Особенности лирики Б.Пастернака (на примере стихотворения "Июль")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы предназначен для учащихся 7-х классов.

Он может быть интересен всем, кто увлекается лирикой Б.Пастернака.

Поэт, музыкант, художник, философ - как много вобрал в себя этот человек!

Разобраться в своеобразие его лирики нелегко, особенно учащимся.

На примере стихотворения "Июль" сделана попытка объяснить особенности индивидуального стиля поэта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Предмет

Литература и изобразительное искусство (интегрированный урок)

Класс

7 (общеобразовательный)

Тип урока

Урок открытия нового знания (2 часа).

Технологии построения урока

Проблемно-диалогическая, групповая (класс до начала урока делится на группы по желанию сотрудничества).

Тема

Особенности лирики Б.Л.Пастернака (на примере стихотворения «Июль»).

Цель  

Создание условий для овладения обучающимися особенностей лирики Б.Пастернака.

Образовательная

- формирование понятия «индивидуальный художественный стиль»;

- формирование навыков анализа стихотворного произведения;

- формирование умения иллюстрировать литературоведческие знания на художественном произведении.

Развивающая

- развитие творческого воображения;

- умение выразить суждение о поэтическом произведении;

- формирование  УУД  постановки и решения проблемы.

Личностные

- формирование  нравственных качеств (эмоционального отношения и понимания общечеловеческих ценностей: любви к природе, благодарности за возможность жить и творить),

- способности к самообразованию;

- совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Задачи урока

- получить первоначальные сведения из биографии писателя;

- изучить статью в учебнике «В творческой лаборатории Б.Пастернака»;

- выделить черты индивидуального художественного стиля поэта;

- применить полученные теоретические знания к анализу произведения автора;

- развить умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключения;

- способствовать дальнейшему развитию мотивации к обучению и познанию.

Основные термины, понятия

Художественный стиль автора, метафора, олицетворение.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь по литературе, портрет писателя для каждого ученика, клей, авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал: тексты  для анализа, таблица, которая заполняется в ходе урока,  лист самоконтроля.

Метапредметные связи

Изобразительное искусство

Планируемые результаты

Предметные

1. Сформировано понятие индивидуальный художественный стиль автора.

2. Сформировано умение применять теоретические сведения при анализе стихотворного  текста.

3. Сформировано первичное умение создание иллюстрации к художественному произведению.

Метапредметные

1. Регулятивные:

- умение ставить и формулировать цели;

- умение планировать собственные действия;

- умение осуществлять самооценку.

2. Познавательные:

- умение формулировать учебную задачу;

- умение строить логическую цепь рассуждений;

- умение осуществлять поиск, переработку, систематизацию информации и предоставление её разными способами.

 

3. Коммуникативные:

- умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

- умение соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила этикета.

Личностные

1.Формирование готовности и способности к самообразованию и саморазвитию.

2.Формирование эмоционального отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Формирование  коммуникативной компетентности.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся, формируемые УУД:

1.Организационный

Организует ситуацию активизации внимания.

Слово учителя.

Добрый день! Я рада вас видеть. Сегодня мы продолжаем знакомиться с представителями «серебряного века» русской поэзии.

Напомните, пожалуйста, что понимается в истории литературы под выражением «серебряный век» русской поэзии.

Назовите имена поэтов, которых мы относили к «серебряному веку» (И.А.Бунин, С.А.Есенин, В.В.Маяковский).

Включаются в беседу.

Предметные: Владение базовыми понятиями.

Регулятивные:

- осуществление контроля и самоконтроля;

- первичное целеполагание  (продолжаем знакомиться с поэтами «серебряного века»).

Коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

- выстраивают монологическую речь в соответствии с заданием.

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Самооценка результативности участия в первом этапе.

2.Актуализация необходимых знаний:

Организует ситуацию погружения в учебную деятельность. Актуализация мыслительных операций.

1. Предлагает обучающимся вспомнить, в связи с каким событием в истории русской литературы, жизни России упоминалось на уроках имя Б.Л.Пастернака (Нобелевская премия).

2. Показывает слайд 1 «Лауреаты Нобелевской премии» презентации к уроку.

  1. Обучающиеся вспоминают российских лауреатов Нобелевской премии в области литературы.

  1. Фиксируют полученную информацию.

Предметные: применяют полученные ранее знания.

Метапредметные:  

Регулятивные. Выполняют учебные действия.

Познавательные. Поиск и выделение информации.

 Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания.

Личностные. Навыки сотрудничества.

Самооценка результативности участия на втором этапе.

3.Мотивация познавательной творческой деятельности:

Организует ситуацию эмоционального настроя.

  1. Организует работу учащихся с биографией Б.Пастернака (статья в учебнике).

  1. Показывает слайд 2 «Родители поэта» презентации к уроку.

  1. Подводит учащихся к формулировке учебной задачи (выявить своеобразие лирики Пастернака), организуя анализ цитаты (стр. 140 учебника) к теме урока:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не  знача,

Быть притчей на устах у всех…

(Б. Пастернак)

  1. Задание на опережение материала. Заранее подготовленный ученик сообщает краткие сведения из биографии поэта (мать, отец, друзья семьи, атмосфера творчества в доме родителей, образование поэта).
  2. Обучающиеся записывают в тетрадь по литературе ФИО поэта, годы жизни, вклеивают портрет, записывают сведения о родителях и друзьях семьи, об образовании поэта.

Материал для ученика. Интересна родословная поэта: он был сыном академика живописи и всемирно известной пианистки. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты. Семья дружила со Скрябиным, Рахманиновым, Репиным, Шишкиным, Коровиным, Шаляпиным и другими.

Борис Пастернак профессионально занимается философией, закончил философское отделение Московского университета, изучал философию в Германии. Но философия, как и музыка и живопись, были оставлены им ради литературы, которой Пастернак отдал всю свою жизнь.

  1. Обучающиеся анализируют четверостишие Б.Пастернака (путь Пастернака в творчестве – самоотдача) и формулируют учебную задачу.

Предметные цели: слушают, анализируют, систематизируют и обобщают.

Метапредметные цели:

Регулятивные. Удерживают  и  прогнозирую учебную задачу на следующий этап работы.

Познавательные. Получают первоначальные сведения из биографии поэта и определяют путь его творчества, формулируют   учебную задачу.

Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания.

Личностные. Мотивация познавательной деятельности.

Самооценка результативности участия на третьем этапе.

4.Организация познавательной деятельности:

Организует ситуацию аналитической деятельности.

  1. Организует работу со статьей учебника «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» (стр. 140-141)  в группах, каждая из которых выполняет своё задание.

  1. Создаёт ситуацию для самоконтроля (на слайдах ответы).

  1. Создаёт ситуацию для взаимоконтроля.

  1. Организует анализ стихотворения Б.Пастернака «Июль», через систему вопросов и заданий (работа с таблицей):

  • Какова тема стихотворения? Главный герой, образ? (природа, июль)
  • Композиционно на сколько частей делится стихотворение? (две) Почему? (1часть – загадка; 2 часть – отгадка)
  • Каково отношение автора к изображаемому? (удивление)
  • Назовите портретные черты главного героя (кто он: привидение, домовой, баловник, невежа, призрак, двойник, жилец, приезжий, дачник, отпускник; в халате, в обуви (может, и без нее), в «одёже», нечёсаный растрепа).
  • Как автор очеловечивает образ (каковы его действия: бродит, мелкает, болтается, мешается, крадется, срывает, вбегает, взвивается, снял комнаты)
  • Кроме зрительного образа главный герой (июльский воздух) имеет и характер (нечесаный растрепа, весельчак, болтун).
  • Какие эмоции вызывает  (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный, вольнолюбивый, хотя, возможно, не считается с правилами приличия)
  • Какие изобразительно-выразительные средства позволяют создать зрительный образ? (метафора, олицетворение).
  • Какова идея стихотворения? (восхищение красотой июля)

1. Работают в группах:

 - формулируют высказывание об особенностях лирики Б.Пастернака, продолжая предложения с фиксацией ответов в тетрадях:

«Центральное место в лирике Б.Пастернака занимает тема…» (природы).

