Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект интегрированного урока в 8 классе по программе Т.Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_bylogo_v_tvorchestve_poetov_19_veka.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века.»

цель: познакомиться со стихотворениями на историческую тему ; рассмотреть исторические события через литературные произведения; выявить авторское отношение к этим событиям; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи:

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к изучению литературы и истории; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к поэтическому слову, развивать эстетический вкус.

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод ( беседа, демонстрация слайдов, видео фрагментов); проблемный метод, исследовательский , дискуссионный.

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова ),планшеты,  аудиозапись музыки к стихотворению, слайды для мультимедийной презентации, фрагмент из фильма «Эскадрон гусар летучих»

Формировать УУД:

- Личностные УУД: познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, словаре, интернете; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

– предметные – создание условий для знакомства со стихотворениями поэтов, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, использовать различные приемы анализа литературного произведения.

– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная  связь с историей, русским языком и  музыкой.

– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать интерес к изучению прошлого, хранить  память  об исторических событиях, их героях.

Подготовили: учитель истории Аболова М.К.

                        учитель литературы Филиппова Т.В.

Ход  урока:

I.Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи. Молодцы! Садитесь!  С такого позитивного настроя мы и начнём наш урок.

II.  Формулирование темы урока и планирование результатов.

-Сегодня у нас необычный урок. Необычен он уже тем, что перед вами два учителя: преподаватель истории и преподаватель литературы и проводим мы наш урок литературы в кабинете истории.

Как вы думаете, почему мы вместе сегодня объединились на  уроке? (Два предмета связаны).

- А как они связаны? (Предметом изучения  и в литературе, и в истории являются человек, общество. Исторические события в своих произведениях освещали многие поэты, писатели. )

-Чем же отличаются друг от друга эти два предмета? (История опирается на факты , точные сведения. В литературе важны чувства, эмоциональные переживания. Писатель допускает вымысел, использует различные средства выразительности. Воспитательное значение литературы.)  

- Что ,по-вашему, станет предметом нашего разговора на уроке? Как бы вы определили тему нашего урока? (Историческая тема в литературных произведениях . Тема прошлого в литературных произведениях.)

- Хорошо, ребята. Вы очень близки. Слайд 1. Я предложу вам такую тему «Мотивы былого в творчестве поэтов 19 века». Соответствует ли она тому, о чём мы сейчас говорили – о взаимосвязи истории и литературы?

-Что такое былое? (то, что уже было; прошлое). Мотив? (повторяющийся  образ в литературе).

-Что вы ждёте от этого урока? К какому результату ,по-вашему, мы должны прийти ? (Через литературные произведения больше узнать об исторических событиях.   Выяснить отношение автора к историческому событию, что побудило его написать о событии.)

-Итак, приступаем к работе. Наша встреча сегодня символична. 2015 год Указом президента объявлен Годом литературы, цель которой воспитание глубоко нравственной личности, воспитание патриотических чувств. Этот год по праву можно считать и историческим, так как в мае мы будем  праздновать знаменательную дату-70-летие Великой Победы.

III.Актуализация знаний.

-Интерес к истории, к историческим событиям отмечался у поэтов, писателей на протяжении всего существования литературы.

Вспомните, какие произведения на историческую тему мы изучали?(А.С.Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»)

IV.Знакомство с новым материалом.

-Как уже отмечено вами, у А.С. Пушкина много произведений на историческую тему. Слайд 2.Сегодня мы познакомимся с ещё одним – это стихотворение «Стансы».

1)Словарная работа. Откройте учебник литературы на стр.8. Найдите определение жанра «стансы» и зачитайте.

2)Выразительное чтение наизусть  стихотворения подготовленным  учеником.

3)Анализ стихотворения.

-Какова тема стихотворения? (Пётр I и его  деяния).

-Почему «дни Петра» поэт называет славными? (Много сделал для России).

Работа в парах.

-А сейчас предлагаю вам поработать в парах. Вспомните, пожалуйста, о преобразованиях Петра, о его реформах и сопоставьте с текстом стихотворения. Какие реформы Петра Великого нашли отражение в стихотворении А.С.Пушкина? (Развивал науки; открывал школы, училища. Создал флот.)

-Пушкина привлекает Пётр I не только как государственный деятель, много сделавший для России, но и как человек. Какие личные качества Петра отмечает поэт в стихотворении? (Строгий, жёсткий ,правдивый, трудолюбивый, смелый, стремящийся к знаниям, твёрдый, незлопамятный, патриот).

Работа в группах.

-А сейчас предлагаю вам поработать в группах: знатоки истории и знатоки литературы. Каждая группа получает задание на карточке.

1.Знатоки истории:

Перечитайте последнюю строфу и выполните задание. В «Стансах» Пушкин проводит историческую параллель  между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I .В чём вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?(Поэт сопоставляет жестокость, с которой Пётр устранял врагов на пути к «славным» дням своей власти, с не менее жестоким подавлением мятежа декабристов новым царём. Поэт призывает нового царя- НиколаяI – брать пример с его великого предка- ПетраI. Пушкин надеется на твёрдость, ум, «незлобивость» Николая , на уважение его к своей стране и её народу.)

2. Знатоки литературы:

Какие художественные приёмы использует Пушкин для создания образа Петра? (Эпитеты: славных (дней), буйного (стрельца), самодержавною (рукой), всеобъемлющей (душой), вечный (работник).Метафора: привлёк сердца, сеял просвещенье. Сравнение: как он неутомим и твёрд .Анафора: Но правдой…Но нравы…Лексический  паралллелизм : То академик, то герой, то мореплаватель , то плотник..)

