"Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
По повести "Тамань" Маранцман В.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
da_i_kakoe_mne_delo_do_radostey_i_bedstviy_chelovecheskih.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?» ( повесть «Тамань»)
Читая первую часть «Журнала Печорина» («Предисловие» и «Тамань»), подумаем, чем не похож здесь герой повествования на человека, которого мы знали по повестям «Бэла» и «Максим Макси-мыч».
В «Тамани» дан самый ранний период жизни Печорина по сравнению с другими частями романа. Герой здесь молод и неопытен, живые чувства его пылки и стремительны, он «волнуем воспоминаниями» и впечатлителен до такой степени, что не может спать, увидев «мальчика с белыми глазами». Печорину интересны люди, жизнь манит его как тайна, требующая разгадки, он смело бросается навстречу любой опасности, вторгается в неизведанное.
Повесть открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретённого в этом событии опыта, о попытке равнодушнее относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает. Однако «скверный городишко» описан так, что читатели не могут не чувствовать его привлекательности для героя. Пейзажи придают повести романтический колорит и заставляют проступить сквозь убогость «нечистого» места разнообразную и могущественную жизнь природы. Луна, тучи, беспокойное море показаны как таинственные живые силы. Ночные пейзажи усиливают ощущение тайны, которая влечет Печорина. Жизнь людей, обитающих на берегу и связанных с морем, тоже представляется ему таинственной загадкой, и ключ от нее он твердо решает достать.
Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Как меняется отношение героя к обитателям «нечистого» места в ходе повести?
Слепой мальчик, поначалу вызвавший у Печорина предубеждение и своей ловкостью заставивший подозревать его в притворной слепоте, в конце концов назван «бедным слепым» и показан в искреннем горе.
Янко, представший сначала в обаянии силы и бесстрашия (Печорин «с невольным биением сердца» следил за «отважным пловцом, ловко ведущим лодку по хребтам волн»), оказывается беспощадно жестоким к мальчику и старухе и отступает перед угрозой возможного доноса властям. Трезвые рассуждения Янко о недоплате за его труды, о месте, где спрятаны богатые товары, и в то же время его скупость при прощании со слепым рассеивают легендарное представление о широте души романтического пирата, «буйной головушки». За песенным образом открылась реальная жизнь, расчетливая, прозаическая, хотя и не лишенная привлекательности, силы и смелости.
В этом же направлении раскрыт и образ «ундины». Сначала рисуется ее искреннее и страстное, поэтическое чувство к Янко. Печорину эта «настоящая русалка» кажется обворожительной: «коварная улыбка» влечет его, как влечет всякая тайна, сулящая романтику приключений. Но как меняется облик «ундины» в лодке, когда она хочет утопить Печорина! Коварство оказывается вовсе не романтичным, а расчетливо-жестоким.
Печорин в «Тамани» еще наивен, доверчив, совершает не раз ошибки, не видя, кто перед ним. Интерес к новому кругу людей, которые представляются ему смелыми, сильными, непосредственными натурами, так велик, что в желании приблизиться к ним он рискует жизнью. Эта попытка сближения оказывается напрасной не только потому, что контрабандисты не могут признать Печорина своим человеком, поверить ему, но и потому, что разгадка их тайны разочаровывает героя. Надежда на романтическое приключение обернулась враждебностью, свидание — схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина (а не одно только стремление защитить свою жизнь).
В конце концов определив всё виденное как «мирный круг честных контрабандистов», Печорин тем самым отказывает им в какой-либо исключительности. Это люди, живущие по иным законам, чем труженики и воины,— по законам выживания за счет других, по законам корысти и обмана, лжи и воровства. Зачем же Печорину, ищущему высокого смысла жизни, было соприкасаться с этими людьми?.. И он винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной «нечистой» жизни, а ему самому оказалось попросту ненужным. Он иронизирует над собой, не собираясь мстить преступникам: «И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «Что сталось со старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»
Романтическая настроенность героя столкнулась с убогой прозой жизни. В этом причина горечи и самоиронии Печорина.
А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова... Я бы так сделал: взял бы его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения». «Лермонтовская „Тамань" и пушкинская „Капитанская дочка",— писал он Я. П. Полонскому,— прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой».
Мотивируйте выбор сравнений: «.„она [лодка], как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями., выскакивала из пропасти среди брызгов пены»; «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде»; «...она, как змея, скользнула между моими руками»; «...она, как кошка, вцепилась в мою одежду и вдруг сильным толчком едва не сбросила меня в море».
Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком? Почему .Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорин пошел ночью за «ундиной»? Поверил ли он ее призывам? Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет круг контрабандистов «мирным»? Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в этот круг?
Перечитайте повесть «Княжна Мери» и подумайте: почему Печорин уверен в неизбежном столкновении с Грушницким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.."
Статья "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие" и презентация к ней подготовлена к Городской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения", проходившим 14 ноября 2012 года. ...
Урок-тренинг "Радость человеческого общения"
Занятие с элементами тренинга...
Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.
Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...
Классный час в 9 классе "Радость человеческого общения"
Классный час - диспут на тему общения. Общения правильного, необходимого для человека и всей общности людей....
классный час "РАДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"
классный час "РАДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"...
Методическая разработка "Радость человеческого общения"
Формирование представлений учащихся о необходимости общения и его культуре...
«Радость человеческого общения».
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Те или иные формы агрессии характерны для большинства ...