Деятельностный подход на уроках литературы
статья по литературе на тему

Соколова Екатерина Васильевна

Статья представляет собой анализ возможных форм работы на уроках литературы в различных классах с учётом новых требований к процессу преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_literatury.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход к преподаванию.

 Активные формы работы на уроках литературы.

Активность в биологии — фундаментальное свойство живых организмов, выражающееся в их способности, преодолевая или используя внешние воздействия для реализации своих потребностей, целесообразно реагировать на факторы внешней среды.

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова даёт следующее определение слова «активный»:

1.деятельный, энергичный

2.развивающийся, усиленно действующий.

Следовательно, активными формами работы на уроке можно считать те, в ходе которых учащиеся не пассивны, занимаются физической или умственной деятельностью, развивающей их способности. Специфика работы на уроках литературы такова, что в ходе работы учащиеся могут развивать преимущественно свои умственные способности, а также творческие. Биологические особенности человека выводят активность в ряд фундаментальных свойств организма, необходимых для  его развития. Значит, помогая учащимся  заниматься активными видами деятельности на  уроках, учитель способствует развитию подрастающих организмов, их внутренней (духовной, умственной) стороны.

Наиболее частый способ  организации активной – умственной – деятельности на уроках литературы – беседа о прочитанном. В ходе этой работы учащиеся анализируют с помощью наводящих вопросов учителя материал, выстраивают логические цепочки и приходят к конкретным выводам. Если беседа не сводится к одностороннему выступлению учителя с пассивными, запрограммированными ответами учеников, которые напрашиваются сами собой после чересчур наводящих вопросов учителя, эта форма работы способствует развитию логического мышления, формирует умение анализировать произведение. Возможны и другие формы активной работы на уроке.

Чтение в парах. Соседи по очереди читают друг другу текст (или его отрывок). Например, в 8 классе при изучении темы «Лирика М.Ю.Лермонтова» подобную форму работы можно провести в начале темы, дав для работы стихотворения «Сосед» или/и «Пленный рыцарь». Вопрос: «Какие чувства, по мнению слушателя, вызвал текст у читавшего?» заставляет ученика читать более вдумчиво, интонационно верно, а его соседа – внимательнее слушать. Дальнейший разбор произведения всем классом поможет каждому ученику уточнить, насколько верным было его понимание текста.

Выразительное чтение по ролям. Эта форма работы позволяет учащимся, при серьёзном подходе к данному виду деятельности, уже на этом этапе сделать выводы о характерах героев, их взаимоотношениях, возможно, авторском отношении к ним, а также заставляет прочувствовать произведение, чего не происходит при обычном торопливом чтении, особенно если учесть нежелание большинства современных учеников утруждать себя этой работой. Чтение по ролям пьесы Е.Шварца «Дракон» (на уроках внеклассного чтения в 8 классе), обязательно подготовленное, позволит учащимся  увидеть юмористические элементы, которые пройдут мимо них при обычном чтении, и не позволит им воспринять произведение исключительно однопланово, заставит увидеть связь смеха и слёз, комедии и трагедии.

Инсценирование. Урок внеклассного чтения по басням Крылова может быть построен в виде групповых представлений выбранной басни в виде сценки. В ходе представления учащиеся легко выделяют мораль, так как она не связана напрямую с действующими лицами и обычно произносится  залу. По такому же принципу строится урок, посвящённый жанру баллад « Калейдоскоп баллад».

Фрагмент урока «Калейдоскоп баллад».(Цель урока: познакомить учащихся с разнообразными формами баллад.)

А. Слово учителя:

…Сюжет баллады может быть историческим, легендарным, бытовым, а может быть и фантастическим, даже сказочным, шутливым. И с одной такой шутливой балладой мы сейчас познакомимся. Её автор – всем известный английский писатель Алан Милн, живший уже в прошлом, 20 веке (умер в 1956 году). Если имя это кажется кому-то незнакомым, то его произведение знают все – это целая серия рассказов о плюшевом мишке Вини-Пухе и его друзьях. А баллада, которую мы с вами сейчас увидим, тоже наверняка вам уже знакома. Называется она «Баллада о королевском бутерброде», а перевёл её на русский язык С.Я.Маршак.

Б. Инсценировка баллады. Действующие лица: Король, Придворная молочница, Ленивая корова, Королева

Король:

Король,

Его величество,

Просил её величество,

Чтобы её величество

Спросила у молочницы,

Нельзя ль доставить масло

На завтрак королю.

Придворная молочница:

Придворная молочница

Сказала: «Разумеется,

Схожу, скажу Корове,

Покуда я не сплю!»

Придворная молочница

Пошла к своей корове

И  говорит корове,

Лежащей на полу:

«Велели их величество

Известное количество

Отборнейшего масла

Доставить к их столу!»

Ленивая корова:

Ленивая корова

Ответила спросонья:

«Скажите их величествам,

Что нынче очень многие

Двуногие безрогие

Предпочитают мармелад,

А также пастилу!»

Придворная молочница:

Придворная молочница

Сказала: «Вы подумайте!»

И тут же королеве

Представила доклад:

«Сто раз прошу прощения

За это предложение,

Но если вы намажете

На тонкий ломтик хлеба

Фруктовый мармелад,

Король, его величество,

Наверно, будет рад!»

Королева:

Тотчас же королева

Пошла к его величеству

И, будто между прочим,

Сказала невпопад:

«Ах, да, мой друг, по поводу

Обещанного масла…

Хотите ли попробовать

На завтрак мармелад?»

