Духовное возрождение или гибель – третьего не дано
статья по теме

Пронина Ирина Николаевна

 

 

 

И.Н. Пронина

Педагог-психолог  МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

 

      Нынешнее человечество далеко ушло от духовных первоисточни­ков, поэтому оно подобно кораблю, на котором перессорилась ко­манда, нет капитана, есть пробоины и неисправен двигатель. Некото­рые из членов экипажа уже начали это понимать, появились призывы к примирению и ремонту корабля. Но главная беда в том - и об этом никто не знает,- что корабль идет на рифы, и даже ремонт двигателя, без изменения курса не может спасти корабль и его команду.

      Человечество стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность - распад духа. Самые страшные потери - те, которых мы не замечаем, не чувствуем, так как смерть сначала наступает на уровне духа, а потом на уровне тела. Сейчас этот про­цесс близок к критическому, потому что то, что сегодня является нашим духом, завтра и послезавтра будет телами наших детей и вну­ков. Следовательно, чем ущербнее наш дух сегодня, тем ущербнее будет здоровье - духовное и физическое - наших потомков. Духовный потенциал, накопленный святыми, ясновидящими, осно­вателями мировых религий, ныне исчерпан почти полностью, а нераз­витое стратегическое мышление представляет собой серьезную опас­ность для человечества. Колоссальные возможности педагогики, психологии, философии направляются не на понимание окружающего мира, предвидение и предупреждение грядущих проблем, а на решение примитивных так­тических сиюминутных задач. Человечество подошло к тому рубежу, за которым - либо духовное возрождение, либо гибель. Спасение за­ключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознании того, насколько каждый из нас ответствен за судьбы людей и жизнь Вселенной.

     Сейчас перед человечеством стоят очень серьез­ные проблемы, и от того, решит оно их или нет, зависит наше буду­щее. Принято считать, что основные проблемы порождены неблаго­получной экологической ситуацией, угрозой ядерной войны и десят­ками других внешних причин. В действительности главная причина не­благополучия заключена в самом человеке, ибо для того, чтобы изме­нить мир, сначала должны измениться мы сами. Изменить себя намного сложнее, чем окружающий мир: мы не имеем сейчас рычагов, средств, систем для радикального изменения своего мышления, мировоззрения, своей духовности. Пути, предлагаемые сегодняшними философами и Учителями, являются в лучшем случае попыткой переосмыслить багаж накопленных знаний, в то время как главные силы необходимо напра­вить на понимание мира, на поиски путей саморазвития. Чтобы изме­нить мир, воздействовать на него, его нужно понимать, ибо понимание мира - это начало его изменения.

       Мы часто пользуемся искаженными представлениями о мире и вслепую пытаемся покорять его, а по сути дела,- уничтожать, губя при этом и себя. Нам надо осознавать степень нашей зависимости от мира и связи с ним, знать законы,  по которым мир живет и развивается. Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

 Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание «Основ православной культуры» в средней школе, но есть и другие важные аспекты. На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательный же компонент в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенным с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос.

В современных    условиях в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было  айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давно прошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни  в согласии с Евангельскими заветами.

      Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских на­выков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного со­знания в молодежной среде. Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви уда­лось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы. Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой области. Только законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви в подготовке учителей могут быть зашитой от искажений при преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими иска­жениями мы уже столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию ОПК в рамках курса «Основ религиозной культуры и светской этики». Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась еще раз.

       Многолетнее сотрудничество государства, общества и Церкви воплощается в конкретных делах. Это поддержка детей-сирот, детей-инвалидов, подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Активное участие Церкви в судьбах таких детей проис­ходит через организацию православных детских домов, подготовку граждан, желающих взять сирот на воспитание. Большое социально-воспитательное значение имеет система православных школ, до­полнительного образования, олимпиадного движения школьников, преподавание в регионах учебных курсов по основам православной культуры, профессиональная и духовная поддержка педагогов, про­ведение всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». Все это — ре­альные формы приобщения детей и молодежи к духовным основам родной культуры, помощи им в обретении нравственных ориентиров, истинных ценностей современной жизни, гармонизации отношений между поколениями, учителями и школьниками. Пожалуй, самыми заметными, социально-значимыми формами педагогического соработничества Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и об­суждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

          По результатам обсуждения в проекте нового федерального Закона, который сейчас представлен на сайте Министерства, пред­усмотрена отдельная статья, регулирующая особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Феде­рации и особенности получения теологического и религиозного образования. Я помню, как высок был уровень тревожности в обществе, слышны были голоса о введении религии в школы, о конфессиональном разделении школьников и вероятных на этой почве конфликтов между ними, ироничными были высказывания об отдельных уроках воспитания.

  Факты сегодня говорят сами за себя. За два года апробации нового учебного курса, в которой приняли участие ученики моей школы, не произошло ни одного конфликта, связанного с его изучением. Новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений. 97 % учителей положительно к нему отнеслись, 86 % школьников выразили твердое желание продолжать изучение курса. Более по­ловины опрошенных родителей уверены, что его изучение оказывает положительное влияние на нравственное состояние их детей, фор­мирует у них культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России. Мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество. Одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях.

   Говоря о просвещении молодежи и нравственности, необходимо отметить значение великой русской литературы, с которой знакомятся школьники. Бесценны такие литературные источники, как Жития святых, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Как бы ни менялись эпоха и политический строй, нравственные начала всегда оставались ключевыми в русской литературе, о чем свидетельствуют произведения Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и других классиков и современников.

 Также немаловажным истоком нравственности является народное творчество, эпос и, конечно же, русское искусство. Таким образом, говоря сегодня о введении нового предмета в школьную программу, мы должны уже задумываться в дальнейшем об интеграции предмета в целом и отдельных его модулей, в том числе основ православной культуры, с другими гуманитарными дисципли­нами — историей, литературой, обществознанием, художественной культурой. Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать российскую и мировую культуру в единстве и взаимном влиянии всех ее компонентов — науки, искусства, религии, соци­альной жизни людей. Только таким способом мы можем сохранять отечественную культуру в неискаженном виде, через образование и просвещение передавать ее новым поколениям. B настоящее время соработничество Церкви, государства и общества выходит на новый уровень, воспитание становится, без преувеличения, общенациональным делом. Основанием для этого являются новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. По ним уже начала работать на­чальная школа.

    В заключении, мне хотелось бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нуж­ное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира. Хотелось бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая Гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnoe_vozrozhdenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовное возрождение или гибель – третьего не дано

И.Н. Пронина

Педагог-психолог  МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

      Нынешнее человечество далеко ушло от духовных первоисточников, поэтому оно подобно кораблю, на котором перессорилась команда, нет капитана, есть пробоины и неисправен двигатель. Некоторые из членов экипажа уже начали это понимать, появились призывы к примирению и ремонту корабля. Но главная беда в том - и об этом никто не знает,- что корабль идет на рифы, и даже ремонт двигателя, без изменения курса не может спасти корабль и его команду.

      Человечество стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность - распад духа. Самые страшные потери - те, которых мы не замечаем, не чувствуем, так как смерть сначала наступает на уровне духа, а потом на уровне тела. Сейчас этот процесс близок к критическому, потому что то, что сегодня является нашим духом, завтра и послезавтра будет телами наших детей и внуков. Следовательно, чем ущербнее наш дух сегодня, тем ущербнее будет здоровье - духовное и физическое - наших потомков. Духовный потенциал, накопленный святыми, ясновидящими, основателями мировых религий, ныне исчерпан почти полностью, а неразвитое стратегическое мышление представляет собой серьезную опасность для человечества. Колоссальные возможности педагогики, психологии, философии направляются не на понимание окружающего мира, предвидение и предупреждение грядущих проблем, а на решение примитивных тактических сиюминутных задач. Человечество подошло к тому рубежу, за которым - либо духовное возрождение, либо гибель. Спасение заключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознании того, насколько каждый из нас ответствен за судьбы людей и жизнь Вселенной.

     Сейчас перед человечеством стоят очень серьезные проблемы, и от того, решит оно их или нет, зависит наше будущее. Принято считать, что основные проблемы порождены неблагополучной экологической ситуацией, угрозой ядерной войны и десятками других внешних причин. В действительности главная причина неблагополучия заключена в самом человеке, ибо для того, чтобы изменить мир, сначала должны измениться мы сами. Изменить себя намного сложнее, чем окружающий мир: мы не имеем сейчас рычагов, средств, систем для радикального изменения своего мышления, мировоззрения, своей духовности. Пути, предлагаемые сегодняшними философами и Учителями, являются в лучшем случае попыткой переосмыслить багаж накопленных знаний, в то время как главные силы необходимо направить на понимание мира, на поиски путей саморазвития. Чтобы изменить мир, воздействовать на него, его нужно понимать, ибо понимание мира - это начало его изменения.

       Мы часто пользуемся искаженными представлениями о мире и вслепую пытаемся покорять его, а по сути дела,- уничтожать, губя при этом и себя. Нам надо осознавать степень нашей зависимости от мира и связи с ним, знать законы,  по которым мир живет и развивается. Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

 Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание «Основ православной культуры» в средней школе, но есть и другие важные аспекты. На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательный же компонент в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенным с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос.

В современных    условиях в особый список риска попадают науки и

знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было  айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давно прошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к постижению Божественного замысла о нем, учат его нравственному самостоянию и жизни  в согласии с Евангельскими заветами.

Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с

в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой. Вторая составляющая нашей миссии — воспитательная. Мы должны вместе формировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодежной среде. Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы. Кроме того, необходимо закрепить участие Церкви в подготовке учителей и в экспертизе учебников и пособий в этой области. Только законодательные гарантии конфессиональной экспертизы, участия Церкви в подготовке учителей могут быть зашитой от искажений при преподавании любой религиозной культуры в школе. С такими искажениями мы уже столкнулись в ходе эксперимента по преподаванию ОПК в рамках курса «Основ религиозной культуры и светской этики». Данный опыт необходимо учесть в будущем и сделать соответствующие выводы, чтобы подобная ситуация не повторилась еще раз.

       Многолетнее сотрудничество государства, общества и Церкви воплощается в конкретных делах. Это поддержка детей-сирот, детей-инвалидов, подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Активное участие Церкви в судьбах таких детей происходит через организацию православных детских домов, подготовку граждан, желающих взять сирот на воспитание. Большое социально-воспитательное значение имеет система православных школ, дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, преподавание в регионах учебных курсов по основам православной культуры, профессиональная и духовная поддержка педагогов, проведение всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». Все это — реальные формы приобщения детей и молодежи к духовным основам родной культуры, помощи им в обретении нравственных ориентиров, истинных ценностей современной жизни, гармонизации отношений между поколениями, учителями и школьниками. Пожалуй, самыми заметными, социально-значимыми формами педагогического соработничества Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

          По результатам обсуждения в проекте нового федерального Закона, который сейчас представлен на сайте Министерства, предусмотрена отдельная статья, регулирующая особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и особенности получения теологического и религиозного образования. Я помню, как высок был уровень тревожности в обществе, слышны были голоса о введении религии в школы, о конфессиональном разделении школьников и вероятных на этой почве конфликтов между ними, ироничными были высказывания об отдельных уроках воспитания.

  Факты сегодня говорят сами за себя. За два года апробации нового учебного курса, в которой приняли участие ученики моей школы, не произошло ни одного конфликта, связанного с его изучением. Новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений. 97 % учителей положительно к нему отнеслись, 86 % школьников выразили твердое желание продолжать изучение курса. Более половины опрошенных родителей уверены, что его изучение оказывает положительное влияние на нравственное состояние их детей, формирует у них культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России. Мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество. Одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях.

   Говоря о просвещении молодежи и нравственности, необходимо отметить значение великой русской литературы, с которой знакомятся школьники. Бесценны такие литературные источники, как Жития святых, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Как бы ни менялись эпоха и политический строй, нравственные начала всегда оставались ключевыми в русской литературе, о чем свидетельствуют произведения Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и других классиков и современников.

 Также немаловажным истоком нравственности является народное творчество, эпос и, конечно же, русское искусство. Таким образом, говоря сегодня о введении нового предмета в школьную программу, мы должны уже задумываться в дальнейшем об интеграции предмета в целом и отдельных его модулей, в том числе основ православной культуры, с другими гуманитарными дисциплинами — историей, литературой, обществознанием, художественной культурой. Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать российскую и мировую культуру в единстве и взаимном влиянии всех ее компонентов — науки, искусства, религии, социальной жизни людей. Только таким способом мы можем сохранять отечественную культуру в неискаженном виде, через образование и просвещение передавать ее новым поколениям. B настоящее время соработничество Церкви, государства и общества выходит на новый уровень, воспитание становится, без преувеличения, общенациональным делом. Основанием для этого являются новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. По ним уже начала работать начальная школа.

    В заключении, мне хотелось бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира. Хотелось бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая Гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Статья "На пути к духовному возрождению"

Одно дело – познать истину самому, другое дело – попытаться открыть её другим. Работа в школе (светском учреждении) по приобщению к духовным ценностям православия должна вестись очень осторожно и дели...

"Духовное возрождение Наташи" (роль эпизода).

С чего же начинается духовное возрождение Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Молитвы. которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с раскаяния начинается пр...

А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.

Цели урока: ·         ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;·         раскрыть основные ид...

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ - ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В начале второго десятилетия XXI века настало время систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правил...

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....

Дополнительная общеобразовательная программа "Духовное возрождение"

Программа имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской ...