А. Солженицын "Матренин двор".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кузьмина Ирина Владимировна

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ

Александр Солженицын  «Матрёнин двор»

Цели урока: помочь учащимся почувствовать силу и красоту исконно русского языка; показать,

                       что А. Солженицын – продолжатель гуманистических  традиций русской

                       классической литературы; разобраться в философском смысле рассказа; подвести

                       учащихся к мысли, что   Матрёна -  нравственный идеал писателя, на котором должна

                       основываться жизнь общества.

Оборудование: 1. Портрет А. Солженицына

                            2. Иллюстрации к произведению, сделанные учащимися

Ход урока

  1. Рассказ учителя или ученика об А. Солженицыне.

Александр Исаевич Солженицын родился  в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать  (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского  раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.

Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический  факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему  два испытания. Сначала была война. В октябре  1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын  получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация. В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына  и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»(1973-1980)

Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»)

Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А. Солженицына  исключили из Союза писателей. В 1970г. А. Солженицыну  была присуждена Нобелевская премия. В 1974г. после ожесточенной компании против А. Солженицына  в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.

С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет.

В 1994г. А. Солженицын  вернулся на родину

2.Аналитическая беседа.

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив»- отмечалось в критике.

Рассказ был написан в 1959г, впервые опубликован в 1963 г.  в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 (до «хрущёвской оттепели»). Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.

В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» прозу от первых прозведений В.Овечкина, Ф. Абрамова, В.Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В.Астафьева о том, что наша «деревенская проза» вышла из «Матрёнина двора». В.Астафьев назвал «Матрёнин двор» «вершиной русской новеллистики».

Рассказ «Матрёнин двор» автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Владимирской области. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо помнят о страшной катастрофе на железнодорожном переезде в феврале 1957г. Этот рассказ А. Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956г. «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».

  • Как вы понимаете словосочетание «нутряная Россия»?

- Почему именно в «нутряной России» захотелось затеряться рассказчику?

Игнатич (под таким именем предстаёт перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы. У него были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с её выразительным тире, и в выборе слов передаётся настроение героя, выражается самое заветное.

  • Давайте вспомним эпизод во Владимирском облоно. Какая строка передаёт ощущение времени?

(«Но что-то начинало уже страгиваться». Эта строка даёт ход дальнейшему повествованию, раскрывает смысл эпизода в облоно. Мы видим иронию писателя: перещупали каждую букву в документах, походили из комнаты в комнату, позвонили – и место учителя дали).

  • Как вы думаете, почему автор упоминает два населённых пункта – Высокое Поле и Торфопродукт? Какие качества героя раскрываются здесь?

(Душа не приняла населённый пункт с названием «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Опять авторская ирония. В совершено иной тональности написаны строки, идущие перед этой иронической фразой: («От одного названия веселела душа.-…и всё в мире молчит»).  Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Его приятно поразила речь крестьянки: «она не говорила, а напевала умильно, и слова её были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».Автор предстаёт перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. «Ветром успокоения, потянуло» на него от названий. Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово. И далее мы видим проникновенные лирические  зарисовки-описание «высыхающей речушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу.)

 Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна.

Волей обстоятельств писатель соприкоснулся с судьбой старой одинокой женщины.

  • Нарисуйте словесный портрет Матрёны.

(Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини (как, например, описывается внешность Фаддея). Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Прямая авторская характеристика дана в словах: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»).

  • Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Найдите художественные детали, важные для понимания гл. героини.

(Всё в её доме органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана»; и колченогая, подобранная из жалости Матрёной кошка; и мыши, которые в трагическую  ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Неоднократно упоминаются любимые Матрёной фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала Матрёна при  пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы»).

  • Историю «колотной житёнки» Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу. Расскажите о нелёгком жизненном пути героини.

(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть 6 детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжёлая болезнь – немочь, житьё без пенсии).

В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая.