Король:

Король ответил: «Глупости!»

Король сказал: «О  боже мой!»

Король вздохнул: «О господи!»

И снова лёг в кровать.

«Ещё никто,- сказал он,-

Никто меня на свете

Не называл капризным…

Просил я только масла

На завтрак мне подать!»

Королева:

На это королева

Сказала: «Ну, конечно!»-

И тут же приказала

Молочницу позвать.

Придворная молочница:

Придворная молочница

Сказала: «Ну, конечно!»-

И тут же побежала

В коровий хлев опять.

Ленивая корова:

Придворная корова

Сказала: «В чём же дело?

Я ничего дурного

Сказать вам не хотела.

Возьмите простокваши.

И молока для каши,

И сливочного масла

Могу вам тоже дать!»

Придворная молочница:

Придворная молочница

Сказала: «Благодарствуйте!»-

И масло на подносе

Послала королю.

Король:

Король воскликнул: «Масло!

Отличнейшее масло!

Прекраснейшее масло!

Я так его люблю!»

«Никто, никто,»- сказал он

И вылез из кровати.

«Никто, никто,»- сказал он,

Спускаясь вниз в халате.

«Никто, никто,»- сказал он,

Намылив руки мылом.

«Никто, никто,»- сказал он,

Съезжая по перилам,-

Никто не скажет, будто я

Тиран и сумасброд,

За то, что к чаю я люблю

Хороший бутерброд!»

При работе над композицией произведения  может быть использована такая форма деятельности – восстановление авторского текста, рассмотрим её на примере рассказа Чехова «Смерть чиновника»: каждый учащийся получает небольшой отрывок неизвестного ему произведения. Задача – восстановить последовательность частей, определив (и доказав) их очерёдность. Так  в ходе собственного исследования учащиеся придут к пониманию закономерной связи частей произведения и научит задумываться о причинах  такого, а не иного построения произведения.

(А.П.Чехов. Смерть чиновника)

    В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…

   В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и … апчхи! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.

   Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как всякий вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.

    В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

        «Я его обрызгал!- подумал Червяков.- Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».

        Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:

        - Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

        - Ничего, ничего…

        - Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

        - Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

   Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

        - Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь … не то чтобы…

        - Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же!- сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

   «Забыл, а у самого ехидство в глазах,- подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала.- И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!»

    Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

        - А всё-таки ты сходи, извинись,- сказала она.- Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

        - То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

   На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить… Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

    - Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство,- начал докладывать экзекутор,- я чихнул-с и … нечаянно обрызгал… Изв..

        -Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно?- обратился генерал к следующему просителю.

        «Говорить не хочет!- подумал Червяков бледнея.- Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

     Когда генерал закончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

        -Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

        Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

        - Да вы просто смеётесь, милостисдарь!- сказал он, скрываясь за дверью.

     «Какие же тут насмешки?- подумал Червяков.- Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

        Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

   - Я вчера приходил беспокоить ваше-ство,- забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза,- не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

       - Пошёл вон!!- гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

        -Что-с?- спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

        -Пошёл вон!!- повторил генерал, затопав ногами.

        В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и ..   (?)

Заочные экскурсии. Получая задание подготовить подобную экскурсию, ребята учатся выделять в тексте описания, определять наиболее важные для авторского замысла. Например, заочная экскурсия по Миргороду по повести «Как поссорились Иван Иванович….» позволит учащимся сделать вывод о первостепенной роли вещей в городе и низком уровне развития местного общества.

Урок внеклассного чтения по повести М.Твена «Приключения Геккльберри Финна» также может быть построен в подобной игровой форме. Перед разбором произведения класс делится на группы и получает отдельные задания:

1 группа: Устный судовой журнал плавсредства (краткий пересказ сюжета по принципу один сообщает в хронологическом порядке главные события повести, а другие  дают краткий пересказ событий. При наличии в классе детей с актёрскими способностями пересказ может быть заменён небольшими инсценировками, что сделает урок более оживлённым)

2 группа: инсценировки наиболее запомнившихся эпизодов

3 группа: портретная галерея (цель – представить действующих лиц произведения, дав их внешний и внутренний портреты)

4 группа: «Научные чтения» а) Что такое кровная вражда (на примере романа)?

                                                    б) Том и Гек. В чём их различие?

Галерея  героев. Своеобразная заочная экскурсия, цель которой – представить не место обитания, а живущих  в нём людей. Задание составить галерею «Замечательные люди нашего города» по повести «Как поссорились….» учит ребят вычленять из текста важные эпизоды, подводит к выводу о всеобщей серости жителей города.

Литературные стилизации. Эта работа достаточно сложна, так как требует осознанного понимания особенностей произведения. В большинстве случаев учащиеся  средней школы лишь пытаются создать стилизацию, но и такие попытки следует приветствовать, ведь они свидетельствуют о самостоятельности мышления, индивидуальном, а не списанном с многочисленных издаваемых шпаргалках творчестве. (Возможные темы для творческих работ: «Письмо  ревизора о поездке в губернский город Н». «Письмо Правдина о посещении поместья господ Простаковых.»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках литературы через технологию проектов

Урок внеклассного чтения по теме: "Мифы Древней Греции". Технология проектов...

Технология деятельностного подхода на уроках литературы

Описание  технологии мастерских в рамках деятельностного обучения на уроках  литературы....

Из опыта работы. "Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся"

Опыт работы по данной проблеме был представлен на республиканский конкурс "Учитель года 2014". (Республика Крым)...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....