Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (10, 11 класс) на тему

Гарлик Галина Александровна

Современный мир – это мир ИКТ, ведь именно они помогают наиболее полно реализовать коммуникативную и когнитивную функции языка. Поэтому использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в школе активизирует познавательную активность,  умение думать и анализировать, грамотно применять приемы языковой компрессии, что способствует успешной социализации учащихся, развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx229.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гарлик Галина Александровна

г. Барнаул

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни диктуют создание  в школе условий для формирования и воспитания мобильного, коммуникабельного, мыслящего гражданина, востребованного в обществе. Современный мир – это мир ИКТ, ведь именно они помогают наиболее полно реализовать коммуникативную и когнитивную функции языка. Поэтому использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в школе активизирует познавательную активность,  умение думать и анализировать, грамотно применять приемы языковой компрессии, что способствует успешной социализации учащихся, развитию коммуникативной компетенции учащихся.

         Неоценима роль ИКТ на уроках русского языка и литературы еще и в связи с подготовкой к сдаче ЕГЭ и ГИА в выпускных классах школы. Тестирование (ege.yandex.ru, капканы-егэ.рф)  позволяет учащимся проверить свои знания в режиме онлайн; не откладывая в долгий ящик, выявить пробелы, исправить недочеты в своих знаниях. Электронные ресурсы и различного рода тренажеры способствуют отработке темы, закреплению изученного на уроке.

В последнее время педагоги и психологи говорят о клиповом сознании современных школьников. « При этом типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями, логосами и логическими связями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями».  (1) Поэтому широко используются на уроках русского языка и литературы презентации при изучении нового материала, биографий писателей, обобщении изученного. Так результат работы на уроке можно наглядно запечатлеть на одном слайде, одной запоминающейся ребенком картинке (рис.1-2). G:\статья\Гарлик_Pис1.GIFрис

 Рис. 1 Итоговый слайд презентации к уроку по анализу рассказа В.М.Шукшина

G:\статья\Гарлик_Pис2.GIF

Рис.2 Слайд презентации к уроку литературы в 11 классе «Русская литература XX века: общая характеристика»

Интерес к презентации на уроке объясняется это не только потребностью в разработке современных наглядных методических материалов, но и эффективностью применения презентаций в качестве наглядного сопровождения образовательного процесса, возможностью оптимизировать труд педагога и повысить качество обучения.

Учащиеся  позитивно воспринимают уроки с применением презентаций, подготовленных как учителем, так и одноклассниками. Пользуются популярностью уроки, на которых ребята готовят презентации сами в группах и индивидуально. В процессе таких занятий ученикам предоставляется возможность выступать как слушателями, так и активными участниками процесса: исследователями, самостоятельно осмысливающими материал различной стилевой принадлежности, дизайнерами, аниматорами и т.д. Работа по созданию презентаций развивает творческие способности учащихся, умение обобщать материал, представлять его в виде схем, тезисов и т.д.,  активизирует познавательную активность и интерес к изучаемому материалу, предмету, создает мотивацию и ситуацию успеха.

Создавая презентацию, ученики не только узнают и сообщают информацию, но и учатся создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную, работать с компьютером, настраивать программу для работы, т.е. развиваются и совершенствуются метапредметные знания и умения школьников. Технология подготовки презентации становится  средством организации учебной деятельности учеников и учителя на  уроке литературы, например, при изучении биографии писателя, истории создания того или иного произведения, характеристики героя произведения и т.д.  

Видеоклипы, фрагменты фильмов, аудио- и видеозаписи отрывков прозаических произведений, стихотворений, записи авторского или актерского исполнения на уроках литературы способствуют воспитанию эстетического вкуса учащихся, полноценному восприятию  художественного текста.

         «Человек образованный — тот,  кто знает, где найти то, чего он не знает». (Георг Зиммель)(2) Ни для кого не секрет, что современные школьники при подготовке сообщений, докладов, рефератов  черпают информацию в интернете, отдавая предпочтение ему, а не книгам. Необходимо направить их деятельность в нужное русло: учить доверять проверенной информации, рекомендовать образовательные  и познавательные интернет-ресурсы (например, http://www.school.edu.ru/,http://www.mediaterra.ru/ruslang/, http://ege.edu.ru и др.; а также ставший популярным  ruscorpora.ru при изучении лексики, оборотов и т.д.).

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы – это не дань моде и времени,  это способ активизации деятельности учащихся, оптимизации учебного процесса. Бесспорно, «кто владеет информацией, тот владеет миром». Важно только помнить, что все должно быть в меру, органично и логично, чтобы ИКТ не вытеснили живое слово и живое общение писателя, учителя, ученика. Следует помнить слова знаменитого врача-алхимика Парацельса::«В природе все есть яд, и все есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством»(3).

Список использованных ре1.   Колдасов   Г.Д. Клиповое сознание и особенности языка ruskline.ruАрхив

     2. Георг Зиммель \ Афоризмы frazochka.ruauthors/1927.html

 3.  Парацельс – портал афоризмов aforizmoff.netportal/author308 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...