Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 5 классе «Славянская мифология»
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Цель урока: дать представление о славянских мифах, показать образность, поэтичность славянской мифологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slavyanskaya_mifologiya.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2»

    Конспект урока по

    литературе

    в 5 классе

    «Славянская мифология»

    Подготовила:

    учитель русского языка и литературы

    Кузьмина Татьяна Георгиевна.

    г.Троицк

    2015 год

    Славянская мифология

    Цель урока: дать представление о славянских мифах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.                    

    Образовательные задачи урока:

    - закрепить представления пятиклассников о мифологии;

    - познакомить со славянскими мифами;

    -сформировать навык работы со справочной литературой, с энциклопедическими словарями;

    -научить передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

    - развивать умение сопоставлять героев произведения.

    Развивающие задачи урока:

    - развивать навыки четкого формулирования вопроса;

    - развивать ценностное отношение к чтению.

    Воспитательные задачи урока:

    - воспитывать уважение к народным верованиям и традициям;

    - формировать чувство патриотизма.

    Основные виды деятельности: 

    -устные сообщения о мифологических персонажах;

    -оформление записей в рабочих тетрадях;

    - ответы на вопросы учебника;

    -работа со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.

    Термины: славяне, миф, мифология, энциклопедия.

    Планируемые результаты:

    -  умение анализировать мифы;

    - умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;

    - умение сопоставлять персонажей славянской и древнегреческой мифологии;

    - умение четко формулировать вопрос и кратко отвечать на него.

    Структура урока (план):

    1. Организационный момент. Вступительное слово учителя о славянской мифологии и ее своеобразии.
    2. Работа с презентацией, оформление  записей в тетрадях.
    3.  Проверка домашнего задания.
    4.  Беседа по вопросам.
    5. Знакомство с энциклопедическими словарями и справочниками.
    6. Подведение итогов урока.
    7. Рефлексия.
    8.  Домашнее задание.

    Содержание этапов урока

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Приготовьтесь к увлекательному разговору о культуре и верованиях древних славян. Вы очень хорошо ориентируетесь в древнегреческой мифологии, но известно ли вам что-нибудь о мифах ваших предков - славян? Очень мало, поэтому, надеюсь, тема нашего урока будет для вас  очень интересной, запишите в тетради: «Славянская мифология». В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, славяне еще не знали письменности.

    -Какие народы относятся к славянским?

     Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи; южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.

    Мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.

       

       II. Работа с презентацией, оформление  записей в тетрадях.

    Эпиграф:

    И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.

    И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля русская и холм тот.

    Повесть временных лет

    Ребята, прочитайте внимательно эпиграф. О чем говорится? Все ли понятно? (ответы детей)

    Подумайте, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего урока?

    (после нескольких ответов формулируем на доске, слайде).

     – Ребята,  я хочу, чтобы вы увидели, как богат и поэтичен был мир наших предков, как они представляли себе устройство жизни на земле. В ходе работы мы будем делать краткие записи в тетрадях.

    Опираясь на фрагмент «Повести..»,   мы понимаем, что князь Владимир начал правит в Киеве, поставил на холме изваяния богов, которые называли «кумирами». Им все поклонялись

    - А как относится к этому автор «Повести…»? (ответы учащихся)

    Как вы думаете, почему эти боги не пользуются почтением автора «Повести…»? (ответы)

    Слово учителя:

    Текст написан не современником событий, а человеком иного времени,  этот человек – монах, верующий в Иисуса Христа, а пишет он о временах, когда на Руси еще не было  принято христианство, поэтому он отрицательно относится к языческим богам. Итак, «Повесть…» свидетельствует, что до крещения Руси, наши предки, также как и древние египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом, а многими.

    Что же это были за божества? Об одном из них вы наверняка слышали, Перун.

    - Как представляли его славяне времен Киевской Руси?

    (ответы с опорой на текст эпиграфа)

     Боги:

    Перун — бог грозы (грома), высший бог в Киевской Руси;

    Велес (Волос) — бог домашних животных и богатства;

    Дажьбог (Даждьбог) и его отец Стрибог — боги богатства;

    Сварог — бог огня.

    Стрибог – бог ветра, воздуха.

    Семаргл (Симаргл) – бог подземных сил, а по некоторым данным бог войны и сражений.

    Мокошь – богиня плодородия, жизни.

    Рядом с Мокошью нередко изображались еще более древние славянские богини  Рожаницы, изображения этих богинь на ритуальных полотенцах.

    Известно, что даже после принятия христианства славяне продолжали поклоняться Рожаницам и еще одному богу – Роду.

    Кроме Рода и Рожаниц почитался Ярило – бог Солнца, тепла и света.

    Были и другие боги:

    Лада, Слава (второе имя Лады), Сварог, Сварожич, Морана, сестра Перуна, Летница, жена Перуна, Доля,Майя (Сева).

     Герои:

    • первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор;
    • основатели Киева Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь;
    • князь Владимир Красное Солнышко;
    • вещий Олег;
    • богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович;
    • пахарь-богатырь Микула Селянинович;
    • купец и гусляр Садко;
    • поэт-певец Боян;
    • Еруслан Лазаревич.

