Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведению М.Пришвина «Времена года»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рыжкова Татьяна Николаевна

Разработка урока по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse_po_proizvedeniyu_m.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведению М.Пришвина «Времена года».

 I Подготовительный этап.

  1. Прочитать очерки: «Рожденье звука», «Березовый сок», «Молодые листики», «Осинкам холодно», «Иван-да-Марья», «Деревья в снегу».
  2. Детям повторить из теории литературы определения«Олицетворение», «Сравнение».
  3. Учитель оформляет запись эпиграфа на доске: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он принёс  в её тайную жизнь,  воспел её красоту, прежде всего благодарность выпала бы на долю Пришвина»  Паустовский.

Цель урока.

-образовательная: в процессе работы над произведением осмыслить отношение человека к природе.

-развивающая: умение выразительно  пересказать  эпизоды, высказывать свои ощущения и соотносить их с мнением автора.

-воспитательная: формирование бережного отношения к окружающей природе.

Методы, приемы: «погружение» в текст, ответы на проблемные вопросы, анализ эпизодов, выразительное чтение.

II Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:

-Ребята, вы познакомились с необычным произведением, в котором нет главных и второстепенных героев, нет привычного развития сюжета, нет описания приключений. Писатель, создавая миниатюры, будто находится под впечатлением от встречи с чудом. Он взял в руку карандаш и, подобно художнику, поспешил нанести на холст  штрихи  тех мгновений из жизни природы, которые  он заворожено  наблюдал.

Так, постепенно отдельные зарисовки  превращаются  в прекрасную яркую картину жизни  окружающего мира.

Читая миниатюрные зарисовки  из «Времена года» М.Пришвина, вы , несомненно, открыли для себя много интересного. Разве знали многие из вас, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка Ивана-да-Марьи  до зимы доживает лишь один Иван. Ведь  далеко не каждому человеку природа раскрывает тайны. Она доверяет их только редким людям – таким, каким был М.М.Пришвин.

2. Работа с эпиграфом.

3.Учитель: И сегодня на уроке мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Посмотрим , насколько внимательно  вы читали Пришвина.

Вопросы: (Общие  о впечатлении)

- Описание  какого времени  года вам больше всего понравилось?

- Названия  каких картинок вам запомнились?

-Как рождается первый весенний звук? (В прогалинах на  опушках  от первых капель)

-Почему в теплые весенние дни  березка не давала сока?   (Она знала, что будут сильные морозы)

-В какой главе описывается «лесная музыка»?  ( «Молодые листики» )

-Беседа по содержанию текста: «погружение» в текст .

-Скажите  , как вы поняли из вступительной главки , что такое микро-география?

(Микро-малый , «гео» – земля , «графо»-пишу . Это малая , «физическая» родина

-Как состоялось открытие Пришвиным  своей микрогеографии ? (Оно началось с того дня , когда он понял, что за «неведомым» вовсе не надо мчаться за тысячи верст от родного дома).

-Ребята, сколько раз во вступительной  главке встречаются нам слова «природа» и «родина»? (Природа-3 , родина -4)

-Как вы думаете ,случайно ли в размышлениях писателя об открытии своей родины эти два понятия употребляются так часто?

Чем является для Пришвина  природа?

-« Пишу о природе , сам же только о людях думаю», - признавался  Пришвин.

Может потому, в его рассказах и деревья, и растения  похожи на людей

Приведите примеры .Ответы учащихся.

В названиях  мы чувствуем эту особенность его творчества ( «Деревья в снегу», “Осинкам холодно”) Вспомните, как называется “ приём оживления природы» и покажите, как им пользуется М.Пришвин.  Работа с текстом произведения:

“Каждый кустик глядит в зеркало”

“Из-под снега выпрыгивают лапки елей.”

- «Муравьи и берёзы предчувствуют сильный мороз».

- «Дятел устал, присел отдохнуть».

-Писатель уверен, что человек должен судить природу по себе. Только тот сможет больше увидеть в природе ,кто умеет чувствовать её.

В своих произведениях Пришвин описывает будни природы: выпал снег,

опали листья, пролетели гуси. Но в её жизни бывают такие особые мгновения, когда она величественна.

 И тогда её описание становится гимном природы .

О каких таких величественных мгновениях мы прочитали у Пришвина?

(Рождение звука , рождение утра ,трепет молодых листиков)

                          Обращение М. Пришвина к другу-читателю. Чтение вслух главы «Неведомому другу».

-Почему Пришвину это кажется интересным? Ответ поищите в прочитанной главе.  ( Это приносит радость: «то утро единственное, ни один человек еще не видел его на всем земном шаре» ). К

чему призывает Пришвин своего неведомого друга? ( Смелее  открывать эту красоту и радоваться ей: « И десятки тысяч лет жили на земле…»).  Как понимаем слова: «Начинай  борьбу, помогай солнцу». Рефлексия  .  В заключительных строках миниатюры «Неведомому другу» выражена главная мысль: природа дарит нам радость от общения с ней, помогает солнцу делать добрые дела.

Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним содержанием. Она заставила задуматься его о смысле жизни, о её вечности. Он описывает то, что происходит в его душе: он грустит, радуется, восторгается, удивляется.

-Ребята! Писатель называет людей, просто любующихся природой, «дачниками». Что значит любование и любовь?

Только любя, а не любуясь можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу.

Вывод: «Время года» Пришвина – это гимн природе, проникнутый чувством восторга  писателя перед  каждым трепетным  ее движением.

Домашнее задание: прочитать миниатюру из цикла «Лето».

Список литературы:1.ПаустовскийК.Г.: Золотая роза .Михаил Пришвин.2.ПРИШВИН М. «Времена года». 3.Словарь литературоведческих терминов.