Открытый урок по произведению А.С. Пушкина " Вот север тучи, нагоняя,..."
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Наталья Николаевна Бережная

Урок разработан  по программе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_otkrytomu_uroku.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа – интернат № 29»

Конспект открытого урока

 по А. С. Пушкину

«Вот север, тучи нагоняя,…»

Составитель: Бережная Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы

г.Георгиевск

2021-2022 уч.год

Цели: заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А.С. Пушкина;

формировать навыки эмоционально-выразительного чтения поэтического произведения; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая стихи поэта.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование навыков выразительного чтения  посредством работы над произведением , навыков работы с текстом при анализе стихотворения, навыки планирования ответа  путем вовлечения детей в диалог,  монологической речи, путем правильной постановки вопросов.

Коррекционные : развивать умение преодолевать трудности, используя проблемные ситуации;  коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально- волевой сферы учащихся  через умение выражать свои чувства, также развивать  внимание, память, мышление, монологическую и диалогическую речь, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости приобщать детей к ЗОЖ.

Воспитывающие: воспитывать мотивацию к учению, культуру общения и поведения.

Планируемые результаты:

Предметные: развивать умение работать в группе и умение слушать своих товарищей, ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности.

Личностные: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействие с учителем и одноклассниками, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать представление о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи.

                 

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского ,  раздаточный материал для работы в группах и в парах.

Эпиграф : Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений…

                        Фёдор Глинка

Тема: А.С. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя…»

Ход урока:

Вводная часть:

1.Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости!  Давайте им покажем, как мы умеем активно работать, достойно вести себя, грамотно отвечать на вопросы.

Я вас прошу, давайте поприветствуем наших гостей.

(Ребята поворачиваются, здороваются с гостями!)

Учитель - Ребята, я тоже рада вас видеть. Здравствуйте. Садитесь.

Ребята здороваются, садятся.

Слайд 2

Итак

Начинается урок,
Он пойдет вам, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Подготовка к чтению.

- Начнем урок с разминки.

Слайд 3

Чтение чистоговорок (учитель и хором) 

Ла-ла-ла – зима пришла.

Ра-ра-ра – рада детвора
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Чать-чать-чать – зимушку встречать.

Слайд 4

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку» 

- Ребята, какое за окном время года? (зима).

- Какие признаки зимы вы знаете? (ответы)

- Зимой идет снег. Представьте, что одна снежинка упала на ладонь и нужно ее сдуть. Наберем воздух через нос и выдохнем через рот.

Основная часть

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 5

Учитель - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта. Я буду вам называть начало названий сказок, которые он написал, а вы будете продолжать.

Дид.игра «Продолжи названия сказок.» 

«Сказка о рыбаке и ….. рыбке.»

«Сказка о царе …. Салтане.»

«Сказка о мертвой царевне и …. семи богатырях.»

- Кто автор этих сказок? (А.С.Пушкин) 

Слайд 6

-Верно.  Аполлон Григорьев написал об Александре Сергеевиче Пушкине, что он … НАШЕ ВСЁ, а   современник Пушкина  Владимир Одоевский   после трагической гибели на дуэли назвал  Александра Сергеевича  СОЛНЦЕМ НАШЕЙ ПОЭЗИИ.  

Слайд 7

Учитель -Открываем тетради и записываем сегодняшнее число 8 декабря, классная работа и записываем Александр Сергеевич Пушкин.

Слайд 8

 Групповая работа

Учитель - Разделитесь сейчас на группы. У вас на столах лежат рабочие материалы. Возьмите пожалуйста тексты на жёлтой бумаге,  внимательно их прочитайте. После текста, на обратной стороне листа, вы видите  вопросы, на которые вам вместе нужно найти ответы и записать их.

Я готова вам помочь, если это будет нужно. Для этого поднимите руку и я подойду.

Как только группа  готова поднимайте руку.

Ребята работают  над текстом.

Итак ребята давайте сейчас по прочитанным текстам проведём совместную работу.

Что вы узнали из прочитанного текста?

1 Когда родился А.С.Пушкин? 6 июня 1799г.

2 Когда умер А.С.Пушкин?   10 февраля 1837 г.

Слайд  9

Давайте эти даты запишем в тетрадях.

1 На каком языке А.С. Пушкин сочинял свои первые стихи?