-Что нового узнали о Петре из стихотворения? (сопоставление Петра с Николаем)

-Итак, мы рассмотрели фигуру ПетраI  как исторического деятеля и как  героя художественного произведения. Действительно, это выдающаяся личность ,заслуживающая глубокого уважения и почитания и у историков, и у Пушкина, и у нас, читателей.

-А сейчас предлагаю посмотреть на доску. (портрет) Слайд 3.

-Кто это?  Вы узнали этого героя? (Денис Давыдов )

-Можно ли его назвать героем?  (Да. На лихом коне смело идёт в бой.  Бесстрашный, совершает подвиги во имя Родины. Настоящий патриот.)

Слайд 4. –Мы знаем, что он был не только лихим гусаром, настоящим воином, но и замечательным поэтом. Давайте послушаем его стихотворение «Бородинское поле» и обратите ,пожалуйста, внимание на чувства лирического героя.

1). Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленным  учеником.

2).Словарная работа: Элегия.(Учебник стр. 12.)

3)Просмотр кадров из фильма «Эскадрон гусар летучих».

 Дискуссия. Учитель истории.

-Сравним чувства автора в фильме и в стихотворении.

-Итак, грустное настроение. Что же случилось? Где боевой дух защитника, патриота?

-Кто такой патриот? (Человек, который не только любит свою родину, но и переживает за неё, поддерживает , когда ей трудно.)

-А что видим в стихотворении? Найдите строки о патриотизме.  (Не находят таких строк.)

- Что же закончился патриотизм? Что разве нужна война или какие-то суровые испытания, чтобы проявить  к своей родине любовь ?

4) Поисковая работа в группах.

-Предлагаю разделиться на две группы и поработать: найти информацию о Денисе Давыдове. .В помощь вам учебники, интернет-ресурсы.

1 группа: Подвиги Д.Давыдова во время войны.(презентация)

2 группа: Послевоенная  деятельность Д.Давыдова.(плакат)

-А теперь послушаем результаты вашей работы.(Выступление каждой группы по вопросу)

-Какой же вывод можно сделать? (Нельзя по одному стихотворению судить о поэте. Надо знать его историю, судьбу. Действительно, Д.Давыдов – настоящий патриот.)

-Я рада, что вы самостоятельно пришли к такому выводу.

Слайд 5.- Истинный патриотизм показывает и следующий наш автор  – Алексей Николаевич Апухтин в «Солдатской песне о Севастополе», рассказывая о трагическом событии.

  1. Чтение стихотворения наизусть в лицах подготовленными учащимися. Слайды 6-21

-Какие известные вам исторические факты героической обороны Севастополя нашли отражение в этом стихотворении? ( В песне нашли отражение одиннадцать месяцев героической обороны  Севастополя. Эти события показали единение  всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый» ,и «мужик», и «красавицы наши». Известно ,например, имя одной из первых сестёр милосердия- Даши Севастопольской.)

- Как Апухтин оценивает исторические события под Севастополем? (Называет песню не весёлой, не могучей. не радостной, но всё же прославляет героев Севастополя., ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд продолжает чреду отважных  защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать»)

-Почему поэт назвал своё стихотворение песней? (Песня- народный жанр. В песне наиболее сильно и глубоко  выражаются народные  чувства и переживания. Здесь много повторов, есть   анафоры, что характерно для песенного жанра.)

V. Закрепление полученных знаний.

-Итак, исторические события всегда будут волновать творческих людей, находить эмоциональный отклик в произведениях поэтов, писателей, так как  настоящий гражданин своей страны не мыслит себя без истории своего народа, без духовной связи с ним.

Творческая работа.

-А каковы ваши впечатления от прозвучавших сегодня стихотворений, каков ваш эмоциональный отклик на них  мы узнаем из вашей творческой работы.

Слайд  22. «Синквейн».Звучит «Солдатская песня о Севастополе» в исполнении Смирнова Александра.

1.Стихотворения

2.Два прилагательных.

3. Три глагола.

4.Фраза из четырёх слов.

5.Одно слово(на эмоциональном или философско-обобщённом уровне)

-Давайте послушаем ваши творческие работы.

VI. Итог урока:

-Что же объединяет все изученные нами стихотворения? (Историческая тема и общий призыв: помнить  о прошлом).

-Во всех лирических произведениях содержится завет последующим поколениям чутко относиться к минувшему, прожитому, беречь память об исторических событиях, хранить национальную культуру, её язык.

VII.Рефлексия.

-Проанализируйте свою деятельность сегодня на уроке. Заполните оценочный лист.

VШ. Домашнее задание:

Слайд 22.1. стр.5-18 .выучить наизусть стихотворение (по выбору учащихся)

                 2.составить два тонких и два толстых вопроса к понравившемуся                         стихотворению.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок по творчеству поэтов Серебряного века.

материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Литературно-музыкальная композиция с презентацией и видеороликами....

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.

Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Проект урока-дискуссии «Сравнительный анализ патриотических мотивов творчества поэтов-эмигрантов и поэтов России».

 Любовь к Родине, приравненная к самым высоким, священным чувствам человека, гордость за свою страну – основа развития созидательной личности, способной в злободневных буднях находить крас...

Мотивы былого в лирике 19 века.

Презентация к уроку литературы в 8 классе к произведениям: А.С. Пушкин "Стансы", Д.Давыдов "Бородинское поле", Апухтин "Солдатская песня о Севастополе"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...