План-конспект урока: "Чичиков в гостях у Коробочки"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока - проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chichikov_u_korobochki.docx26.03 КБ
Файл chichikov_u_korobochki.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

ФИО   Марканичева Елена Владимировна

Предмет   литература

Класс          9

Тема: Чичиков в гостях у Коробочки

Базовый учебник

Тип урока:  урок-исследование

Цели:

- содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.

- деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.

Оформление доски:

  1. Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)

Салоп – женское верхнее одеяние;

Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;

Заседатель – выборный член суда;

Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром

Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске.

2. Чтение эпиграфа

(Слайды  1-2)

Зачем автор рассказал о Коробочке?

  В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая  вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже?

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

Размышляют над смыслом эпиграфа.

Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения

Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня)

Эмоционально настраивает учащихся.

 Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу.

Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают.

Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста.

КУУД: соблюдение правил речевого поведения

Основные черты характера Коробочки.

Реализация домашнего задания по исследованию текста  3 главы поэмы «Мертвые души»

1.Вступительная беседа.

Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю?

Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков?

2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды  № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки»

3. Исследование текста

Слово для выступления группам учащихся.

Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки.

4.  Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость.

Проблемный вопрос:

-А что же обозначает фамилия Коробочка?

Ответы уч-ся:

Платье Чичикова высушено и вычищено.

- перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул.

- предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство)

Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и  окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство).

Переносят таблицу в тетрадь.

Выступления учащихся.

1 группа.  Два портрета Коробочки (цитаты)

Вывод группы: Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни.

(Слайды № 5-7)

2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование)

Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

    Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа.

3 группа.  Деревня Коробочки.

«За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две».

 (Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка).

4 группа. Речь Коробочки

Заполняют первые три строки таблицы.

Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе.

Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек

ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания.

КУУД: сотрудничество с учителем

ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения.

КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания,

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения.

РУУД: оценка правильности выполнения задания.

Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов

ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного.

ЛУУД: моральная оценка героя

Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер)

Сцена торга

 Вопросы к просмотренному фрагменту.

- Как в фильме создается образ Коробочки?

- Какие качества героини проявились в сцене торга?

- После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро.

 Чем же уморила Коробочка Чичикова?

- Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже?

Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки)

Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством.

Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» - дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек.

Обращаются к презентации (слайд 8-9)

Характеризуют Чичикова: он не церемонится с  собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации,  анализ.

ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

ПУУД: построение суждения об объекте.

ЛУУД: моральная оценка героя

Сцена обеда

Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить.

Обращается к слайду № 10.

- Какая черта характера при угощении проявляется?

Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд.

Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля)

(Хлебосольство, гостеприимство).

ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

Итоги урока

Обратимся снова к эпиграфу урока.

Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, - это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость.

Давайте заполним последнюю строку таблицы:

почему Коробочка «мертвая душа»

Слайд № 11

 Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них».

Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию.

Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов:

«Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как  змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки.

Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой»

РУУД: осознание учащимся того, что усвоено.

ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом.

ПУУД:  обобщение, систематизация

Домашнее задание

Комментарий  домашнего задания.

Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план  таблицы (задания по группам)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чичиков в гостях у Коробочки

Слайд 2

Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь

Слайд 3

помещик речь Кластер

Слайд 4

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?

Слайд 6

«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»

Слайд 8

- А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! - С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь

Слайд 10

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».

Слайд 11

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лесовичка" из опыта работы "Логоритмика в детском саду"

   Сюжетно-тематическая организация данной НОД позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. ...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"

Бессмертная поэма Гоголя вызывает сейчас большой интерес благодаря образу Чичикова, предприимчивого авантюриста, не унывающего ни при каких обстоятельствах....

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"

Путешествие авантюриста Чичикова . Его предприимчивость, находчивость , оптимизм вызывают симпатии у современного школьника Коробочка - одна из помещиц, котоую посещает Павел иванович...