1 Как звали няню Пушкина?

2 Где учился Пушкин?

2 Где в наше время хранятся многие личные вещи Александра Сергеевича Пушкина ?

1. Благодаря кому маленький Пушкин полюбил русский язык и услышал русские сказки?

2  Как называется роман в стихах, который написал Пушкин? Какой отрывок  из романа будем сегодня читать? (давайте это запишем в тетрадях). В каком году его полностью напечатали? ( 1833 г.)

Слайд 10

- Так ребята, продолжаем.

Слайд 11

Работа в парах.

 Учитель.- Ребята, сейчас мы будем с вами работать в парах.  Перед вами конверты. Откройте их. Внутри вы найдёте текст стихотворения, но он разделён на части.

Постарайтесь так соединить части , чтобы у вас получилось стихотворение.

Теперь откройте учебник на стр. 85 и сравните.

 Поднимите руки у кого текст получился таким же как в учебнике?

- Молодцы ребята. Отлично.

Слайд 12

А теперь ребята пришло время сделать нам с вами небольшой перерыв. Физминутка.

Продолжаем нашу работу на уроке.

Слайд 13

- А теперь послушайте как это стихотворение звучит под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (учитель читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима.» )

Вот  север, тучи нагоняя,/

Дохнул,  /  завыл  //  – и вот сама *

Идет   /   волшебница-зима!

Пришла,  / рассыпалась;/клоками*

Повисла на суках дубов; /

Легла  волнистыми коврами /

Среди  полей,  / вокруг холмов;  //

Брега  с  недвижною рекою /

Сровняла пухлой пеленою; //

Блеснул мороз. //  И рады мы /

Проказам матушки зимы.

-Вам понравилось стихотворение?

-Какое чувство оно вызывает?

-А как поэт относится к зиме? 

-Какие образы  вы себе представили, слушая это стихотворение? 

(ответы детей)

Слайд 14

 Посмотрите на слайд. На нём вы видите устаревшие слова, которые встречаются в тексте. Подумайте, что эти слова обозначают. ( ответы детей) 

Слайд 15

( Клок, брега, пелена, недвижная река)

Отлично ребята.

Продолжаем анализировать текст стихотворения.

 

Слайд 16

Индивидуальная работа :  Горбунова Ангелина,  Артюшенкова Кира.

Кубик Блума

Как Пушкин называет зиму? ( волшебница, матушка)

А зима действительно волшебница. Она преображает природу.  Это время года обладает способностью рисовать одной белой краской, но многими оттенками.

Назови слова и выражения, которыми автор рассказывает,- Что произошло с рекой? (она замерзла, выпал снег и сровнял ее с берегами)

Придумай объяснение выражению «блеснул мороз» Как вы понимаете выражение «блеснул мороз»? Скажите, разве мороз может блестеть?  Что же имеет в виду Пушкин?   ( в мороз снег блестит на солнце)

И какие же ещё  чудеса творит зима? Что зима делает? (Пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла).

Учитель - Эти слова-глаголы поэт использует для того, чтобы ярче представить наступление зимы. Что зима действительно, как живое существо. Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живая.

Почему поэт называет действия зимы проказами? А как поэт назвал действия зимы? (Проказы).

Объясни выражение « проказы матушки зимы». Как вы понимаете выражение «проказы матушки зимы»?

Поделись за что ты любишь зиму?

Все любят проказы матушки зимы. За что вы ребята любите зиму?

Кто-то любит за мороз, который румянит щёки, пощипывает нос, рисует узоры на оконном стекле. Кто-то за первый снег, серебристый иней, пушистый наряд на деревьях и крышах домов. А кто-то за снежные метели, вьюги, сугробы.

Найдите и прочитайте строки, в которых картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, весельем (две последние строчки).

Предложи свою версию. Как ты думаешь … Какие чувства овладели поэтом, когда он писал это произведение? (вначале - уныния, печали, тревоги, потом - восторга, радости, восхищения…)

-Передал ли вам поэт это настроение?

-Кто мне скажет , поэт описывает один день или результат многих дней. Докажите.

Каким явлением природы вы больше всего любуетесь зимой? (снег идёт).

- Чему учит это стихотворение?

Учитель – А теперь читаем стихотворение ещё раз самостоятельно.

Подготовка к выразительному чтению, чтение стихотворения детьми.

