, знать отличительные признаки, пользоваться пословицами и поговорками в речи.

Текущий контроль, комбинированная форма

4

ВЧ Загадки

Урок внеклассного чтения

Будут знать понятие загадки.

Научатся отличать, знать отличительные признаки, пользоваться в речи.

Текущий контроль, комбинированная форма

5

РР Урок-посиделки «Русский фольклор»

Урок развития речи

Будут знать основные понятия темы, значение. Научатся выразительно исполнять произведения УНТ.

Творческая работа

Индивидуальная и групповая

Древнерусская литература 1+0

6

Русская летопись. «Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Будут знать жанры ДРЛ, жанровые особенности летописи, содержание произведений. Научатся характеризовать содержание и проблематику произведения, выполнять художественный пересказ текста.

Текущий контроль, комбинированная форма

Из литературы XVIII века 1+0

7

Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха»

Урок обобщения и систематизации

Будут знать жанровые особенности, понятия басня, эзопов язык, аллегория, мораль. Научатся анализировать, воспринимать и понимать характер героев басни.

Текущий контроль, комбинированная форма

Из литературы XIX века 42+7

8

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Будут знать жанровые особенности; понятия «басня, эзопов язык, аллегория, мораль». Научатся анализировать басню, воспринимать и понимать характер героев, выразительно читать.

Текущий контроль, комбинированная форма

9

И. А. Крылов. «Листы и Корни»

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

10

И. А. Крылов «Ларчик». Проект.

Урок изучения нового материала,  формирование умений и навыков

Творческая работа

Индивидуальная и групповая

11

РР Русские басни. Письменный ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?»

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании письменной работы. Научатся  составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем,  идей, образов.

Творческая работа

Индивидуальная и групповая

12

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать основные этапы жизни и творчества поэта, мотивы лирики. Научатся работать над составлением плана статьи учебника, выступать с подготовленным сообщением.

Текущий контроль, комбинированная форма

13

А. С. Пушкин. «Узник»

 Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать вольнолюбивый характер стихотворения.

Научатся выразительно читать стихотворный текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

14

А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать о двусложных размерах, антитеза, тема, поэтическая идея. Научатся определять размер стиха, характеризовать композицию, стилистические средства, фигуры речи.

Текущий контроль, комбинированная форма

15

ВЧ А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина

Урок внеклассного чтения

Текущий контроль, комбинированная форма

16

РР А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха

Урок развития речи

Будут знать о двусложных размерах. Научатся определять размер стиха.

Творческая работа

Индивидуальная и групповая

17

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать понятия сюжет, композиция, роман как эпический жанр. Научатся составлять план событий, говорить о композиции, анализировать эпизод, приводить в пример цитаты,  выполнять художественный пересказ текста, владеть монологической и диалогической речью, отстаивать свою точку зрения.

Текущий контроль, комбинированная форма

18

А. С. Пушкин. «Дубровский»: бунт крестьян

Текущий контроль, комбинированная форма

19

А. С. Пушкин. «Дубровский»: история любви

Текущий контроль, комбинированная форма

20

А. С. Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского

Текущий контроль, комбинированная форма

21

А. С. Пушкин. «Дубровский»: композиция романа.  Проект

Урок обобщения и систематизации

Творческая работа

Индивидуальная и групповая форма

22

23

РР Сочинение «О чём заставляет задуматься роман Пушкина «Дубровский»?»

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании творческой работы. Научатся  составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем, идей, образов.

Творческая работа

Индивидуальная форма

24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать содержание текстов, историю создания, худ. особенности, идейное содержание. Научатся выполнять художественный пересказ эпизодов, проводить сопоставительный анализ образов.

Текущий контроль, комбинированная форма

25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Контрольная работа. Проект

Урок контроля

Будут знать основные понятия темы, содержание текстов, историю создания, худ. особенности, идейное содержание. Научатся применять теоретические знания на практике.

Периодический контроль, индивидуальная форма

2 четверть

26

ВЧ А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: проблемы и герои

Урок внеклассного чтения

Научатся выполнять художественный пересказ эпизодов, проводить сопоставительный анализ образов.

Текущий контроль, комбинированная форма

27

М. Ю. Лермонтов. «Тучи»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать биографические факты, мотивы лирики, понятия антитеза, метафора, содержание и тему стихотворений, приём сравнения в композиции. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст, делать выводы.

Текущий контроль, комбинированная форма

28

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Проект

Творческая работа

Индивидуальная и групповая форма

29

М. Ю. Лермонтов. «Листок»

Текущий контроль, комбинированная форма

30

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…» Проект

Текущий контроль, комбинированная форма

31

32

РР М. Ю. Лермонтов. «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)?»

