Факультативное занятие "Война и дети"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Факультативное занятие проводится в 5 классе при изучении отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Проводя сравнительную характеристику Пети Ростова и француза-барабанщика, учащиеся приходят к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми.
На занятии ребята знакомятся с некоторыми положениями Конвенции о правах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект факультативного занятия в 5 классе («Вокруг тебя – Мир»)
Угловой Елены Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №14
г. Александров Владимирской области
Факультативное занятие по теме «Война и дети»
Цели занятия:
ОБЩИЕ – подвести учеников к осознанию того, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми; познакомить с некоторыми положениями Конвенции о правах ребёнка.
ЧАСТНЫЕ – практическим путём познакомить учащихся с приёмом сравнительной характеристики героев (Пети Ростова и француза-барабанщика) и его ролью в раскрытии идейного замысла изучаемого отрывка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать гуманистический взгляд на мир, формировать патриотические чувства детей.
Оформление доски:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Подготовка к восприятию
Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Л.Н. Толстой писал: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»
Постановка целей урока
На прошлом уроке внеклассного чтения мы прочитали отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и говорили о том, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми. Сегодня мы должны ещё раз убедиться в том, что слова война и дети несовместимы, не могут, не должны стоять рядом.
- Каковы последствия войны?
- Какой след оставляет она в душах детей?
- Почему после прочтения произведения о войне 1812 года мы говорим о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.?
На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем занятии.
Проверка первичного восприятия отрывка из романа Л.Н. Толстого
Петя Ростов стремился оказаться в центре военных событий. И его, 15-летнего мальчика, не миновала война.
- Каким мы видим Петю на страницах романа Л.Н. Толстого?
- Выберите слова и словосочетания, которые дают портретную характеристику героя. Расположите карточки на опорной схеме.
- Найдите слова и словосочетания, передающие психологическое состояние мальчика.
- Что вы можете сказать о Пете Ростове на основе анализа его портрета и психологического состояния?
Работа в группах
Каждой группе предлагается по одному вопросу.
- Как Петя относится к пленному французскому барабанщику?
- Какие чувства переживает Петя? Через какие детали его поведения они переданы?
- С какой целью автор показывает нам сон Пети?
- А теперь посмотрите, каким увидел Петю режиссёр кинофильма «Война и мир» С. Бондарчук.
Просмотр кинофильма о Пете Ростове
Итак, мы с вами убедились в том, что Петя – добрый, отзывчивый, жизнерадостный человек. Война вторглась в его жизнь и заставила воевать вместе со взрослыми.
- Дети во время вооружённых конфликтов являются самыми уязвимыми. Можно ли помочь им?
Сообщение ученика
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашено право ребёнка на особое внимание и защиту со стороны государства.
В ноябре 1989 года Генеральная сессия ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Её положения сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить эти права: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Словарная работа
Конвенция –
Декларация -
Слово учителя
К сожалению, и в наше время не всегда соблюдаются права ребёнка. В страшные же годы войны дети быстро взрослели. Они в свои 10 – 14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества.
Юные герои, защитники Родины – их было много в войну 1942 – 1945 гг.- обыкновенные школьники, отдавшие жизни за то, чтобы другие могли спокойно расти в мирное время.
Работа с документальными текстами (отрывки из книги С.Алексиевич «Последние свидетели»)
- Прочитайте тексты.
- Что объединяет эти тексты?
- Согласны ли вы с тем, что дети во время вооружённого конфликта являются самыми уязвимыми?
- Почему после прочтения отрывка из романа о войне 1812 года мы обращаемся к материалам о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов?
(Отрывок из романа Л.Н. Толстого – художественное произведение. Автор имеет право на вымысел. Тексты о войне 1941 – 1945 г. нельзя назвать художественными произведениями. Они основаны на воспоминаниях людей, на реальных фактах. Это произведения документальной литературы.)
Исследование материалов школьного музея
Мы, живущие сегодня, чтим память всех погибших в годы войны. Ребятами нашей школы собраны бесценные материалы о детях войны.
Презентация учащихся (2 минуты)
Итоговое обобщение
Страшное слово война мы слышим до сих пор.
Мир надолго запомнит 8 августа 2008 года: открытие Олимпиады в Пекине и начало ожесточённой войны между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией – с другой. Чёрный август 2008 года разделил детство на 2 части: до войны и после войны, между этим – чёрная пропасть страха.
Кому нужна эта страшная, бесчеловечная, жестокая война? Только не простым людям. Мы хотим быть счастливыми, жить в мире и согласии.
Л.Н. Толстой писал: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести».
Рефлексия
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться с просьбой к президентам всех стран. Напишите такое обращение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-479090-1416336734.jpg)
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-479090-1416336734.jpg)
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Проект по факультативному курсу "Информатика" "Дети в интернете"
Проект по факультативному курсу "Информатика" "Дети в интернете" для учащихся среднего и старшего звена адаптивной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-94621-1491036854.jpg)
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ» для 6 класса
Программа факультативного курса по поддержке одарённых детей предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Программа факультативного курса "Школа русского языка " для детей-мигрантов (первый и второй год обучения, 5-9 кл.)
Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать р...