- Чтобы прочитать стихотворение выразительно, нам нужно соблюдать логические паузы и выделять голосом некоторые слова.

/ - логическая пауза

// - длинная логическая пауза

__ - выделение голосом + хлопок

Учитель вместе с классом читают стихотворение.

(хором выразительно читаем стихотворение)

Вот  север, тучи нагоняя,/

Дохнул,  /  завыл  //  – и вот сама *

Идет   /   волшебница-зима!

Пришла,  / рассыпалась;/клоками*

Повисла на суках дубов; /

Легла  волнистыми коврами /

Среди  полей,  / вокруг холмов;  //

Брега  с  недвижною рекою /

Сровняла пухлой пеленою; //

Блеснул мороз. //  И рады мы /

Проказам матушки зимы.

- А сейчас, ребята, все  вслух прочитайте стихотворение, а потом желающие прочитают всему классу.

- Молодцы ребята!

- Следующее задание, которое нужно будет выполнить – это составить слово.

Слайд 17

Игровое задание «Составь слово» 

- Внимание!  Вы должны составить слово, которое имеет прямое отношение к нашему сегодняшнему уроку. Фигуры с буквами прикреплены по всему классу .

- Приготовились!

- Найдите среди окружающей обстановки  красный квадрат и запомните первую букву («Г»), вторая буква – жёлтый квадрат ( «Е»), третья буква – зелёный квадрат («Н»), четвёртая – оранжевый квадрат («И»), пятая буква – синий квадрат («Й») 

- Какое слово получилось?  (ГЕНИЙ)   Гений — человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями.

Ребята как вы считаете можно ли Пушкина назвать гением?  Почему?

От его творчества идёт негасимый свет уже на протяжении почти 200 лет. У него вы найдёте всё: мудрость, совет на любой случай жизни.

блажен, кто крепко словом правит

И держит мысль на привязи свою,

Кто в сердце усыпляет или давит

Мгновенно прошипевшую змию;

И в то же время ирония, юмор, приключения.

Мне очень хочется, чтобы вы  взяли с сегодняшнего урока то, что русская культура стоит на трёх вещах: любовь и бережное отношение к русскому языку, а творчество Пушкина , как и многих великих русских поэтов и писателей, пропитано любовью к русскому языку, второе –это идея справедливости. Невозможно представить русского человека без внутреннего горячего желания, чтобы было всё по справедливости. Но это не значит жестокостью ответить на жестокость. Без милосердия справедливость невозможна.  И третье –это творчество Александра Сергеевича Пушкина, в котором есть всё и идеи справедливости, и безграничная горячая любовь к русскому языку.

Слайд 19

Понимал ли Пушкин насколько он гениален. Конечно понимал. Но как человек высокодуховный он  не возгордился . Если бы это случилось , гордыня разрушила бы его талант. Он пишет о своей гениальности спокойно. Он просто дарит нам через столетия частицу себя, своей души.  Посмотрите это стихотворение он написал за несколько месяцев до своей трагической гибели.

И такой хочу дать вам совет.  В жизни каждого человека бывают трудности, неприятности и слава богу , потому что без этого мы не ценили бы радостные моменты своей жизни. Так вот когда вам грустно, берите любое произведение Пушкина и читайте. Поверьте - это помогает почувствовать себя лучше, потому что Александр Сергеевич светлый ангел и его творчество пропитано добротой и любовью к жизни.

Слайд 20

Итог урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто автор этого стихотворения?

Понравилось ли вам это стихотворения?

Что узнали об авторе этого стихотворения?( факты из биографии А.С.Пушкина)

Чему учились?( рассуждать, сравнивать, работать в группе, в парах)

Слайд 21

Рефлексия.

А сейчас, ребята, оцените урок, используя смайлики. Если вам всё было понятно, вы справились с заданиями, довольны своей сегодняшней работой на уроке, то зелёный смайлик, жёлтый – если не всё удалось и красный – ну если уж совсем вы считаете, что урок для вас сегодня не задался.

Выставление оценок за урок. Озвучить оценки ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Домашнее задание.

-Выучить стихотворение наизусть с.85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."

Цель: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций в процессе изучения темы «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»...

Презентация к уроку изучения произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Является интересным наглядным дополнением к теме урока....

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Заключительный урок по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе

Презентация к заключительному уроку по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...