"Духовное возрождение Наташи" (роль эпизода).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Калашникова Любовь Николаевна

С чего же начинается духовное возрождение Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Молитвы. которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с раскаяния начинается процесс духовного возрождения героини, процесс очищения души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_po_literature_10_kl.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война  мир»

«Духовное возрождение Наташи».

Почти каждый человек совершает в своей жизни неблаговидные поступки (или поступок), которые потом долго не может простить себе. Ведь самый строгий суд – это суд нашей совести. Говорят, что в такие моменты у человека болит душа, и эта боль, эта наша больная  совесть не дает спокойно и радостно жить. Душевное неблагополучие мучает и пугает. Но именно страдание в дальнейшем помогает понять всю полноту  и радость жизни, ощутить ее прелесть и очарование. Франциск Ассизский в беседе с братом Львом о «совершенстве радости» говорил: »Превыше всех милостей и даров Духа Святого, которые Христос уделил друзьям своим, - одно – побеждать себя самого и добровольно, из любви к Христу, переносить муки, обиды, поношения и лишения; ведь из всех других даров Божиих мы ни одним не можем похваляться,  ибо он не наши, но Божии…  Но крестом мук своих и скорбей мы можем похваляться, потому что они наши…»

Именно это намерение побеждать себя самого и добровольно, из любви к Христу, переносить муки, обиды, поношения и лишения является основой поведения Наташи в данном эпизоде. А иными словами процесс возвращения героини к жизни из добровольного затворничества через страдания и составляет идею данного отрывка.

Эпизод выполняет психологическую функцию. Автор показывает глубину и силу переживаний героини, которая, поддавшись обаянию Курагина, на миг  забыла о нормах нравственности. Именно это мимолетное увлечение так существенно повлияло на дальнейшую жизнь героини, разрушив ее благополучие, счастье и спокойствие.

С этого момента Наташа мысленно сама провела для себя черту, разделившую ее жизнь на прошлое и настоящее. Все хорошее, все те счастливые дары Божьи, которые она имела, остались, к сожалению, в прошлом. И самое страшное – это осознание того, что «так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива». Не осталось в ней «всех прежних интересов… из того девичьего, беззаботного, полного надежд склада жизни». Этот счастливый период в судьбе героини можно охарактеризовать одним эпитетом – «чистое время». Настоящее же героиня определяет для себя сравнением: «Я хуже и гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете». А между прошлым и настоящим – только «слезы раскаяния».  Данная метафора подчеркивает всю силу и глубину переживаний героини, которая с грустью и сожалением осознавала, что «состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше».  Отрицательное наречие НИКОГДА подчеркивает силу подавленного душевного состояния Наташи. Слезы являются в это время каждодневным спутником героини, поэтому не случайно автор в 1-ом абзаце 1 части (а композиционно эпизод условно можно разделить на 2 части: болезнь и нравственное выздоровление героини) использует слово слезы  5 раз.

А.И.Куприн в рассказе  «Осенние цветы» писал: «У человека нет настоящего, а есть только тихое горе о невозвратности прошедшего и таинственное ожидание будущего». Действительно, каждый человек смотрит в будущее с определенной  долей оптимизма. Неведомое впереди завораживает, иногда пугает, может быть, настораживает, но всегда привлекает. Да что скрывать, мы все ждем чего-то лучшего для себя, ведь так хочется верить в хорошее, поэтому будущее – это всегда надежда. Наташа тоже задавала себе вопрос: «Что ж дальше?» Но она не находила для себя на него ответа, потому что, как пишет автор, «дальше ничего не было… никакой радости в жизни… для себя ей ничего не нужно было, а жизнь проходила…» Но Наташа не жила этой жизнью, наоборот , она «удалялась от всех домашних», «почти не выезжала из дому, избегала балов, катанья, концертов, театра…»  Наташа жила как бы по необходимости, а не по желанию. Как пишет автор: »Но жить надо было». А какая большая разница между этим «надо было» и другим – так хочется и так радостно жить, которое осталось в прошлом как «невозвратное воспоминание». Ах, это прошлое! На каждом шагу Наташа невольно возвращалась к нему.  И чем радужнее были картины воспоминаний, тем тяжелее делалось на душе героини. Особенно сильную боль приносили ей воспоминания об охоте, дядюшке и святках, проеденных  с Николаем в Отрадном. Из предыдущего контекста  мы знаем, как она была счастлива. Ее душа была открыта для всех. Тогда она  не просто жила. Ее светлая душа находилась одновременно и на земле и в то же время витала над ней, как бы впитывая в себя красоту и чистоту всего живого, но и отдавая при этом частички своего сердечного тепла и любви окружающим. Теперь же то открытое пространство замкнулось для нее, сузилось до такой степени, что казалось – еще немного – и нечем будет дышать. На первый взгляд, кажется, что воспоминания счастливого прошлого только усугубляют страдания девушки, но это не так. Каждый наш благородный поступок, каждое доброе дело, совершенное в жизни, - это спасительный буек для смертельно уставшего пловца во время шторма. За него можно подержаться, отдохнуть хоть чуть-чуть, ощутить под руками пусть маленькую и такую непрочную, но все же опору, чтобы, собрав последние силы, наконец, добраться до земли. И чем больше будет таких спасительных буйков в прошлом, тем быстрее и с большей вероятностью мы выберемся на берег.

