Устный журнал «Юный лингвист».
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) по теме

Пояснительная записка

Предметом изучения в средней школе является современный русский литературный язык. Однако углубленное, сознательное освоение современного русского языка совершенно невозможно себе представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к истории. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально – культурном феномене, отражающем духовно – нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Важно путем внеклассной работы пробудить у учащихся интерес, любовь к родному языку, а также формировать потребность его изучать. Целью внеурочной деятельности по русскому языку, на наш взгляд, является повышение общей языковой культуры учащихся. Предлагаемые материалы под общим названием - устный журнал «Юный лингвист» - служат для решения следующих задач:

- познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; - формировать навыки грамотного письма через этимологический анализ слова; - развивать речь и обогащать словарь учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данные материалы рассчитаны на учащихся 5 – 7 классов и могут быть использованы при проведении в школе Дней славянской письменности и культуры, Недель по русскому языку, на факультативных, кружковых занятиях.

Ход занятия


В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно историческое живое целое. К.Д.Ушинский


1.Актуализация мыслительной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом.

Прочитайте строки замечательного русского педагога. Какие слова в этой записи показались вам самыми значимыми (ключевыми)? О чём может рассказать эпиграф вдумчивому читателю?

2.Этап целеполагания (формулирование целей занятия учащимися самостоятельно).

О чём мы сегодня поразмышляем на занятии? (Учитель вносит необходимые коррективы в ответы детей, сообщает цель работы.)

3.Устный журнал «Из истории русского языка».

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с устным журналом «Из истории русского языка», который посвящён Празднику славянской письменности и культуры. Помогут нам в этом знатоки родного языка (это могут быть заранее подготовленные учащиеся 8 – 9 классов). Давайте отправимся в путешествие по страницам журнала. Будьте внимательными слушателями, потому что в конце пути вас ждут интересные задания.

1 знаток - 1 страница «Создатели славянского алфавита».

Ежегодно 24 мая в славянских странах (Болгарии, Сербии, России и т.д.) отмечают Праздник славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Византия, 9 век.

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сегодня Солоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Младшего брата очень удивляло, почему учителя в школе говорят только по-гречески, хотя в лавке прекрасно беседуют по-славянски. Узнав, что у славян нет своих книг и что даже такого простого слова как ДОМ написать нельзя, так как нет соответствующих букв, мальчик твёрдо сказал: «Вот я вырасту и придумаю славянам буквы!» Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет братья встретились. Кирилл попросил Мефодия отправиться вместе с ним на север, чтобы учить славян, перевести с греческого языка книги и создать славянский алфавит. Мефодий согласился помочь брату. Братья работали с раннего утра до позднего вечера: усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, открывали свои школы. К концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. (Демонстрация славянского алфавита)

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В знак уважения к подвигу великих братьев нашу азбуку назвали кириллицей. Наша азбука удивительна. И сейчас она поражает нас простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2 знаток – 2 страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги очень красиво оформлены. Это настоящие произведения искусства. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. В начертаниях буквиц можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, извивы рек. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Посмотрите на эти буквицы и попробуйте догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали (в презентации показано изображение сло’ва «слова’»).

Конечно, буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Ф.Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления:

              В любой старинной книжице
              Ты можешь прочитать:
              Жила на свете Ижица, 
              А с нею буква Ять.
              Но время быстро движется,
              И жизнь уже не та.
              Где нынче буква Ижица?
              Где Ять? И где Фита?
              Без них правописание
              Сумело обойтись.
              Новейшие издания
              Без них вступают в жизнь.
              Уж так на свете водится.
              Как говорил мудрец:
              Когда без нас обходятся, 
              То значит, нам конец.

Следующая страница журнала расскажет нам об интересных буквах, которых сегодня нет в нашем алфавите.

3 знаток - 3страница «Биография звуков, букв, слов и выражений».

- Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть. А вот тысячу лет назад их было почти вдвое больше. Было два гласных звука, которые произносились « в нос» - носовые звуки – О носовое и Е носовое, которые в азбуке обозначались с помощью специальных букв –«ЮСОВ»: «юс большой» - Ѫ, Ѭ, «юс малый» - Ѧ, Ѩ. Сейчас такие звуки есть в польском языке, что доказывает, что у нас общий праязык. Было два гласных звука – ЕРЪ – [ъ] и ЕРЬ – [ь]. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех его частях: ДЬНЬ, СЪНЪ, КОУСЪКЪ, СЪБЬРАТИ. Был ещё особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ЯТЬ» - ђ: ХЛђБЪ, Сђ НО, ЛђСЪ. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков.

- Как вы думаете, почему в конце слов РОЖЬ, НЕСЁШЬ мы пишем букву «Ь», а произносим эти конечные согласные твёрдо? До возникновения Московского царства (14 века) согласные [Ж], [Ш], [Ц] произносились только мягко, и подобное написание было оправданным. Поэтому мы пишем ЖИРЫ, ШИЛО через И (учим правило «ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-прежнему. Такое написание называется ИСТОРИЧЕСКИМ, ТРАДИЦИОННЫМ.

4 знаток – продолжение предыдущей страницы.

- Знаете ли вы, какую букву называли « БУКВОЙ – СТРАШИЛИЩЕМ», «БУКВОЙ – ПУГАЛОМ»? ђ – «ЯТЬ» - она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений: им приходилось заучивать 150 слов, в которых писалась «ЯТЬ». Для облегчения запоминания слов с буквой «ЯТЬ» составлялись специальные стишки:

    Бђ ло – сђ рый бђ дный бђ съ,
    Убђ жалъ бђ дняга въ лђ съ,
    Лђ шимъ по лђ су онъ бђ галъ,
    Рђ дъкой съ хрђ номъ пообђ далъ
    И за горький тотъ обђ дъ
    Далъ обђ ть не дђ лать бђ дъ…

Ошибки на «ЯТЬ» считались самыми страшными. Выражение «ЗНАТЬ НА ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях.