    Ритуальные персонажи:

    Коляда и Авсень (Овсень) — персонажи, связанные с Новым годом (или Рождеством).

    Кострома и Ярила (Ярило) — персонажи, воплощающие весну и плодородие.

    Купала — главный персонаж праздника летнего солнцестояния.

    Масленица — персонаж, воплощающий зиму и смерть.

    Морозко.

    Лихо — воплощение горя.

    Спорыш — воплощение плодородия.

    Злые духи: черт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга; бесы; Вий; русалки (мавки); овинник (подовинник); домовой; полевик (полевой); упырь (вампир); банник (дух бани)и др..

    Чудовища: Змей Горыныч; Змей Тугарин; Соловей-разбойник; Кащей Бессмертный.

     -Понравилось знакомство с персонажами славянской мифологии?

    - Кто из персонажей славянской мифологии наиболее поразил вас? Запомнился? Почему?

    -Дома вы подготовили сообщения о персонажах славянской мифологии, давайте послушаем некоторые из них.

     III. Проверка домашнего задания: краткие сообщения о Перуне, Велесе, Даждьбоге, Стрибоге, Купале, Масленице, Костроме  и др.

    Ребята, выполняем лаконичные записи новых сведений в рабочие тетради.

    Формулирование вопросов и кратких ответов  на них. Самооценка и взаимооценка ответов, умения задавать вопросы и ясно выражать мысли, отвечая на них.

         

    IV. Беседа по вопросам, направленная на сопоставление персонажей славянской и древнегреческой мифологии:

    1. В чем сходство между славянским Перуном и греческим Зевсом, славянским Сварогом (Сварожичем) и греческим Гефестом?

    2. В мифологии древних славян Никола (Микола) и Мороз (Морозко, Дед Мороз) часто связываются с жизнью в лесной глуши, с зимой и новогодними праздниками. Какой персонаж западноевропейской мифологии, знакомый всем детям, также связан с Дедом  Морозом?

    3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы?

    V. Ребята, учебник литературы помогает найти ответы на многие вопросы. А где еще можно найти интересующую  вас или необходимую информацию? (Дети высказывают предположения: Интернет, книги, словари, библиотека). Молодцы, сейчас мы и отправимся в библиотеку, где нас ждут энциклопедические словари и справочники, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах. Это такие книги, как

    -Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.

    -Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.

     - Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.

     - Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.

    Дети работают со словарями и энциклопедиями, отыскивая сведения о персонажах славянской мифологии, трактуемых противоречиво,  мало понятных и т.д. Если информация в словарях отсутствует или недостаточна, можно воспользоваться поисковыми системами в Интернете (электронными энциклопедиями  «Википедия», «Кругосвет» и др.)

       

    VI. Подведение итогов урока, заключительное слово о близости мифов разных народов по тематике, сюжетам, образам.

    - Ребята, мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.

    В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы, ситуации — «бродячие», как определяют их литературоведы. О причине этого явления среди ученых существуют разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и заимствованиями, другие — общностью происхождения и параллельностью развития всех народов мира.

    -Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют «вечными». Они созвучны любой эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования. Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и стремление зрелого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

    Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.

    Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для всего человечества. Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.

    VI.  Рефлексия.

    -Сумела ли я пробудить в вас интерес к мифам наших предков?

    -Что понравилось на уроке?

    -Что было трудно?

    -Ребята, я приготовила для вас изображения солнца, луны и месяца. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы вы смогли дать оценку уроку и своему эмоциональному состоянию. Вы уже знаете, что многие предметы имеют символический смысл. Что же могут символизировать эти изображения? Молодцы! Солнышко возьмут те, кто получил, как и я, удовольствие от урока; луну - все, кто с интересом, но без особого эмоционального подъема работал на уроке; месяц достанется ученикам, которых тема нашего разговора не увлекла. Прикрепите эти изображения рядом с темой урока в тетради, пусть улыбающееся солнышко напоминает вам об уроке, доставившем радость открытий и радость общения.

    VII. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью «Фольклор»; 2) ответить на вопросы 1—4 учебника.

    Индивидуальные задания: подготовить план сообщения «Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в египетской (или китайской, японской, германской) мифологии» (по выбору учащихся и по образцу работы, выполненной на уроке).

    Список информационных источников

    1.Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.

    2.Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.

     3. Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.

     4.  Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.

    5.Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 .

    6.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 .

    7.Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 .

    8. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель Чертов В. Ф. –  М.: Просвещение, 2009.

    9.Программы общеобразовательных учреждений. Литература.  5 – 11 классы / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.        

    10. Уроки литературы. Книга для учителя. 5 класс. Пособие для учителей / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.

    11.   «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Mikhail_Lermontov,_1820-22.jpg

    12.Справочник. Словарь. Религия. http://sr.artap.ru/d_greek.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока истории в 7 классе «Славянские воины и богатыри»

    Учащиеся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пр...

    Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

    Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

    Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

    На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

    План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

    План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

    Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

    Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

    Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

    небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...