"Лед и пламень"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

По произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Маранцман В.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon led_i_plamen.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

« Лед и пламень»

Жизнь в деревне не может разрушить в герое чувство превосходства над людьми, которое владело им в Петербурге. Это сознание превосходства, пожалуй, лишь укрепилось. Разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» Онегина,

разумеется, не занимают. Он старается уединиться, его раздражают встречи с провинциалами. На первый взгляд кажется, что к сельской природе герой также остается нечувствителен:

Два дня ему казались новы

Уединённые поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле...

В этих строках первой главы мгновенность охлаждения Онегина к деревне передана Пушкиным в самой пластике стиха. Пока поля, дубровы и ручей казались Онегину «новы», они имели качества (эпитеты уединённые, сумрачной, тихого), были проявлены в состоянии (прохлада, журчанье). На третий день все это как бы облетело, предметы стали голы и беззвучны («роща, холм и поле»). Но охлаждение к природе — только первая и недолгая реакция Онегина на деревенскую жизнь. Постепенно он втягивается в неторопливое течение сельской жизни и находит в ней свое очарование. Деревенская жизнь приближает его к природе и возвращает к книгам, от которых он отрекся в Петербурге. Несуетная деревенская жизнь начинает вылечивать героя и от модного сплина:

...Вот жизнь Онегина святая; И нечувствительно он ей Предался,   красных   летних   дней В беспечной неге не считая, Забыв и город, и друзей, И скуку праздничных затей.

Это новая примета в состоянии героя. В речи Онегина, городского жителя, появляются образы природы. Убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с природной жизнью:

Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено.

Итак, в деревне Онегину открылась привлекательность естественной жизни, герой стал мудрее, освободился от светской суетности.

Обратимся теперь к дружбе Онегина и Ленского. Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? Что более всего отличает Ленского от Онегина? Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?

В XIII строфе второй главы Пушкин подчеркивает разность героев, которая усилена в сравнении с черновиком: «Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (в черновике было: «Заря и полдень... Заря и полночь...»).

Говоря, что сходятся Онегин и Ленский «от делать нечего», Пушкин как бы предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы. И дело не только в разности этих людей, но и в том, что Онегину дружество не свойственно: его характерное состояние — отчуждённость. Ленский — лишь «временное исключение».

Онегин разочарован, в свете убил он восемь лет, «утратя жизни лучший цвет». Но душа его не мертва. Онегин трезв, не верит чувствам, однако тоскует по ним. В черновике эта мысль была выражена откровенно: «Кто чувству верит — тот поэт».

Оживление сердца в Онегине, эта потребность в чувствах — пока лишь отзвук пылкости Ленского, растревоженность чужим волнением. До собственного чувства Онегин еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Татьяны. Его отношение к Татьяне — лишь эхо ее чувства. Однако важно, что Онегин, «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», Онегин, равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует в себе ее возможность:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил...

Почему же Пушкин все-таки отверг эту возможность даже влюбленности, а не любви Онегина?

В Онегине есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный Им на минуту овладел», он не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность Онегина понять глубину любви Татьяны. Искренность ее признания отвела Онегина от привычной «игры». Таким образом, его отказ от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя.

Онегин думает, что обычный путь человеческий не для него,

что «вольность и покой — замена счастью», к которому стремятся обыкновенные люди. Чувство превосходства над ними заставляет Онегина пресечь возможность любви. Это убеждение героя сказывается в повторах:  «Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел» и т. д.,— или: «Семьи, где бедная жена...» и т. д. Повторы, на которых держатся красиво развернутые фразы Онегина, свидетельствуют об обдуманности его речи. Исповедь Онегина разделена на строфы, в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Татьяны с Онегиным в восьмой главе. А письма Татьяны и Онегина даны без обозначения строф.

Итак, Онегин откликается на взволнованность других, он хотел бы одушевления и искренности и сожалеет о том, что они утрачены. Что же помешало Онегину быть благородным на именинах Татьяны? Чем объяснить его раздражение? Почему он обрушивается на Ленского?

Ленский обещал, что у Лариных никого не будет, а дом полон гостей. С ними вынужден общаться Онегин, так тщательно охранявший свое уединение! Его, с одной стороны, раздражает это невольное присоединение к скотининым и пустяковым; с другой — попав на деревенский бал, он вспоминает привычный в свете способ поведения.

Характерно, что Пушкин в сцене именин откровенно сочувствует Ленскому. Чувства поэта наивны, но искренни, а Онегин,

как и в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать Татьяне непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленского, Татьяны) игра с чувствами невольно превращается в игру с судьбами. И Онегин, сам того не желая, подталкивает события к катастрофе.

Скептицизм Онегина разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру:

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!..

Онегин не заметил, какое потрясение испытал Ленский. И вызов на дуэль для Онегина был неожиданным. Хотя Евгений принял картель «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя.

Душа Онегина жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Ленского освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви.

Дуэль — кульминация, переломный момент в судьбах всех
героев. Ленский убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне,
что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на
убийство. Онегин        «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что
ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом
было мнимым (вот когда реализовался вполне смысл эпиграфа к роману!). Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь,—

в этом винит себя Онегин еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», ему предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что Пушкин говорит о двух возможных судьбах Ленского.

Как в описании гибели Ленского Пушкин открывает читателю свое отношение к дуэли друзей — ужасному, трагическому событию? Почему совершилось это преступление? Почему «враги стоят, потупя взор»? Почему благородный Онегин стал убийцей друга, убийцей юного поэта?

Кто был убит на дуэли: будущий помещик или «поэт, задумчивый мечтатель»? Есть ли в ранней лирике Пушкина стихи, похожие на элегии Ленского?

Прочтите суждения Д. И. Писарева:

«Единственное возможное объяснение этого нелепейшего случая состоит в том, что оба они, Ленский и Онегин, совершенно ошалели от безделья и от мертвящей скуки. Онегину захотелось взбесить Ленского и, таким образом, отомстить ему за то, что у Лариных, на именины Татьяны, собралось много гостей, между тем как Ленский говорил Онегину, что не будет никого из посторонних...

Светский предрассудок обязывал Онегина идти навстречу опасности, но светский предрассудок нисколько не запрещал ему выдержать выстрел Ленского и потом разрядить пистолет на воздух... Однако он поступил как раз наоборот. Он первый стал поднимать свой пистолет и выстрелил именно в то самое время, когда Ленский начал прицеливаться. Почему же он так сделал?.. Чувство самосохранения одержало верх над всеми предварительными соображениями».

Прав ли, по-вашему, Писарев в объяснении поступков пушкинских героев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А вместо сердца-пламенный мотор!"

Презентация посвящена выдающемуся конструктору авиационных двигателей- Александру Александровичу Микулину...

Классный час "Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча".

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»;помочь осмыслить, каждому ученику в течение кл. часа понятие счастья применительно к самому себе; попытаться установить, что чело...

Мы у солнца и у ветра взяли пламенный задор

Текст экскурсии по одноименной экспозиции школьного музея, посвященного пионерской организации школы...

Мастер-класс "Одна,но пламенная страсть..."

МАСТЕР-КЛАСС"ОДНА, НО  ПЛАМЕННАЯ  СТРАСТЬ..."Цель –воспитание мировоззренческой позиции средствами литературы.Тема урока: Памяти И.С.Тургенева.«Надо ли учиться языку любви?Оборудование:- на ...

Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"     Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...

Детство в пламени войны

Знакомство учащихся с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 годов...