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании творческой работы. Научатся  составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем,  идей, образов.

Творческая работа Индивидуальная форма

33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать основные этапы жизни и творчества писателя, содержание рассказа, отличительные черты худ.  мира писателя. Научатся анализировать текст, понимать идейное содержание, сопоставлять пейзажную прозу и лирику.

Текущий контроль, комбинированная форма

34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

35

«Бежин луг»: картины природы Проект

Урок обобщения и систематизации

Текущий контроль, комбинированная форма

36

ВЧ И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание рассказа.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

37

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать биографические факты из жизни Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, мотивы лирики, понятия антитеза, метафора, содержание и тему стихотворений. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст,  находить языковые средства выразительности,  делать выводы.

Текущий контроль, комбинированная форма

38

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»

39

Ф. И. Тютчев. «Листья»

40

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

41

А. А. Фет. «Ещё майская ночь»

42

А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Проект

43

РР Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Анализ стихотворений

Урок развития речи

Будут знать методику действий при анализе стихотворного текста. Научатся анализировать  стихотворение по плану.

Творческая работа Индивидуальная форма

44

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать о детстве и юности поэта, худ. особенности, идейное содержание стихотворения, трехсложные размеры. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст,  находить языковые средства выразительности,  определять трехсложные размеры,  делать выводы.

Текущий контроль, комбинированная форма

45

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

46

Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

Урок контроля

Будут знать основные понятия темы, содержание текстов, историю создания. Научатся применять теоретические знания на практике.

Периодический контроль, комбинированная форма

47

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать основные этапы жизни и творчества писателя, понятия сказ, речевая характеристика героя, особенности сказа, идейный смысл.

Научатся характеризовать идейный смысл, выполнять художественный пересказ  эпизодов, охарактеризовать  героя, составлять цитатный план

Текущий контроль, комбинированная форма

48

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Язык сказа. Проект

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

3 четверть

49

РР «Левша». Изложение «Левша в гостях у англичан»

Урок развития речи

Будут знать методику написания подробного изложения. Научатся определять тему, основную мысль текста, писать изложение.

Творческая работа Индивидуальная форма

50

ВЧ Н. С. Лесков. «Человек на часах»

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание рассказа.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

51

Писатели улыбаются. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать основные этапы жизни и творчества писателя, жанр юмористического рассказа, природу смешного в рассказах.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

52

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе Проект

Урок обобщения и систематизации

Текущий контроль, комбинированная форма

53

ВЧ А. П. Чехов. Рассказы

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание рассказов.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать биографические факты из жизни Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого, мотивы лирики, понятия антитеза, метафора, содержание и тему стихотворений. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст,  находить языковые средства выразительности,  делать выводы.

Текущий контроль, комбинированная форма

55

Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…».

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

56

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…» Проект

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

Из русской литературы XX века 22+4

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать о жизни и творчестве писателя, понятие рождественский рассказ, содержание рассказа. Научатся выполнять художественный пересказ  эпизодов, охарактеризовать героев, анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

Урок обобщения и систематизации

Текущий контроль, комбинированная форма

59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателя, содержание феерии.

Научатся выполнять художественный пересказ  эпизодов, охарактеризовать героев, анализировать эпизоды, раскрывать  нравственный смысл феерии.

Текущий контроль, комбинированная форма

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателя, содержание рассказа, своеобразие языка. Научатся выполнять художественный пересказ  эпизодов,  анализировать эпизоды.

Текущий контроль, комбинированная форма

62

ВЧ А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание рассказов. Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

63

Произведения о Великой Отечественной войне (2+0)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателей, основные понятия.

Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст,  осмысливать тематику, нравственные аспекты произведений.

Текущий контроль, комбинированная форма

64

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра, понятие худ. деталь сюжет, конфликт, пейзаж.

Научатся выполнять художественный пересказ  эпизодов, проводить анализ  отдельных эпизодов, осмысливать  нравственный аспект  произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Проект

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

67

РР В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании творческой работы. Научатся составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем,  идей, образов.

Творческая работа Индивидуальная форма

68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателя, содержания текста, смысл названия рассказа, понятия посвящение, предисловие, приёмы характеристик героя. Научатся выразительно читать, охарактеризовать героя,  его внутренние качества, составлять устный портрет, анализировать эпизоды,  осмысливать нравственные аспекты произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя. Проект

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

70

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Текущий контроль, комбинированная форма

71

Писатели улыбаются (2+0

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя

Урок обобщения и систематизации

Будут знать основные темы произведений, содержание рассказов. Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

72

ВЧ В. М. Шукшин.

