Зима в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цель: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций в процессе изучения темы «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложение к уроку89.69 КБ
Файл Урок30.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык – это оружие литератора, как ружье солдата, чем лучше оружие, тем сильнее воин Максим Горький

Слайд 2

Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному Е.В. Карсалова

Слайд 3

Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Слайд 4

Наши задачи: Наши вопросы:

Слайд 5

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

Слайд 6

Изобразительно-выразительные средства Определение Пример из текста Олицетворение зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл.. Эпитет зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; Метафора блеснул мороз Гипербола Изобразительно-выразительное средство Определение Примеры из стихотворения



Предварительный просмотр:

Барышева Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 г. Владимира

«Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Цель: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций в процессе изучения темы «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Задачи:

- осмыслить образ зимы через текст;

- выявить авторскую позицию;

- актуализировать знания по теме «Изобразительно-выразительные средства»;

- способствовать развитию образного мышления, речи, аналитических способностей, навыков выразительного чтения;

Способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий (формулировать цель, планировать последовательность действий);

- организовать эмоциональное переживание, вчувствование в текст;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Мотивация к действию

Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Е.В. Карсалова

Язык – это оружие литератора, как ружье солдата,

чем лучше оружие, тем сильнее воин.

Максим Горький

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

С. М. Бондаренко.

Прочитайте эпиграфы к уроку. Выделите в них ключевые слова. Объясните смысл эпиграфов.

(ответы обучающихся)

Тема нашего урока: «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».

Какие задачи поставим перед собой? На какие вопросы на уроке хотим найти ответы?

(ответы обучающихся, ответы можно внести в презентацию, чтобы в конце  урока можно было к ним обратиться)

Прежде чем мы начнем работу со стихотворением, я хотела бы спросить вас, как вы относитесь к зиме? Какое это время года? (ответы обучающихся)

Кто из вас считает, что зима - одно из самых красивых и необыкновенных времен года? (ответы обучающихся)

Назовите то, что привлекает наше внимание, то, что завораживает, то, что лежит в основе этой красоты, то, без чего не бывает зимы. (ответы обучающихся)

Я хочу, чтобы маленькая частичка этой красоты сегодня находилась и на нашем уроке, у каждого из нас. (Дарю снежинки).

Рассмотрим ее повнимательнее. Какая она? В чем ее особенность? (ответы обучающихся)

А теперь, пожалуйста, и в своих тетрадях нарисуйте снежинку. (Обучающиеся рисуют снежинку)

А на ее лучах запишем то, что мы представляем, когда слышим слово зима, т.е. то, с чем ассоциируется у нас зима? (Работаем вместе, учащиеся подходят по одному и записывают по слову на доске)

У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима … . (Здесь необходимо подвести итоги, опираясь на ассоциограмму; это может сделать как учитель, так и обучающийся). 

  1. Организационно-исполнительский этап

Перед вами стихотворение, прочитайте его (просмотровое чтение) и ответьте на вопрос каким настроением проникнуто стихотворение? (ответы)

Какие слова помогают передать радостное настроение? (ответы обучающихся)

Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение? (ответы обучающихся)

Как поэт называет зиму? (ответы обучающихся)

Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (ответы обучающихся) 

А почему он называет её волшебницей? (ответы обучающихся) 

Подберите синонимы к слову волшебница. (ответы обучающихся)

- Какие чудеса творит волшебница-зима? (ответы обучающихся)

Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам возможность ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы? (ответы обучающихся)

Почему? (ответы обучающихся)

Физкультминутка

Зима славится своими забавами, играми. Я предлагаю вам поиграть в снежки. Помните, снежок холодный, поэтому, на вопрос отвечайте быстро и долго в руках снежок не держите. (примерные вопросы:  какие стихотворения о зиме вы знаете? Какие зимние праздники, народные приметы вам известны?

В начале урока мы сказали, что оружие литератора – это слово и возможности употребляемых автором слов. Для того чтобы создать яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительно-выразительные средства. Вместе вспомним, а какие средства есть? (ответы обучающихся)

Заполняем таблицу (самостоятельная работа с последующей проверкой)

Изобразительно-выразительные средства

Определение

Пример из текста

Какие из известных средств выразительности нам встретились? (ответы обучающихся)

Почему так много олицетворений в стихотворении? (ответы обучающихся)

Зима, действительно, волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

Ребята, это необыкновенное время года, потому что это единственное время года, которое можно услышать, увидеть и почувствовать.

А теперь наша задача выразительно прочитать это стихотворение. Что необходимо сделать для этого? Помнить при этом? (вместе устно составляем алгоритм работы)

Чтение стихотворения (2-3 учащихся)

  1. Рефлексивно-оценочный

Вам удалось передать радостное настроение этого стихотворения. А мне бы хотелось сейчас узнать, с каким настроением вы уходите с этого урока (положите вашу снежинку в конверт, соответствующий вашему настроению), и нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы, все ли задачи нами решены. Итак, вернемся к задачам и вопросам.

Надписи на конвертах могут быть следующие: радостное, грустное, задумчивое и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Анализ стихотворения "Тучи"(презентация)

Презентация поможет учителю организовать работу над анализом стихотворения, подготовить к ученическому высказыванию. Используется при работе с учебником С.И. Львовой при изучении темы "Расуждение"...

Дидактический материал по чтению к стихотворению «Тучи» М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида .

Дидактический материал к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи» для 9 класса коррекционных школ 8 вида может использоваться непосредственно на уроке при изучении данной темы, а также для разработки теста...

Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Открытый урок по произведению А.С. Пушкина " Вот север тучи, нагоняя,..."

Урок разработан  по программе коррекционной школы 8 вида....