"О чем было нам говорить"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

По повести "Максим Максимыч"  Маранцман В.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_bylo_nam_govorit.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

« О чем было нам говорить» ( повесть «Максим Максимыч»

Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что Максим Максимыч хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу.

Для того чтобы представить себе, почему Печорин уехал, обратим внимание на вторую встречу Максима Максимыча со «странствующим офицером»,— ведь и у них (как и у штабс-капитана с Печориным) не одна, а две встречи. Ничего похожего на холодность Печорина в «странствующем офицере» нет: «Мы встретились, как старые приятели». Однако итог этой встречи комичен и грустен одновременно: «...я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении... Мы молчали. Об чем было нам говорить?.. Он уж рассказал мне об себе все, что было занимательного, а мне было нечего рассказывать ».

Общезначимое содержание жизни штабс-капитана сводится к его отношениям с Печориным. Может быть, невольно чувствуя это, Максим Максимыч оттого и дорожит ими так сильно. Автор же, хотя его чемодан набит «историями», не рассказывает их штабс-капитану — видимо, не надеясь на понимание. Итак, дело не в первом объятии, с которого не начал Печорин (он кончил разговор тем, что обнял Максима Максимыча дружески). Дело в разд елейности «простого человека» и дворянского интеллигента, в той трагической пропасти, которую Лермонтов признаёт как одну из «едких истин».

А как Максим Максимыч объясняет нежелание Печорина ос-

таться? Согласен ли с ним автор («странствующий офицер»)? Прежде всего подумайте: хотел ли Печорин обидеть Максима Максимы-ча, или он равнодушен к нему, к его огорчению?

Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Чувства будто покинули это лицо, оставив на нем свои следы и впечатление не растраченных до конца сил. Печорин равнодушен к своей судьбе, к .своему прошлому. На вопрос штабс-капитана, что делать с «бумагами» (с журналом Печорина), он отвечает: «Что хотите!» Но даже в этом состоянии отчуждения от всего Печорин пытается смягчить свою холодность «приветливой улыбкой» и добрыми словами: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как Вы поживаете?»

Отказ Печорина остаться дан в безличной форме, будто не его воля, а что-то более властное диктует ему это решение: «— Мне пора...— был ответ». На пылкие вопросы Максима Максимыча («Ну что? в отставке?., как?., что поделывали?») Печорин отвечал «улыбаясь», односложно: «Скучал!» Эту улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к штабс-капитану. Печорин скорее иронизирует над собой, над безвыходностью своего положения, когда все попытки вторжения в жизнь заканчиваются этим горьким итогом. Еще в «Бэле» автор нас предупредил, «что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина — мучительно:

«— А помните наше житье-бытье в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь Вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...»

Штабс-капитан не замечает его невольной бледности — видит только, что тот зевнул. А Печорин, кажется равнодушный ко всему на свете, не может спокойно вспоминать об истории с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским. Не надеясь на понимание Максима Максимыча, избегая боли, Печорин отказывается от продолжения встречи, но пытается смягчить свой отказ: «— Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...— прибавил он, взяв его за руку». Видя досаду и печаль старика, он как может утешает его:

 «— Ну полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески: — неужели я не тот же?.. Что делать?., всякому своя дорога...»

Печорин не осуждает штабс-капитана за то, что тот не в силах его понять, не винит никого в своем одиночестве, но с горечью признаёт, что у них «разные дороги». Он знает, что беседа с Максимом Максимычем скуки не рассеет, а горечь лишь усилит, и потому избегает напрасных объяснений. Когда-то он вел себя иначе: пытался открыть себя (исповедь в «Бэле»), понять позицию штабс-капитана (разговор в конце «Фаталиста»). И вел себя Печорин при этом без всякого высокомерия:

«Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:

— Да-с! Конечно-с! Это штука довольно мудрёная! Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или невольно крепко прижмешь пальцем...»

И далее штабс-капитан начинает охотно рассуждать о качестве черкесского оружия. В конце концов Максим Максимыч обнаруживает готовность подчиниться судьбе:

«Потом он промолвил, несколько подумав:

— Да, жаль беднягу... Чёрт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..

Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений».

Между тем Максим Максимыч высказался достаточно определенно: безусловно, он признаёт высшее предопределение, раз завершает обсуждение предложенного Печориным вопроса такой сентенцией: «...видно, уж так у него на роду было написано!..» Разница в их отношении к жизни в том, что штабс-капитан покорен обстоятельствам, тогда как Печорин пытается их преодолеть...

Не поняв Печорина, Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...» Уязвленное самолюбие вызывает у штабс-капитана, «детскую» досаду и подталкивает его к мести. Только что называвший себя другом Печорина, Максим Максимыч «с презрением» бросает его тетради на землю, готов выдать его записки на всеобщее обозрение: «Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!.. Что, я разве друг его какой или родственник?..»

Перемена в Максиме Максимыче так разительна, что кажется немыслимой, исключительной. Но автор не позволит нам заблуждаться. Он обобщает этот случай, показывая, как отсутствие масштабности, неумение понять другого, эгоистическое требование внимания к себе способно сделать даже доброго по натуре человека злым и жестоким:

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном. И отчего? Оттого, что Печорин, в рассеянности или по другой причине, протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется...

Я уехал один».

Расхождение между «простым» человеком, в котором есть сердце, но нет понимания людей другого круга, сложных обстоятельств жизни, и «героем времени» оказалось неизбежным.

Поясните авторские ремарки в диалоге Печорина и Максима Максимыча. Подготовьте чтение диалога в лицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Статья "Это было недавно, это было давно..."

Статья "Это было недавно, это было давно..." может служить отчетом о проделанной работе детскими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....