«Основная идея поэзии Б.Пастернака – …» (вера в жизнь).

«Авторское отношение к изображаемому в поэзии - …» (удивление перед чудом существования).

«Пейзаж у Б.Пастернака наделен …» (портретными чертами).

«Чтобы природа была очеловечена, автор использует такие средства художественной выразительности, как …» (олицетворение и метафору).

«Автор присутствует в своих стихах как …» (свидетель, наблюдатель).

«Поэт считает, что изображаемый им мир …» (должен говорить за него)

  1. Сообщение результатов работы.

Самооценка результативности участия в четвертом этапе.

  1. В группах обучающиеся меняются по часовой стрелке тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
  2. Ученик, заранее подготовленный, читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Июль».

Учащиеся включаются в беседу, отвечая на вопросы и выполняя задание.

Предметные. Анализируют, обсуждают,  доказывают (завершают заполнение таблицы)

Метапредметные:

 Регулятивные. Удерживают учебную задачу, оценивают собственную деятельность.

Предметные. Выявляют особенности художественного стиля Пастернака.

Коммуникативные. Проявляют активность во взаимодействии для выполнения задания.

Личностные. Мотивация творческой деятельности.

Самооценка результативности участия на четвертом этапе.

5. Организация творческой деятельности (2 урок):

Учитель изобразительного искусства организует ситуацию творческого общения для создания иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль».

Актуализация творческого задания через практико-деятельностный подход (показ иллюстраций, набросков к стихотворению Б.Пастернака «Июль»).

Объявляет конкурс на лучшую иллюстрацию стихотворения Б.Пастернака «Июль».

Создают иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль».

Работают в группах.

Предметные. Владение необходимым аппаратом, достаточным для создания иллюстрации.

Метапредметные:

Регулятивные. Удерживают учебную задачу, на основе анализа стихотворения осуществляет иллюстрацию.

Предметные. Обобщение полученной информации, применение её в практической деятельности, создание собственной иллюстрации.

Коммуникативные. Общаясь, создают коллективную творческую работу – иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль».

Личностные. Мотивация творческой деятельности.

Самооценка результативности участия на пятом этапе.

6. Рефлексия. Подведение творческих итогов:

Организует ситуацию самоконтроля.

1.Конкурс на лучшую иллюстрацию.

1.Выбирают лучшую иллюстрацию.

2. Самооценка собственной деятельности.

Личностные. Достаточный объём изобразительно выразительных средств для создания иллюстрации к стихотворению Б.Пастернака «Июль».

Самооценка результативности участия на шестом этапе.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Б.Пастернака «Июль»

Диагностика достижения планируемых результатов: 1. Какое нравственное приращение получил ученик?

2. Какие способы деятельности он освоил успешно? 3. Все ли обучающиеся испытали ситуацию успеха?

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

Оценочный лист

№ этапа

11

32

33

44

55

66

Итого

Максимальный балл

13

13

13

13

13

13

18

Самооценка

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:    16- 18 баллов   –  «5»        12 - 15 баллов  –  «4»          9 - 11 баллов  –  «3»

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ формируется на основе оценочного листа, проверки выученного наизусть стихотворения и собственных наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"

Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака  позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на ...

Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"

Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака.

Урок- исследование с использованием современных педагогических технологий: КСО, система развивающего и проблемного обучения, приемы деятельностного обучения. Урок способствует развитию анализа поэтиче...

Философская лирика Б.Пастернака

Комплексный анализ художественного текста (Интерпретация стихотворения Б.Пастернака «Сон»)»...