Методическая разработка литературного вечера "Его стихов пленительная сладость".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сергеевых Светлана Анатольевна

Данная разработка поможет в проведении вечера, посвящённого поэзии С.А. Есенина. Думается, молодые педагоги заинтересуются предлагаемым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера «Его стихов пленительная сладость», посвящённого 120-летию со дня рождения  С.А.Есенина.

На сцене появляется ведущий, который начинает читать стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Появляется  на сцене учитель , который обращается ко всем собравшимся в литературной гостиной со словами:

Автора стихотворения, которое только что прозвучало, невозможно не узнать. Каждая строчка этого произведения проникнута светлым чувством любви к Родине. Сам поэт признавался, что «чувство Родины основное» в его творчестве. Он прямо говорил: «Я люблю родину. Я очень люблю родину». Кто же этот поэта – патриот? (Звучит ответ из зала). Сегодня в литературной гостиной мы собрались , чтобы отметить 120 -летие со дня рождения С.А. Есенина .  «Его стихов пленительная сладость»  - так назвали мы композицию, которую предлагаем вашему вниманию.

(На мониторе появляется портрет С.Есенина и надпись темы композиции).

Ведущий продолжает рассказ:

А с чего начинается любовь к Родине? Наверное, в первую очередь с восхищения природой края, где человек появился на свет. Сергей Есенин родился в удивительном по красоте месте (на мониторе появляются  пейзажи  Константинова). На высоком правом берегу Оки раскинулось село Константиново Рязанской области. Выйдете на берег Оки и сразу ощутите высоту птичьего полёта. Здесь волнует всё: озёра с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты и полыни, тревожное ржание лошадей в звёздную майскую ночь. Если Пушкин любил больше всего осеннюю пору и природу этого времени года, то сказать, что Есенин был певцом только весны или лета, осени и зимы ,нельзя. Вот что пишет поэт о весне. (Звучит стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»).

Чтец:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,—

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Ведущий продолжает рассказ:

Послушаем, что говорит Есенин о зиме (звучит стихотворение «Пороша»).

Чтец:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Ведущий продолжает рассказ:

Природа хороша для Сергея Есенина в любое время года. Он и описывает её как живое существо. Но, как считает литературовед Чубукова Н.В. , стихи Есенина о природе нельзя назвать пейзажными. «Это уже не природа сама по себе, а часть целого, она неразрывно связана с человеком». ( Звучит песня «Отговорила роща золотая…»).

 Появляется 2 ведущий.

Сергей Есенин всем сердцем любил не только реки и озёра, поля и леса, он трогательно и нежно относился к «братьям нашим меньшим». Не случайно животные так были привязаны к поэту. Вот что вспоминает Василий Иванович Качалов: «Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то Пильняк и Ключарев. Это было, по моему, в марте 1925 г. «Он давно знает вас по театру и хочет познакомиться…» Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидал Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться», — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка». И вот какие стихи появились через некоторое время у поэта

( на мониторе фотография Есенина с собакой). Звучит  стихотворение «Собаке Качалова».

Чтец:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

2 ведущий продолжает рассказ:

Как можно понять из стихотворения «Собаке Качалова», в сердце поэта живёт воспоминание о женщине, которую трудно  забыть . Мы сейчас будем говорить об удивительных стихах С.Есенина. В них речь идёт о любви к женщине. В жизни поэта было много незабываемых встреч. Его любили многие женщины,  и Есенин знал, что такое подлинная любовь. Но боготворил он одну женщину (на мониторе появляется портрет матери С.Есенина). Звучит романс «Ты жива ещё, моя старушка».

2 ведущий продолжает рассказ:

Конечно,  вы поняли, что романс, который прозвучал сейчас, посвящён матери поэта Татьяне Фёдоровне. К ней всегда тянулся поэт душой. Живя то в одном, то в другом городе ,вспоминал Константиново, мать. Ей поэт посвятил и это пронзительное стихотворение. Звучит стихотворение  «Разбуди меня завтра рано».

Чтец:

Разбуди меня завтра рано

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колес на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь, петуха и кров...

И на песни мои прольется

Молоко твоих рыжих коров.

3 ведущий:

Мать – самый дорогой человек в жизни каждого. Но рядом с поэтом были и удивительные женщины. Мы вспомним о тех из них, кому Есенин посвятил самые проникновенные стихи. Уезжая из Константинова в Москву, Сергей  прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь. Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем он прощается со своей избранницей навсегда и словно бы предчувствует ее скорую гибель. Действительно, в 1918 году Анна Сардановская вышла замуж, и поэт навсегда потерял ту, которую любил. А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет. Поэтому можно предположить, что поэт каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение. (На мониторе портрет Анны Сардановской).

Чтец:

 Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

3 ведущий: Семь стихотворений посвятил поэт актрисе Августе Леонидовне Миклашевской. (На мониторе фотографии Августы Миклашевской). Исследователи биографии и творчества Есенина так и не пришли к определенному выводу, что же именно происходило в отношениях между поэтом и актрисой, однако их следствием стал знаменитый цикл произведений «Любовь хулигана».
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что существуют предположения и о других возможных адресатах того или иного стихотворения цикла, ведь женщин вокруг Есенина всегда было много. Но именно за Миклашевской закрепилась репутация той единственной женщиной, которая в итоге сумела устоять перед обаянием и напором поэта.
Августа Леонидовна прожила долгую жизнь, пережив Есенина на полвека. Она отказывалась читать  посвященные ей поэтом стихи со сцены, но оставила достаточно интересные воспоминания о периоде их знакомства.
И, разумеется, остался обессмертивший имя актрисы цикл есенинских стихов. Одно из лучших произведений из этого сборника и прозвучит сейчас.

Чтец:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 3ведущий:

Любивший жизнь поэт философски подходил к теме неизбежного ухода. Он не жалел о том, что вечно быть молодым и не умирать невозможно. С удивительным спокойствием воспринимал Есенин конец молодости и неминуемость смерти. (Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»).

3 ведущий:

Жизнь человека подчинена законам  природы. Поэт это хорошо понимал. Движение времени в его стихах неостановимо и необратимо. Важным образом, помогавшим поэту выразить художественное время, был образ пути. Это и деревенская дорога, и путь человека, страны -  России, которую так любил Сергей Есенин. ( Звучит стихотворение «Запели тёсаные дроги»).

Чтец:

 Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Учитель:

Сегодня мы обратились к творчеству Сергея Есенина, самого, наверное, читаемого поэта в России. За свою короткую жизнь этот человек оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. Нам хотелось пробудить интерес к поэзии Есенина. Кто знает, может быть, в этом зале сидит человек, который сможет в будущем разгадать многие художественные тайны замечательного лирика. А сегодня мы празднуем день рождения неповторимого Сергея Есенина и славим великого национального поэта.  (Звучит песня «У Есенина день рождения»).

Ребята, участвовавшие в мероприятии, выходят на сцену и кланяются зрителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.

Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Методическая разработка урока-концерта(стихи,песни) для 2-х классов

Использование стихов, песен в изучении иностранного языка делает процесс обучения увлекательным и доставляет удовольствие младшим школьникам....

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."

На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...