  • В рассказе достаточно наглядно раскрыты отношения власти и человека. Расскажите об этом

(Проработавшая всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки», она не получила пенсии. Пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией А.Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе. На склоне лет, тяжело больная, Матрёна  не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать кусок хлеба. Автор рассказывает, как бесконечно долго и упорно эта женщина почти ежедневно преодолевает путь до сельсовета, хлопоча о пенсии. Причина бесплодности её усилий самая обычная: «в ту осень много …- … одной пачкой сколоты».

У Матрёны одна - единственная коза, но и для неё собрать сена «труд великий». Сама она объясняла нежелание держать корову так: «Э-эх, Игнатич …-… навильник».

 «Новый председатель, присланный из города (!), первым делом  обрезал всем инвалидам огороды. 15 соток песочка оставил Матрёне, а 10 соток так и пустовало за забором».

Трудно было старой женщине разжиться торфом.

  • Почему именно торфом, а не дровами?

- Испытывая такие трудности, обозлилась ли Матрёна на этот мир?

(Нет, она сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». «Сердилась Матрёна  на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу (вспомним, как приказывала жена председателя) шла помогать колхозу, не получая ничего за работу»).

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казёнными. А когда Матрёна, наконец, добивается пенсии за потерю кормильца (а не за себя!), более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «государство -  оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Далеко не радостное впечатление оставляет нарисованная автором картина. Но следует заметить: писатель не только осуждает власть, его голос полон сострадания.

А.И. Солженицын разделил рассказ о Матрене на три части. Каждая часть открывает что-то новое в облике главной  героини:

1 часть – Матрёна предстает в восприятии рассказчика.

2 часть – Матрёна сама рассказывает  о своём  прошлом.

3 часть – И  после смерти Матрёны. к ее образу добавляются новые грани.

  • Почему Матрена Васильевна была  нужным человеком в деревне?

(Это редкий человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает  и то, как искренне радуется она чужому хорошему  урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием)

Стоит обратить на саму форму «приглашения», все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, просто констатируют факт: «Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать,», «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!»

- Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера героини?

(1.Матрёна способна на самоотверженный поступок: она остановила коня, когда тот, испугавшись, понес сани к озеру. Молодая,  сильная, красивая, Матрёна была из той породы русских  крестьянок, что «коня на скаку остановит»

2. Когда приходит очередь кормить пастухов, Матрёна готовит от души

 3. Воспитывает племянницу Киру.)

- Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга – вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну., что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это).

- Кому из героев рассказа была близка Матрена?

(Много общего у нее с постояльцем. Оба деликатны: вспомните, как Матрёна старалась не шуметь, пока Игнатич утром спит. Оба нелюбопытны к жизни другого человека. Их объединяют благородство души, сострадание, сочувствие. Они – единомышленники, во много совпадают их мировоззрения. Вспомните, как Матрёна варит картошку: лучшую – для Игнатича, себе и козе – помельче. Больше отдать ей нечего).

Полнее всего раскроется Матрёна во II части, когда придет «высокий черный старик» Фаддей. Пришел Фаддей не к Матрёне., а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. С прихода Фаддея начинается развитие событий. До него Игнатич и Матрёна живут настоящим, не тревожат прошлого друг друга, не расспрашивают о нем. Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе. Горячее, незабытое, оно не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел.

- Что рассказала Матрёна об отношениях с Фаддеем?

(Матрена не дождалась своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата Ефима определили ее судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась ее душа. И все же не о себе думала тогда Матрёна: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало».).

- Понял ли ее жертвенность Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?

(Нет, из его уст мы слышим страшную и жестокую угрозу: «Если б то не брат мой родной-я бы вас порубал обоих». Эта угроза спустя десятилетия нагонит Матрену).

- С каким чувством рассказывает Матрёна историю своего замужества?

(Обилие многоточий выдает крайнее волнение Матрёны. Не случайны и глаголы: «прошептала», «уронила», «обернулась к двери, как живой», «закрыла глаза». Матрёна не просто излагает события, она вновь переживает их. Сила этого переживания столь велика, что Игнатичу кажется, что всё, что рассказывает Матрена, происходит сейчас, здесь – он невольно оглядывается, зримо представляя события, происходившие более 40 лет назад).