Однако жить одним прошлым человек не может, да это и не нужно, потому что тем, кто делал добро, Бог посылает спасительные опоры и в настоящем. Было это и в жизни Наташи. Два человека находились постоянно рядом. С  ними ей «было легко» и просто. Это Петя и Пьер. Петя – младший брат Наташи, с которым «она любила бывать больше, чем с другими; и иногда, когда была с ним с глазу на глаз, смеялась». Петя – почти еще ребенок. Он чистосердечен, непосредственен и искренен, как все дети. Рядом с детьми любой человек отдыхает душой. Их энергия, жизнелюбие и радость невольно передаются окружающим, приносят успокоение. Дети еще не способны анализировать наши поступки. Они любят нас просто за то, что мы для них близкие люди (мать, бабушка, сестра и т.д.), и если видят, что тебе   плохо, пытаются по-своему помочь: рассмешить, рассказать что-то приятное, что-то  подарить , но при этом не лезут к тебе в душу, не смотрят на тебя   осуждающе и не отводят в смущении глаза.  Поэтому с Петей Наташе было так легко. Пьер же сам был большим ребенком.  Доброта по отношению к людям – основа его натуры. Именно искренность его поведения привлекала Наташу, поэтому она «находила большое удовольствие в его обществе». Отношение графа Безухова к нашей героине в это время автор выразил одной метафорой – «нежность обращения». Пьер старался »сделать для нее что-нибудь приятное» и  всегда « боялся, чтобы что-нибудь в разговоре не навело Наташу на тяжелые воспоминания».  «Неловкость» и «смущение» Пьера героиня «приписывала общей доброте и застенчивости»   Безухова, которую он , по ее мнению, испытывал бы по отношению к любому другому человеку. Но это было не так. Дело в том, что  Бог не только прощает нам наши грехи, если  мы искренне в них раскаиваемся, но и, как ни странно это звучит, награждает нас. Наташа уже достаточно настрадалась к этому моменту за свои проступки. Уже   одно то, что она избавилась от гордыни, говорит  о многом. Ведь раньше Наташа думала, что она лучше других, то есть ставила себя выше многих окружающих ее людей. Теперь ее мнение резко изменилось. За ее страдания, раскаяние, избавление от гордыни Бог     уже в этот момент послал ей любовь в лице Пьера. Но Наташа еще не могла поверить в возможность счастья для себя, ибо все еще считала, что не достойна его, поэтому слова Безухова «о том, что, ежели бы он был свободен, он  на коленях  бы просил ее руки и любви», не восприняла серьезно. Она думала, что они были произнесены лишь для ее утешения, и отнесла их к разряду «бессмысленных слов», «нечаянных слов», то есть образному эпитету. Эти слова вполне можно было произнести и «для утешения плачущего ребенка». Более того, Наташа считала, что не достойна даже «поэтической дружбы» с Пьером. Кроме того, «в это время все мужчины были для нее  совершенно то же , что шут Настасья Ивановна».   Душевная болезнь Наташи в это время еще сильна. До окончательного выздоровления было далеко. Именно в этот момент приехала отрадненская соседка Ростовых – Белова. Приезд Аграфены Ивановны во многом способствовал началу полного выздоровления Наташи. Он пришелся на конец Петровского поста. Следовательно, время действия данного отрывка – начало июля, ибо данный пост заканчивается 11 июля. Теперь мы можем определить и место действия, так как  автор говорит, что Белова «приехала в Москву поклониться московским угодникам».  Аграфена Ивановна «предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль». Впервые   в данном отрывке прозвучало слово радость, ставшее уже давно не свойственным героине. Следует обратить внимание и на глагол ухватилась, не согласилась, а именно ухватилась, как утопающий хватается за попавшуюся на его пути доску, и эта опора дает надежду на спасение. Наташа  решила говеть по-настоящему, «то  есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени». Доктора запрещали девушке выходить на улицу рано утром , но их лечение не приносило желаемых результатов, поэтому графиня согласилась на желание Наташи и в душе надеялась, что «молитва поможет ей». К сожалению, так получается, что к Богу мы обращаемся в основном за помощью и в те минуты, когда нам очень-очень плохо. За   радости же, удачи, спокойствие мы  часто забываем его благодарить.

Собираясь к заутрене, Наташа «со смирением одевалась в  самое дурное свое платье и старенькую мантилью», при этом «содрогаясь от свежести». Но то был не просто озноб от утренней прохлады, это была душевная дрожь надежды. С приездом Беловой в эпизоде появилась тема дороги. Движение в пространстве стало определенно направленным. Это путь Наташи в церковь к Богу, путь к выздоровлению. С выходом героини на улицу раздвинулись и пространственные рамки ее жизни. Наташа ходила с Аграфеной Ивановной в церковь, в которой «был священник строгий и высокой жизни». Женщины стояли перед иконой Божией матери. Ее лик был освещен не только свечами, но и «светом утра, падавшим из окна». Это отнюдь не случайно. Утренняя заря, первые лучики солнца – это то, без чего не может жить все живое на земле. Это лучик надежды и для Наташи, надежды га обновление и продолжение жизни. Но почему же лик Божией матери был черный? Может быть, здесь уместно будет вспомнить теорию Ж. Кальвина и его сторонников, которые считали, что Христос страдал не только тогда, когда, приняв на себя грехи людей, испытывал муки, будучи распят на кресте, но его страдания продолжаются в вечности из-за каждого греха, совершенного людьми на Земле. И в то же время боль Христа отступает, когда человек искренне осознает свой проступок и в дальнейшей жизни не грешит. Каждый человек  - это сын или дочь Божьи, и оттого, какая у нас душа, меняются лики святых, которые и радуются, и скорбят вместе с нами.

В  церкви Наташа испытывала «новое чувство смирения перед великим, непостижимым». В эти минуты она поняла, что не только мир вокруг нас существует для тебя, но и ты, даже в большей степени, - для этого мира. И ей было стыдно за себя прежнюю. Пространственные рамки вокруг героини все больше и больше расширялись. Это была уже не только улица, церковь, но и весь небесный бесконечный простор, простиравшийся до самого Бога.  Многого в произносимых в церкви молитвах Наташа не понимала, тогда «ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить  и отдаваться Богу». И тогда Наташа, «ужасаясь перед своею мерзостью, просила Бога простить ее за все , за все, и помиловать». Метафора «молитвы раскаяния» наиболее полно отражает душевное состояние героини в это время.

Наташа искренне раскаялась, заново переосмыслила всю свою предыдущую жизнь, испытала «новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастья», и «счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья».  Дважды прозвучавшее слово счастье как бы предопределяет скорый конец болезни Наташи. И, действительно, этот «счастливый день наступил»;в «памятное для нее воскресенье» героиня  была «в белом кисейном платье». Белый цвет взят здесь не случайно. Он символизирует чистоту  и непорочность.

Действительно, Наташа начинала жизнь заново, с чистого листа; она почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей. Как сказал графине доктор, «Наташа скоро  опять запоет и зарезвится». В этих словах выражена и радость автора, который так переживал за свою любимую героиню. Но, конечно же, не новые лекарства были тому причиной. Это сама Наташа с Божией помощью выстрадала право на дальнейшую жизнь и счастье. Именно искренняя вера в Бога поможет Наташе и в дальнейшей жизни преодолеть те потрясения, которые выпадут еще на ее долю в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Статья "На пути к духовному возрождению"

Одно дело – познать истину самому, другое дело – попытаться открыть её другим. Работа в школе (светском учреждении) по приобщению к духовным ценностям православия должна вестись очень осторожно и дели...

Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...

Духовное возрождение или гибель – третьего не дано

И.Н. ПронинаПедагог-психолог  МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды       Нынешнее человечество далеко ушло от духовных первоисточни­ков, поэтому оно под...

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ - ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В начале второго десятилетия XXI века настало время систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правил...

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....

Дополнительная общеобразовательная программа "Духовное возрождение"

Программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской ...