Разработка урока истории в 7 классе «Славянские воины и богатыри»
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Учащиеся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пространственно временных представлений)    не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому учитель строит урок, разделяя его на отдельные смысловые части. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи, обогащению и совершенствованию активного словаря исторических терминов. Последовательное изучение исторических событий обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Войнова Антонина Юрьевна,

                                                                      учитель  истории МОУ специальной            

                                                                     (коррекционной) школы-интернат № 8

                                                                         г. Саяногорска.

Урок  истории в 7 классе

Тема:    «Славянские воины и богатыри»  

  1. Пояснительная записка.

Программа по истории, обучающихся по программе VIII вида,  для 7  класса составлена на основании приказа   Миообразования РФ №29/2065  от 10 апреля 2002г.  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,  с учётом Образовательной программы и учебного плана МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.        Учащиеся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пространственно временных представлений)   не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому учитель строит урок, разделяя его на отдельные смысловые части. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи, обогащению и совершенствованию активного словаря исторических терминов.

        Последовательное изучение исторических событий обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний.

        Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволит выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково –познавательную активность, речевую деятельность, внимание.

        На изучение данной темы отводится два часа. За счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями можно расширить объём по данной теме.

        В ходе урока используются следующие методы обучения:

  1. по виду – словесные, наглядные и практические;
  2. по способу осуществления – репродуктивные.

Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи.    Разнообразные виды работ позволяют углубить знания учащихся о  истории нашей страны древнейшего периода.

  1. План проведения урока.

Цель:   Дать представление о военном искусстве славян; воспитывать  у учащихся чувство         

                  патриотизма, восхищение мужеством и храбростью славян.

Задачи:  

1.Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение  славян.  

 2. Обогащать словарный запас учащихся.

 3. Вызвать чувство  уважения к славянским воинам и  богатырям.

Основные знания:   Вооружение и военное искусство славян.

Основные термины:  колчан, секира, палица, засека, дозорный, кольчуга, шлем.

Оборудование:   карта  «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале  XII век»;  

репродукция картины В.В. Васнецова  « Три богатыря»

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

         Приветствие, психологический настрой учащихся.

  1. Повторение пройденного материала.

       Вопросы:

      - Какую тему мы изучали на прошедшем уроке?

      - О чем шла речь на уроке?

      - Назовите соседей восточных славян.

      - Какие племена относятся к кочевым?   (можно обратиться к тексту учебника).

      - Кто такие кочевники?

 

       Задание № 1.

      Работа с карточками  « Найти правильный ответ».

   Учитель показывает карточку, на которой написана первая половина слова. Учащиеся  показывают карточку со второй половиной слова.

_ На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ;  ХА – ЗАРЫ;  ПО – ЛОВЦЫ.

_ На юге  жили…… БОЛ – ГАРЫ;  ГРЕ – КИ.

_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.

_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.

      Задание № 2.

Работа с картой.

- Показать на карте место, где жили соседи восточных славян,  используя историческую карту.

  (Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).

- Какие племена считались очень воинственными?

 ( Если учащиеся затрудняются, обратиться к учебнику истории на стр. 88).

      Задание № 3.

    На доске план:

1) - Кочевники…                         2) - Варяги…

    - Степь…                                      - Берег моря…

    - Юрта…                                       - Рыболовство…

    - Животные…                               - Смелые, выносливые…

    - Расстояние…

Составить рассказ по опорным словам.

- Почему варяги были сильными, храбрыми, выносливыми?

Работа с картой.

 Показать на карте путь «Из варяг в греки».

- Для чего варяги проделывали такой долгий, трудный и опасный путь?

 

  1. Актуализация знаний.

 Восточные славяне   среди других народов выделялись храбростью, выносливостью, отвагой.

Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».

III. Изучение нового материала.

(Работа в тетради).

       Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.

        Сегодня мы познакомимся с вооружением славян.

  1. Основное оружие славян: 

(Поместить карточки с основными понятиями на доску)

-  ЛУК, СТРЕЛЫ.

-  НАЛУЧЬЕ, КОЛЧАН.

-  КОПЬЕ.

-  СЕКИРА.

-  ПАЛИЦА.

-  МЕЧ.

-  ЩИТ    (учащиеся дают пояснение к словам, обращаясь при затруднении к тексту учебника).

                                                                     

   Каждое славянское племя имело свою дружину.

-  ДРУЖИНА   (пояснение к слову).

       Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие – защищать  

       людей и землю от врагов. Дружинники строили сторожевые башни, делали засеки.

    - ЗАСЕКА

    - ДОЗОРНЫЙ       (пояснение к словам).

       Одевался дружинник в особую одежду.

       - КОЛЬЧУГА

       - ШЛЕМ            (пояснение к словам).

        Работа с текстом учебника (стр. 97) и иллюстрациями.

      - Найти описание внешнего вида дружинника в учебнике и зачитать.

                     Физ. пауза.

  1.   Упр. для глаз (с «Лепестками»).
  2.   Упр. для глаз (по рис. «Славянские обереги»).

           - Что означает слово «Оберег»?

  1.  Упр. «Жили славяне».

В лесу – древляне                              ( руки вверх),

В болотистых местах – дреговичи   (руки вниз),

В поле – поляне                                  (руки в стороны),

Севернее - северяне                            (руки вперед)

Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).

             Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, смелостью, боевым

             умением. Таких воинов называли богатырями.

             -БОГАТЫРЬ  (пояснение к слову).

             Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря».

-Кого вы видите на репродукции?

-Как зовут богатырей?

-Как вы думаете, кто из них главный?

-Что делают богатыри в поле?

                    Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович былинные герои Древней Руси.

             Художник В.Васнецов закончил работу над картиной в 1898 году. Она посвящена  

           доблестным воинам – богатырям. Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде. Они

           объезжают поле и смотрят, нет ли где «ворога» - врага.

                Во главе княжеской дружины стоял Илья Муромец. Древнерусское слово «Муром» -

           означает КРЕПОСТЬ, а «Муромец» - СТРОИТЕЛЬ крепостей, а это может означать, что

          «Илья из пограничной крепости».

                Имя второго богатыря – Добрыня Никитич. Он являлся родным дядей князю Владимиру

           Красно Солнышко. Отчество Никитич,  ему присвоили русичи  (от греческого слова

           «аникитас»), что означает НЕПОБЕДИМЫЙ.

                Третий богатырь – Алеша Попович – сын попа, который победил, как говорится в былине,

           Идолище Поганое. Под Идолищем был знатный половец Итларь.

                 IV.   Закрепление.

Проверка знаний  (можно с помощью кроссворда).

- Метательное оружие с острым металлическим наконечником.

- Сумка для стрел.

- Основное оружие славян.

- Старинное оружие в виде длинного ножа.

- Защитное вооружение воина.

- Боевой топор.

- То, с чем воевали дружинники.

Вопросы по теме:

- Зачем славянам нужна была дружина?

- Кого приглашали славяне к себе в дружину?

- Кого из воинов называли дозорными?

- Кого называли богатырями?

                 V.    Подведение итогов.

          Комментарии по уроку, оценивание.

                VI. Домашнее задание:

          Прочитать текст учебника; нарисовать вооружение славян – Копье,  Меч,  Щит.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Славянские воины и богатыри.

В данной разработке даётся представление о военном искусстве славян; воспитывает у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством славян....

Открытый урок по литературе в 5-6 классе "Славянские истоки пушкинской сказки"

Открытый урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 6 класса.Тема: "Славянские истоки пушкинской "Сказки о царе Салтане". Цели:1) вспомнить, что такое сказка, виды с...

Разработка урока в 5 классе по теме "Богатыри"

с дополнительными материалами...

Презентация к разделу русской словесности в 6 классе "Славянская мифология"

В презентации представлены изображения и описания славянских языческих богов. Демонстрируется слайдовая презентация на вводном уроке по теме....

Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

Славянские воины и богатыри (открытый урок для детей с ОВЗ)

Цель: дать представление о военном искусстве славянских воинов.Задачи:Образовательные: формировать образное представление о вооружении и снаряжении славян: показать их храбрость и военные умения.Корре...