«Чудик», «Срезал»

Урок внеклассного чтения

Текущий контроль, комбинированная форма

73

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать факты биографии писателя, содержания текста, роль юмора. Научатся постичь нравственные проблемы произведения.

Текущий контроль, комбинированная форма

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Контрольная работа

Урок контроля

Текущий контроль, комбинированная форма

75

РР Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору)

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании творческой работы. Научатся составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем,  идей, образов.

Творческая работа Индивидуальная форма

76

Родная природа в русской поэзии ХХ века (1+0)

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать: биографические факты из жизни поэта, темы лирики, понятия аллитерация.

Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

4 четверть

77

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

Урок изучения нового материала, формирование умений и навыков

Будут знать биографические факты из жизни поэта, темы лирики; понятия «аллитерация»; содержание и тему стихотворений. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст,  находить фольклорные элементы.

Текущий контроль, комбинированная форма

78

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Урок изучения нового материала

Будут знать биографические факты из жизни поэтов, понятия «псевдоним», «ассоциация».

Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст, видеть роль худ.  детали в тексте.

Текущий контроль, комбинированная форма

79

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

80

ВЧ Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. Проект

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание текстов.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

81

РР Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Будут знать методику действий при написании творческой работы. Научатся составлять план, писать в соответствии с планом, сравнительный анализ тем,  идей, образов.

Творческая работа Индивидуальная форма

82

РР   Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о Родине и родной природе

Урок развития речи

Творческая работа Индивидуальная форма

Из литературы народов России 2+0

83

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

Урок изучения нового материала

Будут знать биографические факты из жизни поэтов. Научатся выразительно читать, анализировать стихотворный текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

84

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой

народ…»

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

Из зарубежной литературы 19+ 2

85

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции

Урок изучения нового материала

Будут знать понятие «миф», «герой»; отличительные особенности мифов и сказки; содержание мифов. Научатся выполнять худ. пересказ эпизодов;  анализировать и делать собственные выводы.

Текущий контроль, комбинированная форма

86

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. Проект

Урок изучения нового материала

Творческая работа Текущий контроль, комбинированная форма

87

ВЧ    Древнегреческие мифы

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание мифов.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

88

Геродот. «Легенда об Арионе»

Урок изучения нового материала

Знать: понятие «легенда»; содержание легенды. Научатся выполнять худ. пересказ подробный, сжатый.

Текущий контроль, комбинированная форма

89

Произведения зарубежных писателей

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма

Урок изучения нового материала

Будут знать понятия «эпос», «гипербола», «постоянный эпитет»; содержание фрагмента произведения. Научатся давать характеристику герою, анализировать  его поступки,  проводить сравнительный анализ образов.

Текущий контроль, комбинированная форма

90

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Проект

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

91

ВЧ   Гомер. «Одиссея»

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание поэмы.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

92

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире

Урок изучения нового материала

Будут знать тематику и идейное содержание, проблему истинных и ложных идеалов. Научатся давать характеристику герою, анализировать  его поступки.

Текущий контроль, комбинированная форма

93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

95

«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве

Урок обобщения и систематизации

Будут знать понятие «вечные образы» в искусстве. Научатся проводить сравнительный анализ образов.

Текущий контроль, комбинированная форма

96

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести

Урок изучения нового материала

Будут знать биографические сведения о писателе; понятие «баллада»; содержание баллады. Научатся анализировать текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

97

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация

Урок изучения нового материала

Будут знать биографические сведения о писателе, понятие «новелла»; содержание новеллы. Научатся анализировать текст.

Текущий контроль, комбинированная форма

98

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, комбинированная форма

99

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые

Урок изучения нового материала

Будут знать биографические сведения о писателе; понятие «философская сказка»; содержание сказки. Научатся анализировать текст, выявлять авторскую позицию.

Текущий контроль, комбинированная форма

100

«Маленький принц»как философская сказка-притча

Урок обобщения и систематизации

Текущий контроль, комбинированная форма

101

ВЧ   «Маленький принц»: вечные истины в сказке

Урок внеклассного чтения

Будут знать содержание сказки.

Научатся анализировать  текст, понимать идейное содержание.

Текущий контроль, комбинированная форма

102

103

Выявление уровня литературного развития учеников. Контрольная работа. Проект

Урок контроля

Будут знать теоретико-литературные понятия, историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях, изученные в курсе литературы 6 класса. Научатся анализировать  текст,  давать характеристику герою, формулировать тему, идею произведения, определять роды и жанры произведений,  пересказывать эпизоды, отстаивать свою точку зрения, владеть монологической и диалогической речью.

Итоговый контроль

Индивидуальная форма

104

105

РР   Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения

Урок развития речи

Итоговый контроль,  комбинированная форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...