- В чем чувствовала свою вину М.?

(Фаддей в юности был другим – не случайно же его полюбила  Матрёна. И в том, что он изменился – есть вина Матрёны. Поэтому Матрёна, чувствуя это, многое ему прощала. Обозленный Фаддей вымещал свою обиду и злость на жене - найденной второй Матрёне).

- Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. Почему не спит две  ночи Матрёна?

(Ей тяжело решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Матрене не жалко саму горницу: ломка дома воспринимается как ломка всей ее жизни. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом -  погибнет и его хозяйка).

- Почему читатель верит ей? Почему мы чувствуем, что события закончатся трагически? Когда и где автор успел подготовить нас к такому финалу? Найдите подсказки автора.

(1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов

2. Страх Матрёны перед поездом.

3. Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование.

4. Исчезновение колченогой кошки)

- Кто виноват в гибели Матрёны?

(Фаддей. Ему нужно было захватить горницу, участок земли.

Тракторист – хотел получить плату за перевоз, поэтому он не хотел другого тракториста. К тому же он взял трактор тайком, поэтому мог сделать только один рейс, чтоб успеть к утру поставить трактор на место. Но самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность – вечная разрушительница жизни, человечности. Через 40 лет Фаддей выполнил угрозу. «Перебрав тальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один»).

- Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств?

(Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. И если не придерживаться реального факта, то в этом виден какой- то символ: уходит из жизни именно Матрёна – праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. Разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна).

- Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге. А что же Фаддей?

(Стр. 30-31 «А первые сани… - «Матрениных сестер». Фаддей – самая страшная фигура в рассказе, этот «ненасытный старик» потерял элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Только что мы говорили о том, что Матрёну столько лет грело не  погасшее к Фаддею чувство. А Фаддей? Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрёны).

- Наблюдение за поведением жителей на похоронах Матрёны дает возможность показать ту среду, в которой она существовала. Кто искренне переживает ее горе?

(Людей, искренне переживающих смерть Матрёны, очень мало: близкая подруга (не забывшая кстати спросить ее кофту), «вторая Матрена» и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны – он занят спасением горницы. После смерти Матрёны тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили (!) 200 похоронных рублей».

Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство. Плач превратился в своего рода политику. На поминальном ужине много пили, громко говорили «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, никто в эту вечную память не вкладывал чувства»).

   Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника» - имеет глубокий смысл.

Праведник – в позапрошлом веке это понятие было в чести. Так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Более того, оно приобрело иронический оттенок. Читаем «Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Точная характеристика Матрёны!). И все бы нормально, если бы рядом с этим определением не стояла в словаре пометка – «ирон.». Действительно, отношение окружающих к Матрёне вполне соответствует такому толкованию. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Так логически выстраивается цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Л.Толстой и Ф.Достоевский. Но гибнет Матрёна – и рушится этот мир: растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке.

- Горек финал рассказа. Прочитаем его (стр.33 «А она не имела… - до конца)

Увидеть в простой деревенской старушке праведницу, великую душу мог только А.Солженицын. И дело не столько в ее высокой образованности, тонкой интеллигентной проницательности, сколько в его духовном родстве с Матрёной.

  1. Домашнее задание

Творческое задание. Вольная интерпретация произведений Н.С. Лескова и А.И. Солженицына в свете русской народной пословицы «Не стоит село без праведника»; тест по произведению «Матренин двор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Урок "На птичьем дворе"

Данный урок позволит научить различать предметы по форме, цвету, величине. Развивает слуховое и зрительное восприятие....

Проект "Школьный двор"

Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, ...

Экскурсия по школьному двору

На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев.  С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору....

Сценарий экологического спектакля "Мой двор"

В спектакле участвуют ребята разного возраста. Весна. Обычный  двор города Череповца. Звучит веселая песенка. На скамеечке сидит баба Клава, рядом в песочнице играет её внук Витя. На сцену в...

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....