Статья "Использование внутрипредметных связей на уроках литературы"
статья по литературе

Борисова Анна Ивановна

В статье обозначена роль внутрипредметных связей в учебном процессе. Как и в каких произведениях мы с ними встречаемся.Примеры взяты из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Анна Ивановна

Использование внутрипредметных связей на уроках литературы

        Важную роль в обучении литературе играют внутрипредметные связи, которые отражают динамику литературного процесса, преемственность и поступательность его развития на различных исторических этапах, взаимосвязь между различными авторами одной эпохи. Те или иные аспекты внутрипредметных связей представлены в работах современных ученых методистов Г.И. Беленького [1], О.Ю. Богдановой [2], В.Г. Маранцмана [6], Т.Г. Браже [4].

        Исследование данной проблемы позволит ответить на ряд вопросов: к каким приемам работы следует обратиться, чтобы текст художественного произведения не оказался в «изоляции» «от более широкого историко-литературного и социально – исторического контекста», а его связи «с универсальными, эстетическими, социальными и историко –культурными  закономерностями» не обрывались; как, используя внутрипредметные связи, соединить эмоциональное восприятие  произведения с углубленным разбором его содержания; каким образом расширить горизонты познания школьника, используя диалог авторов разных эпох, «бродячие сюжеты», образы, мотивы произведений разных авторов.

Понятия «межпредметные» и «внутрипредметные связи» объединяет слово «связь» - отношение взамной зависимости, обусловленности, связь фактов, явлений, событий [3, с.1164]. Существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания играют межпредметные связи. Они выступают как средство  усиления единства комплексного подхода к обучению.

       Роль внутрипредметных связей в учебном курсе велика: они помогают видеть мир  в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление учащихся, расширяют их кругозор, непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения.

        Для создания внутрипредметных связей в методике существуют определенные приемы и способы:

  -использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее;

  - использование специальных заданий при подготовительном повторении;

  - использование сопоставления и интеграции однотипного материала;

  - обобщение материала на основе сравнения.

       Для обобщения материала можно составить опорные таблицы, схемы, алгоритмы, сравнительные характеристики.

       С.А. Зинин выделяет уроки изучения историко – биографических связей, уроки межтекстовых взаимодействий, уроки на основе художественных универсалий [5, с.82].

      Проиллюстрируем примерами из собственного опыта работы использование внутрипредметных связей на уроках литературы.

  • Уроки изучения историко-биографических связей.

При изучении творчества А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя необходимо показать взаимоотношения двух гениев русской литературы, определить «пушкинскую тему» в истории создания комедии «Ревизор», задать вопрос учащимся: «Какова роль Пушкина в истории создания комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?  После изучения  комедии провести итоговый контроль: что роднит судьбы А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя?

  • Уроки межтекстовых взаимодействий.

В качестве примера можно провести изучении поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в процессе которого учитель подводит учащихся к ответу на вопрос: в чем заключается связь  поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с традициями русского фольклора?

Межтекстовые взаимодействия встречаются при изучении сказки – были М.М. Пришвина «Кладоая солнца» и сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка». Учащимся предлагаются индивидуальные задания – показать образы главных героев, по подгруппам – сопоставить, то есть найти сходство и различия героев, позже идет сравнение с героями русского фольклора.

  • Уроки на основе художественных универсалий.

С художественными универсалиями мы  сталкиваемся при изучении «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др. рассматривается тема «двойника» и его развитие в русской классике. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы обращаемся к образу степи, выясняя, какую роль играет степь в повести. Почему автор подробно описывает степь?

       При изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» предлагаю учащимся обратится к названию повести, просматриваем отдельные отрывки, исходя из этого строю беседу. Можно предложить задания по группам: подготовить образы героев, зарисовки понравившихся эпизодов и т.д.

       Подробнее остановимся на примерах внутрипредметных связей в изучении курса литературы в 5-9 классах.

       Изучая произведения, мы встречаемся с мистикой (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Портрет»; А.С. Пушкин «Бесы»; М. Ю. Лермонтов «Русалочка»); с поиском смысла жизни   (В.Г. Короленко «В дурном обществе», Д.Лондон «Любовь к жизни»); войной ( М. Ю. Лермонтов «Бородино», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»); с мотивом сна (В.А. Жуковский «Светлана»,  А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»); говорим о братьях наших меньших (А.П.Чехов «Каштанка») и т.д. При изучении этих произведений можно использовать разные виды работ: сравнение литературных героев, графический анализ текста, цветопись изученного произведения, работу с иллюстрациями, составление кроссвордов и викторин.

       Теория литературы объединяет представления о внутренней структуре художественного произведения. При изучении эпоса и лирики ставится цель различения индивидуального стиля писателя. Дети учатся различать особенности индивидуального стиля писателя, гармонично сочетать образное и логическое мышление в анализе литературного произведения.

      Организация уроков литературы на основе внутрипредметных связей  с широким использованием приемов сравнения и сопоставления помогает более эффективно решать проблему литературного образования и развития учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе.М.: Просвещение, 1990.
  2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1979
  3. Большой толковый словарь. СПб.: Норинт , 1998.
  4. Браже Т.Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы: кн. Учителя. М.: Просвещение, 1986.
  5. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко - литературного  курса. М.: Русское слово, 2006.
  6. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГПИ, 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы

Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к дух...

Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В.  . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...

Моя семья (Module 4, Extensive Reading, межпредметные связи с уроком литературы)

УМК: Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В.    Эванс]. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение...

Технологическая карта урока английского языка. Through the Looking Glass (В Зазеркалье) Межпредметные связи с уроком Литературы. 6 класс

Технологическая карта урока Предмет Английский языкУМК «Английский в фокусе» (Ваулина Ю., Эванс В.) Тема: Extensive Reading. Across the Curriculum: Literature. Through the L...