Открытый урок по произведению Л. Андреева "Кусака".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект  урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kusaka.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 «Г» классе 26.02.2015 г.

Учитель:  Русинова Татьяна Леонидовна

Тема:  Рассказ Леонида Андреева «Кусака»

Цель: показать значимость поставленных писателем проблем; совершенствовать  навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

        Приветствие, запись темы урока

  1. Целеполагание

- На прошлом уроке мы с вами начали разговор о писателе Л.Андрееве. Узнали, в чем заключается своеобразие его личности и творческой манеры. Дома вы прочитали рассказ «Кусака». Цель нашего урока – проанализировав текст, сформировать отношение к событиям и героям рассказа.

-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ? (ответы учащихся)

        -Может быть, к концу урока ваше мнение изменится или будет дополнено.

-Лучшие произведения Леонида Андреева отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя. Главным персонажем рассказа «Кусака» становится бездомная собака. Почему собака? Сам Андреев писал об этом так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое страдает одним страданием» 

Запишите эпиграф к уроку: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан Де-Сент Экзюпери )

А теперь обратимся к рассказу и попытаемся найти ту истину, поисками которой был озабочен писатель и которую донес до нас в очень серьезном и щемящем душу произведении.   

  1. Работа с текстом рассказа.

-Выражению идеи произведения помогает его композиция. Каждая глава описывает определенный период в жизни героини, помогает раскрыть внутреннее состояние Кусаки, ощутить трагичность ее судьбы.

3.1 Составление планов (простого и цитатного), беседа по вопросам.

       1. Жизнь собаки до встречи с дачниками: «Она никому не принадлежала»

- Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова из текста передают его особенно ярко?

 (1 абзац)

- Почему Кусака перестала доверять людям? (удар человека, которому она поверила, изменил ее дальнейшую жизнь и характер)

      2. Как Кусака получила свое имя.

-Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?

-Как складывались отношения с приехавшими дачниками?

- Как Кусака выражала людям свою преданность? (Бдительно сторожила дачу)

- Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара? (Последствия перенесенных обид. Ничто не проходит бесследно.)

   3. «Всей своей собачей душой расцвела Кусака»

- Что стоит за этими словами? (У нее теперь было имя, она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока)

   4. Кусаку решили оставить:  «Жа-а-лко»

(ребята читают по ролям диалог мамы и Лели)

- Почему дачники не взяли Кусаку в город? (некуда)

- Согласны ли вы с доводами мамы? (да, нет, аргументы)

-Какие слова Лели говорят о том, что ее сожаление было не совсем искренним? (Когда мама пообещала Леле породистого щенка, девочка снова повторила: «Ж а-а-лко», но не заплакала)

Вывод: Значит, было куда! Просто к собаке отнеслись как к вещи – без жалости и сострадания: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой»

 -Как вы относитесь к Леле?

- Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (Человек часто жесток не только по отношению к собакам, но и к другому человеку)

   5. Снова одиночество: «Собака выла»

-Как реагировала собака на отъезд людей? Искренне доверившись людям, подарив им любовь и верность, раскрыв свою «собачью душу», могла ли Кусака думать о предательстве?  (Последние строки рассказа как стон души, стон отчаяния, покорности и безнадежности, плач о невозвратности счастья).

4.  Итог урока

-Какие переживания вызвал у вас рассказ? (ответы)

-Рассказ Леонида Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим». Он помогает нам посмотреть на наши поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим». И помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

      5.  Домашнее задание

       Прочитать рассказ Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Открытый урок по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тема: " Истоки товарищества, героизма и предательства в произведении Н.В.Гоголя " Тарас Бульба"...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Открытый урок по произведению "Маленький принц"

Открытый урок по произведению "Маленький принц"...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Открытый урок по произведению А. Платонова "Мир глазами детей".

Файл содержит материалы для проведения открытого урока по произведению А. Платонова "Мир глазами детей"....

Открытый урок по произведению А.С. Пушкина " Вот север тучи, нагоняя,..."

Урок разработан  по программе коррекционной школы 8 вида....