А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.  Особенности композиции комедии. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Знакомство с героями.

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_griboedov_gore_ot_uma.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

         А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.  Особенности композиции комедии. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Знакомство с героями.

Цель: проникнуть в атмосферу действия; выявить экспозицию, особенности конфликта; проанализировать список действующих лиц; обратить внимание на афористичность речи

Ход урока

I Организационный момент

II Изучение нового материала.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т. д.

- Какие элементы сюжета вы знаете?

- Какие из них являются главными, какие второстепенными?

- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

- Возможна ли их перестановка?

- Какой художественный эффект при этом достигается?

1. Беседа о композиции комедии.

- Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие - нарушены.

1) Правило «трех единств»: - единство времени (1 день);

- единство места (дом Фамусова);

- единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о призвании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия,

в 3-м - кульминация, в 4-м - развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).

а) Фамусов (от лат. Fama - молва). Репетилов (от франц. repeter - повторять).

Молчалин, Тугоуховскuй, Скалозуб, Хрюмuна, Хлестова.

б). Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:

принцип родовитости и место на служебной лестнице.

в). Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

г). Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г,Д. Почему?

Фамилия Чацкий «Зарифмованная» (Чадский - Чаадаев). Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу ПЯ. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое? .. »

Чаадаев участвовал в Oтeчественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев пугешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

2. Работа над текстом комедии .

- Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

  1. Чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия.

Чтение будет сопровождаться элементами анализа.

Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

2) Беседа по содержанию прочитанного.

- Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

- Какие герои и ситуации комичны?

- Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя?

- Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

- Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

- Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

- С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова - стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи - «мать» - «принять'».

3) Чтение по ролям 7-го явления.

4) Беседа по содержанию 7-го явления.

- Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

- Как встречает его Софья?

- Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

-Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

- Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

- После знакомства с явлениями 8-10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.

В ы в о д. Анализируя 1 действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

III. Итог урока.

Домашнее задание

1. Прочитать II действие. 2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть ...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Грибоедов "Горе от ума", анализ III действия. Строение СПП.

урок по литературет в 9 классе, урок по русскому языку в 9 классе...

А.С.Грибоедов "Горе от ума" интеллект-карта

Интеллект-карта  дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику персонажей. Карта рекомендована для подготовки к ЕГЭ по л...

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов, "Горе от ума".

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов. "Горе от ума"....

Тест для 9 класса. А.С.Грибоедов. "Горе от ума"

Проверка знания учащимися словаря эпохи и текста комедии А,С.Грибоедова "Горе от ума"...

А.С.Грибоедов "Горе от ума"

Материал сопровождения к урокам литературы в 9 классе. Даёт краткое описание произведения, характеристику главных героев, а также освещает основные этапы жизни автора....

А. С. Грибоедов «Горе от ума» Тест

А. С. Грибоедов «Горе от ума» Тест...

Урок-театр. А.С. Грибоедов "Горе от ума".Бал в доме Фамусова.

Цели : помочь определить главный конфликт комедии, организовать дисскусию, разрешающую конфликт пьесы, развивать навыки актерского исполнения роли....