А ещё была, ребята, в старом алфавите буква «ДАРМОЕД», «ЛОДЫРЬ», «БЕЗДЕЛЬНИК». Это буква «Ъ», которая писалась в конце слов после твёрдых согласных и "пожирала" 8% времени и бумаги. До 13 века этой букве было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв: ЖИЛЪ – БЫЛЪ КОТЪ, ОНЪ ЕЛЪ БУТЕРБРОДЪ… Ещё её называли самой дорогой буквой, так как «Ъ» занимала лишние страницы в книгах. Только реформа 1918 года отменила написание этой буквы.

5 знаток – продолжение.

- Знаете ли вы, что в древнерусском языке не было звука [Ф]. Этот звук встречался лишь в «чужих» словах – из греческого языка: философ, фабрика. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

4.Выводы. Слово учителя.

Ребята, на этом наше занятие окончено. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам об истории русского языка.

-Что интересного на занятии вы узнали?

- Какие страницы устного журнала понравились вам больше всего?

А теперь мы предлагаем вам викторину.

1.Почему нашу азбуку называли кириллица?

2.Когда возникла кириллица?

3.Кто из древних славянских народов ею пользуется?

4.Сколько букв в современном алфавите? В кириллице? (43)

5.Какие буквы были утрачены?

6.Какая буква, изгнанная из русской азбуки, называлась буквой – пугалом, страшилищем?

7.Какую букву называли лодырем, кровососом?

8.Как возникли слова АЗБУКА, АЛФАВИТ?

9.Почему говорят: «Сначала АЗ да БУКИ, потом другие науки?

10.Приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, связанных с грамотой, азбукой, буквами(азбука – к мудрости ступенька, грамоте учиться – всегда пригодиться, корень учения горек, да плоды его сладки, кто грамоте горазд, тому не пропасть и т.д.).

11.Представьте, что вы древнерусский книжник. Как бы вы изобразили буквицы древнерусского письма? Попробуйте нарисовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_russkaya_slovesnost_5_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

Кафедра русского языка и литературы

Факультатив

«Русская словесность»

5 класс

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Кузнецова С.И.

Г.Ковров Владимирской области

Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование по факультативному  курсу  для V  класса  разработано  на основе курса «Русская словесность» Т.В.Федоровой в соответствии с программой  « Русская   словесность . От слова к  словесности .» под редакцией Р.И. Альбетковой .  Программа по основам  русской   словесности  для  5 —9  классов  соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я  яз ы к а, то программа по словесности — изучение у потребления я з ы к а. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как я в -л е н и я искусства с л о в а.

В 5-м классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - лирических, эпических и драматических, созданных отдельными писателями.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями.  Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.

Количество учебных часов в год – 35 ч.

В неделю – 1ч.

РУССКАЯ  СЛОВЕСНОСТЬ.  5  КЛАСС.  (35  часов)

№ урока

                                         

                                            Тема урока

 1.          

                                            1 четверть

Вводный урок.

 2.        

Что такое слово. Как возникло слово.

 3.

Для чего служат слова.

 4.

Что такое словесность. Формы словесности.

 5.

Разговорный и литературный язык.

 6.

Просторечие. Литературный язык.

 7.

Язык художественной словесности.

 8.

Язык художественной словесности. Устное описание картин

И.Левитана «Осень»;  Остроухова «Золотая осень».

 9.

Лексическое значение слова.

10.

                                         

2 четверть

Слова  однозначные и многозначные. Слова – термины.

11.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении.

12.

Синонимы  и  антонимы.  Их  роль в художественных произведениях.

13.

Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях.

14.

Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.

15.

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

16.

Что такое текст.  Тема и идея текста.

17.

                                         

3 четверть

Способы связи предложений в тексте.

18.

Формы словесного выражения.  Повествование.  Описание. Рассуждение.

19.

Формы словесного выражения.  Диалог и монолог.

20.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм.

21.

Интонация. Цель высказывания и интонация.

22.

Особенности интонации в стихах.  Рифма в стихах.  Строфа.

23.

Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.

24.

Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания.

25.

Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.

26.

Басня.  Особенности языка басен.

27.

                                       IV четверть

Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод.

28.

Что такое лирическое произведение?

29.

Стихи о природе.

30.

Зачем поэт говорит стихами?

31.

Стихи о животных.

32.

Играем со словами! Сочиняем сами.

33.

Что такое драматическое произведение.

34.

Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

35.

Подведение итогов работы.

Литература.

  1. Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Учебник, Москва, «Дрофа»,2008
  2. Р.И.Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. Методические рекомендации, Москва, «Дрофа»,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

Программа кружка "Юный лингвист"

Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 13 лет, для углубленного изучения грамматики немецкого языка....

Юный лингвист

Рабочая программа  по внеурочной деятельности,  разработанная для учащихся 6 класса. Она даёт возможность расширить знания обучающихся  об учёных - лингвистах....

Устный журнал, посвященный Дню памяти юного героя – антифашиста «Нам этот мир завещано беречь».

Памяти юных мальчиков и девочек всех стран мира, тем, кто боролся и умирал за свободу, революцию и счастье людей, посвящается день 8 февраля....

День юного героя-антифашиста. Устный журнал. (с дополнительными материалами)

Мероприятие было посвящено к 8 февраля - дню юного героя-антифашиста. Расчитано на учащихся 5-9 классов....

Устный журнал. Юные герои – антифашисты.

Много лет прошло со дня победы в ВОВ, но ежегодно и в феврале, и в мае люди вспоминают тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети....