Разработка урока в 5 классе по теме "Богатыри"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Чулкова Марина Викторовна

с дополнительными материалами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc46.5 КБ
Файл kak_narisovat_bogatyrya_karandashom_poetapno.docx249.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

                                     Тема: РУССКИЕ БОГАТЫРИ.

  Цели и задачи: Познакомить с произведениями изобразительного искусства. В Васнецова «Богатыри»;                                                                                             развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки;                                                                                   воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества.

Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный.  Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы.

 для учителя: презентация.

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем »

                                                               ХОД УРОКА

1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2.Вводная беседа.

                                                                   Не скакать врагам по нашей земле,

                                                                   Не топтать их коням землю русскую,

                                                                   Не затмить им солнце наше красное.

     Все вы, ребята, знакомы  с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.                                                              

      В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен).

       Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

      А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам  родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

    - Кто же они, эти защитники земли  русской? (Любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

    -Что рассказывается в былинах о Богатырях?

Слайд 3

   - Чем прославился Илья Муромец? ( Илья  Муромец  убил четыреста  разбойников, истребил несметные  полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником)        Его отличает искренняя преданность народному делу.

                            …Я иду служить за веру христианскую

                            И за землю Российскую

                            Да за стольный Киев-град,

                            За вдов, за сирот, да за бедный народ…

      Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.

      Добрыня Никитич геройски боролся  со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем.

Слайд 4

      Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

      Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное.

Слайд 5

3.Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

         Посмотрите внимательно на картину.

 В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.                                                                                             В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается в даль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке  « палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый

 лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже

не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь подстать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

          Другой герой картины – Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни подстать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками.

  Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как  у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

           Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко « тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая» А в правой руке  у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

          Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет 1871-1898.

Слайд 6

Автор Виктор Михайлович Васнецов

 (1848-1926)

Художник живописец, театральный декоратор; мастер исторического и мифологического жанров, сказочного и легендарного сюжетов.

Физкультминутка

4.Творческая работа учащихся.

Слайд7,8

Выполнение коллективной работы «Русские богатыри»

лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

  • -повторение основных этапов построения фигуры человека.
  • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.
  • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

 Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами.

 Требование к работе:

–аккуратное выполнение работы;

–удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией                                                                              

5. Итоги урока. Анализ рисунков, проработанность, завершенность.

 

6. Уборка рабочего места.

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926),
великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).
Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины
– в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).
Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).
Самым же значительным монументально- декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.
Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.



Предварительный просмотр:

Как нарисовать богатыря карандашом поэтапно

Шаг первый: рисуем начальные контуры богатыря и его верного спутника – коня.

D:\Рабочий стол\Как-нарисовать-богатыря-карандашом-поэтапно-1.jpg

Шаг второй: добавляем нашим фигурам больше объема, обрисовывая вокруг контуров соответствующие линии.

D:\Рабочий стол\Как-нарисовать-богатыря-карандашом-поэтапно-2.jpg

Шаг третий: второй верный спутник богатыря – меч, значить рисуем его. Дорисовываем некоторые элементы одежды богатыря и шерсти коня, с хвостом, естественно.

D:\Рабочий стол\Как-нарисовать-богатыря-карандашом-поэтапно-3.jpg

Шаг четвертый: богатырь должен быть защищенным от увечий, это значит рисуем ему больше одежды и брони.

D:\Рабочий стол\Как-нарисовать-богатыря-карандашом-поэтапно-4.jpg

Шаг пятый: последнее, что осталось – это черты лица. Богатыря и мордашку коня соответственно.

D:\Рабочий стол\Как-нарисовать-богатыря-карандашом-поэтапно-5.jpg

D:\Рабочий стол\Как-рисовать-богатыря.jpg

D:\Рабочий стол\Как-рисовать-богатыря.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...